Программа и тематическое планирование по географии (профиль 10 класс, 105 часов)
Рабочая программа по географии составлена на основе следующих документов: Примерная программа основного среднего образования по географии для 10-11 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
- Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету география 10-11 класс профильный уровень автор В.Н. Холина
- Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету география 10-11 классов базовый уровень автор В. П. Максаковский
- Приказ Минобрнауки России от 31.03 2014г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
Программа и тематическое планирование по географии. Профиль 10 класс, 3 часа в неделю, 105 часов. Скачать
Цели и планируемые результаты обучения (предметные, интеллектуальные)
Предметные результаты на профильном уровне ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
География (профильный уровень) – требования к предметным результатам освоения курса географии на профильном уровне должны включать требования к результатам освоения курса на базовом уровне и дополнительно отражать:
1) форсированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач;
2) владение умениями использования географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов; 3) сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
4) владение умениями проведения учебных исследований, в том числе использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
5) владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;
6) владение умениями работы с геоинформационными системами;
7) владение первичными умениями проведения географической экспертизы разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов;
8) сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий
В этой связи, выбирая УМК, считаем целесообразным изучать материал по двум учебникам:
В.М. Максаковский Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение» 2012
В.Н. Холина География (профильный уровень) Учебник для общеобразовательных учреждений в двух книгах. 10-11 класс. М. «Дрофа». 2012
Главной целью обучения в рамках предлагаемого УМК является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Это, наряду с фактологическими знаниями, является неотъемлемой составной частью УМК.
Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.
Кроме того, система домашних и классных заданий предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике.
В ходе изучения курса формируются следующие компетенции и навыки:
1) самостоятельно добывать знания и информацию (предусмотрена работа с научными и публицистическими текстами, реферирование);
2) расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
3) составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиаграммы;
4) картографировать социально-экономические показатели;
5) анализировать информацию по картам (картосхемам) учебника, атласа, Интернета;
6) сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;
7) анализировать и интерпретировать социально-экономические показатели;
8) искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных учебниках и атласах по истории и экономике);
9) применять средства Microsoft Office и персональный компьютер для решения практических задач;
10)участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики.
Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи данного курса, такие как:
1. Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов.
- Оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе).
- Оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей.
- Выделение типов стран по методике много признаковой классификации.
- Построение демографических пирамид и оценка экономических последствий изменения демографической структуры населения стран.
- Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).
- Оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны.
- Оценка сформированность систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер») и разработка оптимальных систем расселения.
- Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам).
- Функциональное и экологическое зонирование территории города.
- Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
- Оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики.
- Оценка факторов размещения промышленных предприятий.
- Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.
- Проведение много признакового и одно признакового районирования.
- Выбор наиболее существенных признаков для районирования.
- Оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования.
- Оценка распределения национального дохода между районами страны: построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа