Программа формирования общеучебных умений школьников по географии
Программа формирования общеучебных умений школьников по географии Общеучебные умения — это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний. В предлагаемой программе они сгруппированы по следующим основаниям: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические умения. Эта классификация в определенной мере отличается от традиционного деления общеучебных умений на учебно-
организационные умения (организация учебного труда), учебно-информационные умения (работа с книгой и другими источниками информации), учебно-коммуникативные умения (культура устной и письменной речи) и учебно-интеллектуальные умения. Объясняется это следующим:
Учебно-управленческие умения. Необходимость переименования «учебно-организационных умений» в «учебно-управленческие» обусловлена следующими обстоятельствами. Понятие «организация» весьма многозначно по своему содержанию, и это нашло отражение в разнообразных определениях, существующих в специальной литературе. Организацию рассматривают и как объединение людей, совместно реализующих цель и действующих на основе определенных правил; и как внутреннюю упорядоченность, согласованность частей целого; и как функцию управленческой деятельности, обеспечивающую взаимодействие частей системы для достижения целей. Естественно, что в основу выделения группы учебно-организационных умений была положена последняя трактовка понятия «организация», т.е. как функции управления. Однако возникает закономерный вопрос: почему учение как вид самоуправления сводится только к одной функции управления — к функции организации и при этом исключаются другие функции управления.
Данную группу умений целесообразно рассматривать сквозь призму управленческого цикла, под которым принято понимать целостную совокупность сориентированных на достижение определенной цели взаимодействующих управленческих функций, выполняемых последовательно, а иногда параллельно. Как правило, в состав управленческого цикла включают следующие функции:
планирование, т.е. определение целей и средств их достижения;
организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами
для выполнения планов;
контроль, т.е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов;
регулирование, т. е. корректировка планов и процесса их реализации;
анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов.
Следовательно, функция организации занимает свое место среди других управленческих функций. Поэтому, рассматривая процесс учения как процесс самоуправления, было бы корректнее «учебно-организационные умения» назвать «учебно-управленческими». Следует отметить, что осмысление учебно-управленческих умений в аспекте управленческого цикла позволяет не только установить полный состав данных умений, но и определить их взаимообусловленность, взаимодействие, взаимодополняемость, определенную последовательность использования.
Таким образом, под учебно-управленческими умениями можно понимать общеучебные умения, обеспечивающие
планирование,
организацию,
контроль,
регулирование и
анализ собственной учебной деятельности учащимися.
Динамика представленных в программе учебно-управленческих умений отражает развитие самостоятельности учащихся в процессе учения, т. к. развитие самостоятельности есть переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Очевидно, что в процессе обучения функция передачи учителем знаний должна уменьшаться, а доля самостоятельности учеников соответственно расти. Идеальным результатом обучения можно считать достижение такого уровня развития учебной деятельности учащихся, когда они могут самостоятельно ставить учебные задачи, находить способы их решения, организовывать себя на их осуществление, контролировать и оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности.
Учебно-информационные умения. Если обратиться к существующим попыткам определить понятие «информация», то мы увидим, что все многообразие определений имеет некий инвариант: информация — это сведения, которые являются объектом передачи, преобразования, использования и хранения. Понятие «информация», обычно рассматривают в контексте понятия «информационный подход». С позиции данного подхода информация представляет собой сведения, включенные непосредственно в коммуникативный процесс:
источник информации (т. е. подсистема генерирующая, собирающая и передающая сведения);
сведения (т. е. собственно информация, закодированная с помощью определенных знаков);
канал (т.е. средство передачи сведений);
получатель (т.е. подсистема, получающая, раскодирующая и интерпретирующая сведения).
Таким образом, в аспекте информационного подхода нельзя делить общеучебные умения на учебно-информационные и учебно-коммуникативные, в силу того, что информация появляется только в процессе коммуникации. Исходя из вышеизложенного, целесообразно объединить учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения в одну группу и дать ей название «учебно-информационные умения» в силу примата категории «информация».
С позиций информационного подхода учение представляет собой
— деятельность ученика, состоящую из получения информации;
ее преобразования;
— получения информации о ходе учебной деятельности от учителя или в результате самоконтроля;
— внесение в деятельность определенных корректив в случае необходимости;
— вновь получение информации о процессе и результатах деятельности и т.д. вплоть до выполнения учебной
задачи.
Такое понимание процесса учения определяет приоритетное значение учебно-управленческих умений, направленных на формирование учебной задачи, проектирование ее выполнения, и заставляет рассматривать учебно-информационные умения как средство достижения данной задачи.
Таким образом, под учебно-информационными умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие нахождение (или генерацию),
прием,
переработку,
использование и
передачу информации для решения учебных задач.
В качестве основания для группировки учебно-информационных умений рассматриваются ведущие источники информации. Очевидно, что приоритетными и наиболее актуальными источниками информации в процессе школьного обучения являются тексты и реальные объекты. Под реальными объектами можно понимать предметы, живые существа, процессы, явления, объективно существующие в действительности.
Под текстом понимается целостная последовательность знаковых единиц. В свою очередь, умения, направленные на работу с текстом, можно декомпозировать, учитывая деление текстов, на устные (вербальные) и письменные (документальные). На основании этого в программе представлены три группы учебно-информационных умений:
«умения работать с письменными текстами»,
«умения работать с устными текстами»,
«умения работать с реальными объектами как источниками информации».
Учебно-логические умения. Наряду с понятием «мышление» традиционно используется термин «интеллект».
Мышление — это процесс решения задач с целью получения новых знаний и создания чего-либо.
Интеллект — это характеристика общих способностей, необходимых для всех процессов познания, т.е. не только для мышления, но и для воображения, памяти, внимания, речи и т.д.
В соответствии с типом задач, которые решаются в процессе мыслительной деятельности, выделяют три основные вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Логическое мышление — это решение задач, которое сначала и до конца осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях. Познавательная сила логического мышления заключается в том, что при достоверности исходных положений логичность мысли обеспечивает ее истинность.
Способы мыслительной деятельности традиционно делятся в соответствии с вышеназванными видами мышления на действенные, образные и логические. Очевидно, что логические умения являются важнейшим компонентом мыслительной деятельности, ибо одной из существенных характеристик мышления является то, что это логически организованный поисковый процесс, сосредоточенный на разрешаемой проблеме. Данные группы умений не выступают изолировано в реальном решении мыслительных задач, возникающих в процессе учения, тем не менее, учебно-логические умения можно рассматривать как самостоятельную группу общеучебных умений. Посредством данных умений информация структурируется для обеспечения поступательного движения от незнания к знанию.
Таким образом, под учебно-логическими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Учебно-логические умения в полной мере не являются однородными, их условно можно разделить на две группы. В первую группу входят пять первых умений, соответствующих основным методам и формам мышления, которые являются предметом изучения формальной логики. Однако формальная логика, несмотря на богатый арсенал своих средств, не охватывает процесс движения мысли в его диалектических противоположностях. Эти вопросы решает диалектическая логика, предметом которой является творческое мышление, проявляющееся в постановке и решении проблем.
И в завершение необходимо отметить несколько особенностей программы. Учитывая общеобразовательный приоритет первых двух ступеней обучения, умения в программе разделены на умения начальной и основной школы. Очевидно, что в 10—11 классах данные умения должны активно использоваться и развиваться. В связи со спецификой формирования общеучебных умений и основываясь на сложившихся в настоящее время подходах к разработке предметных стандартов, в программе отсутствует деление умений по классам. Содержание программы основывается, прежде всего, на исследованиях отечественных дидактов, философов и психологов, получивших наибольшее признание как среди теоретиков, так и в практике работы школ.
В отличие от учебно-управленческих и учебно-информационных умений, сгруппированных в два блока для начальной и основной школы, учебно-логические умения представлены целостно для всех ступеней общеобразовательной школы. Это объясняется следующим. Совершенствование качества учебно-управленческих и учебно-информационных умений в первую очередь определяется усложнением алгоритмов и нормативных требований к учебной деятельности. Например, в начальной школе составляется простой план, а в основной — сложный план устного или письменного текста. В то время как учебно-логические умения и в начальной, и в основной школе осуществляются по одному и тому же алгоритму, но возрастает сложность учебной информации, которая анализируется, сравнивается, обобщается.
Общеучебные умения |
Программа основных умений |
Формирование общеучебных умений средствами географии |
Учебно – управленческие умения |
1.1. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
1.2. Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному
(индивидуальному) выполнению учебной задачи.
1.3. Ставить общие и частные цели самообразования.
1.4. Владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета.
1.5. Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
1.6 Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом.
1.7 Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
1.8 Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения.
Учебно -информационные умения
2.1.Умения работать с письменными текстами
2.1.1. Бегло, сознательно, правильно с соблюдением необходимой меры выразительности читать научно-популярные, публицистические и официально-деловые тексты.
Темп чтения вслух соответствует утвержденной норме
2.1.2. Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения:
сплошное, выборочное, беглое; сканирование; аналитическое, комментированное; предварительное, повторное
Беглое чтение (динамичное, партитурное) — быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения.
Сканирование — быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии.
Аналитическое чтение — критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составлением тезисов, рефератов и т.д.
Предварительное чтение — чтение, в процессе которого отмечаются все незнакомые иностранные слова, научные термины, чтобы в дальнейшем уяснить их значение по словарям и справочникам.
Повторное чтение — чтение текста посредством нескольких итераций (лат. Iteratio- повторение) с целью более глубокого осмысления.
2.1.3. Составлять сложный план письменного текста.
Сложный план — это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
2.1.4. Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики.
Таблица — это представление информации посредством горизонтального деления (строк) и вертикального деления (колонок, столбцов или граф).
Схема — это условное графическое изображение, показывающее составные части объекта и связи между ними.
График — это наглядное изображение зависимости какой-либо величины от другой.
2.1.6. Составлять тезисы письменного текста.
Тезисы — это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.
2.1.7. Составлять конспекты письменного текста. Конспект — это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
2.1.8. Составлять аннотацию письменного текста.
Аннотация — небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги или статьи.
2.1.9. Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста.
Пометки — это надписи, записи, знаки, отмечающие что-либо: важность, актуальность, неясность, несогласие и т.п.
Выписки — это копия части текста.
Цитата — это выписка, наиболее характерно отражающая ту или иную мысль автора.
2.1.10. Составлять рецензию письменного текста.
Рецензия — это изложение анализа текста, в котором рассматривается его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.
2.1.11. Составлять реферат по определенной форме.
Реферат — это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.
2.1.12. Осуществлять библиографическое описание книги, написанной несколькими авторами, статьи в журнале, статьи в сборнике, многотомного издания.
2.1.14. Владеть различными видами изложения текста.
Объем сочиненного текста соответствует
утвержденной норме.
2.2. Умения работать с устными текстами
2.2.1. Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту.
Контекст — это законченная часть текста, в котором отдельные слова или обороты речи получают точный смысл, соответствующий их нормативному употреблению.
2.2.2. Составлять сложный план устного текста
2.2.3. Составлять на основе устного текста таблицы,
схемы, графики
2.2.4. Составлять тезисы устного текста
2.2.5. Составлять конспект устного текста
2.2.6. Осуществлять цитирование устного текста
2.2.5. Составлять рецензию устного текста
2.2.6. Составлять доклад.
Доклад — это устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы.
2.2.7. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики.
Дискуссия и полемика — виды спора, состоящие, в первом случае, в достижении определенной степени согласия, во втором — победы одной стороны над другой.
2.3. Умения работать с реальными объектами
как источниками информации
2.3.1. Самостоятельно осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:
1. Определение цели наблюдения.
2. Выбор объекта наблюдения.
3.Выбор способов достижения цели
наблюдения.
4.Выбор способа регистрации
полученной информации.
5.Обработка и интерпретация
полученной информации.
2.3.2. Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное, неструктурированное; полевое, лабораторное)
2.3.3. Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования непосредственного или опосредованного наблюдения.
Непосредственное наблюдение — это наблюдение, в процессе которого объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя.
Опосредованное наблюдение — это наблюдение, в котором воздействие объекта на органы чувств наблюдателя опосредовано прибором.
2.3.4. Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента.
Эксперимент — это метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения, беседы, анкетирования и др.
2.3.5. Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую следующие основные позиции:
1. Цель эксперимента.
2. Объект и предмет эксперимента.
3. Гипотеза.
4. Способы и условия подтверждения
гипотезы.
5. Способы регистрации процесса и
результатов эксперимента.
6. Способы обработки и интерпретации
полученной информации.
2.3.6. Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспериментальной работы, ее результаты и выводы о подтверждении (опровержении) гипотезы.
2.3.7. Использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.
1. Материальное (предметное) моделирование:
— физическое моделирование — это моделирование, при котором реальный объект замешается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта.
— аналоговое моделирование — это моделирование, основанное на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываемые формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т. п.).
2. Мысленное (идеальное) моделирование:
— интуитивное моделирование — это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающимся или не требующим формализации.
— знаковое моделирование — это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.
Учебно – логические умения
3. Учебно-логические умения
3.1. Анализ и синтез
3.1.1. Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
3.1.2. Определять аспект анализа и синтеза, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
3.1.3. Определять компоненты объекта (т. е. составляющие части) в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза.
3.1.4. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
Качественное описание — это определение свойств компонентов объекта.
Свойство — это особенность, которая характеризует объект или его компоненты, но не является их составной частью и проявляется в отношениях с другими объектами или компонентами.
Количественное описание (измерение) — это определение соотношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу.
3.1.5. Определять пространственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один подле другого.
Отношение — это, когда с изменением состояния одного из объектов меняется состояние другого, и тогда, когда такого изменения не происходит.
Связь — это такое отношение между объектами, когда изменение одного из них соответствует изменениям другого.
3.1.6. Определять временные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один после другого.
3.1.7. Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи назначений, ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту, и, прежде всего, связи субординации и координации.
Субординация — это согласованность
функций компонентов объекта по вертикали.
Координация — это согласованность функций
компонентов объекта по горизонтали.
3.1.8. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.
Причина — это побудительное начало; то, что
порождает другое или вызывает в нем
изменения.
Следствие — это то, что с необходимостью
вытекает из другого.
3.1.9. Определять отношения объекта с другими
объектами (См.: 3.1.5-3.1.8).
3.1.10. Определять свойства объекта, т. е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.
3.1.11. Определять существенные признаки объекта.
Существенные признаки — это признаки, без которых данный объект существовать не может.
Признаки — это компоненты, их свойства и отношения между компонентами, а также свойства объекта и отношения между данным объектом и другими объектами, по которым объект можно узнать, определить, описать; все то, в чем объект сходен с другими объектами или отличен от них.
3.2. Сравнение
3.2.1. Определять объекты сравнения, т. е. отграничивать вещи и процессы от других вещей и процессов.
3.2.2. Определять аспект сравнения объектов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.
3.2.3. Выполнять неполное однолинейное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по одному аспекту.
Сходство — это наличие общего признака, т.е.
признака, присущего двум или более объектам
сравнения.
Различие — это наличие отличительного признака, т.е. признака, присущего только одному объекту сравнения.
3.2.4. Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.
3.2.5. Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту.
3.2.6. Выполнять полное комплексное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам.
3.2.7. Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках.
3.3. Обобщение и классификация
3.3.1. Осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), т. е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и зафиксировать их в форме понятия или суждения.
Понятие — это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов.
Суждение — это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о признаках объектов.
Индуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
1. Актуализируйте существенные признаки объектов обобщения.
2. Определите общие существенные признаки объектов.
3. Зафиксируйте общность объектов в форме понятия или суждения.
3.3.2. Осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т.е. актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного и более объектов.
Дедуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму:
1. Актуализируйте существенные признаки объектов, зафиксированные в понятии или суждении.
2. Актуализируйте существенные признаки заданного объекта или объектов.
3. Сопоставьте существенные признаки и определите принадлежность объекта или объектов к данному понятию или суждению.
3.3.3. Осуществлять классификацию, т. е. делить род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.
Род — это совокупность объектов, которые объединяются в целое по общим существенным отличительным признакам.
Классификация осуществляется по следующему алгоритму:
1. Установите род объектов для классификации.
2. Определите признаки объектов.
3. Определите общие и отличительные существенные признаки объектов.
4. Определите основание для классификации рода, т.е. отличительный существенный признак, по которому будет делиться род на виды.
5. Распределите объекты по видам.
6. Определите основания классификации вида на подвиды.
7. Распределите объекты на подвиды.
3.4. Определение понятий
3.4.1. Различать объем и содержание понятий, т.е. определяемые объекты и совокупность их существенных признаков.
3.4.2. Различать родовое и видовое понятия.
Родовое понятие — это понятие, объем которого содержит объем другого понятия.
Видовое понятие — это понятие, объем которого содержится в объеме другого понятия.
3.4.3. Осуществлять родовидовое определение понятий, т.е. находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки.
3.5. Доказательство и опровержение
3.5.1. Различать компоненты доказательства, т.е. тезис, аргументы и форму доказательства.
Тезис — это суждение, истинность которого надо доказать.
Аргументы — это суждения, из которых выводится истинность тезиса.
Форма доказательства — это способ логической связи между тезисом и аргументами.
3.5.2. Осуществлять прямое индуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность общего тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями.
3.5.3. Осуществлять прямое дедуктивное доказательство, т.е. непосредственно выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями.
3.5.4. Осуществлять косвенное аналогическое доказательство (доказательство «от противоречащего»), т.е. устанавливать истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса).
3.5.5. Осуществлять косвенное разделительное доказательство (метод исключения), т.е. последовательно исключать из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли кроме одной, которая является доказываемым тезисом.
3.5.6. Осуществлять опровержение тезиса посредством выведения из него ложных следствий («сведение к абсурду»).
3.5.7. Осуществлять опровержение тезиса посредством установления истинности антитезиса.
3.5.8. Осуществлять опровержение аргументов.
3.5.9. Осуществлять опровержение связи аргументов и тезиса.
3.6. Определение и решение проблем
3.6.1. Определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.
3.6.2. Определять для решения проблем новую функцию объекта, т. е. устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности.
3.6.3. Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.
Комбинировать известные средства для нового решения проблем.
Формулировать гипотезу по решению проблем