Растительный мир нашей местности.

Растительный мир Тема: Растительный  мир нашей местности. 8 класс. Цели урока: Закрепить понятие «биосфера», формировать у учащихся представление о биосфере как о живой оболочке Земли. Изучить особенности растительного и животного мира нашей местности. Продолжить формирование познавательной активности учащихся, развивать умение  анализировать, делать выводы.

Растительный мир нашего края. Скачать.

Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за

природу родного края.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор видео, атласы Воронежской области карточки для игры.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Представьте, что мы с вами летим на космическом корабле и видим в иллюминатор планету. Это наша Земля.

Попробуйте ее описать.

И вот корабль приближается к Земле. Нас уже окружают облака, а над нами  воздушное пространство, где царят птицы. Чем ближе к поверхности земли, тем больше живых организмов мы встречаем.

А в почве можно встретить живые организмы?

Воздух, вода и почвы – это составляющие большого дома, где живут самые разные животные, растения, человек и микроорганизмы. Этот «дом» назвали биосферой («биос» — жизнь, «сфера» — оболочка).

  1. Беседа по вопросам.

— Почему биосферу называют «оболочкой жизни»?.

— Как можно было изобразить эту оболочку?

— Есть ли у биосферы границы?

— Кто устанавливает эти границы?

(Слайд 2)

 

Задание: нарисуйте четыре домика.

В одном – холодно как в холодильнике,

в другом – сухо и жарко как в пустыне,

в третьем – мокро и темно как в подвале,

в  четвертом – сухо и светло, ни холодно, ни жарко.

 

В каком домике вы бы хотели жить?

 

Вывод: В природе живые организмы встречаются там, где есть соответствующие условия для жизни. Их можно встретить не только глубоко под землей, но и в горячих источниках, во льдах. Границы биосферы – это границы распространения живых организмов.

Устанавливаются границы в соответствии с условиями среды, обеспечивающими и поддерживающими жизнь живых организмов.

Может ли человек раздвигать границы биосферы?

 

(У биосферы есть свои границы, но человек создал условия для жизни в космическом корабле и вышел далеко за установленные границы).

 

(Слайд 3)

Учение о биосфере было создано русским ученым В.И.Вернадским. Основные положения учения были опубликованы в книге «Биосфер» в 1926г Формирование биосферы началось вместе с возникновением жизни. Биосфера – это тонкая воображаемая оболочка, сфера жизни всех организмов планеты. Главная составная часть биосферы – живое вещество. Всю массу организмов всех видов В.И.Вернадский назвал «живым» веществом Земли.

 

От чего зависит распространение тех или иных растений, животных?.

 

Вывод: В природе отдельные ее компоненты – рельеф, климат, воды, почвы, органический мир – живут не изолировано, а влияют друг на друга, их характеристики, свойства зависят друг от друга. В результате взаимодействия отдельные компоненты как бы приспосабливаются друг к другу. Возникают территории, сходные по природным характеристикам, о них говорят,  что они имеют относительно однородные природные условия и называют их природными комплексами (ландшафтами).

(Слайд 3)

  1. Работа по атласам Воронежской области.

Вопросы для обсуждения.

-По картам атласа выделите природные комплексы Воронежской области.

— В какой природной зоне находится наш населенный пункт?

— Что характерно для лесостепной зоны?

— Какие ландшафты у нас?.

— Какие почвы сформировались в нашей местности?

— Почему чернозем называют бесценным даром природы?

(Слайд 4,5)

4. Рассказ учителя

В.В.Докучаев – ученый почвовед, положивший начало изучению почв          Воронежской области. В 1892 году под руководством Докучаева в нашей области была основана Каменностепная опытная станция. На территории Каменной степи были заложены лесные полосы. В 1946 году Каменностепная селекционная станция постановлением правительства была преобразована в Институт земледелия Центрально-Черноземной

полосы имени В.В.Докучаева. Каменная степь стала крупным научно-исследовательским центром. В 1948 году было принято постановление о посадках лесных полос. Воронежская область – родина полезащитного лесоразведения.

(Слайд 7)

5. Беседа по вопросам:

— Какое значение имеют лесополосы в нашей местности?

— Какие породы деревьев вы встречали в лесных полосах у нашего поселения?

(Слайды 8,9,10,11)

— Почему в нашей местности нет хвойных пород?

— Какие кустарниковые растения  нашей местности вы знаете?

(Слайд 12)

— Какие растения растут в наших садах?.

— Какую травянистую растительность нашего края знаете?

(Слайд 13,14,15)

— Назовите лекарственные травы.

(Слайд 16,17)

— Расскажите о животном мире родного края.

— Почему именно эти животные живут у нас?.

(Слайд 18)

— Какой вред сельскому хозяйству наносят грызуны?

(Слайд 19)

— Каких певчих птиц вы знаете?

— Какие птицы улетают от нас в теплые края?

(СЛАЙДЫ 20, 21, 22)

— Каких обитателей прудов и их берегов вы знаете?

(Слайды 23, 24, )

— Какие растения растут в увлажненных местах нашей местности?.

(Слайд 25)

— Каких насекомых вы чаще всего видите у нас?

 

Природа представляет собой единый живой организм. Чтобы он был здоровым и прекрасным, мы не должны с вами ему делать больно. Природу все должны любить и охранять.

(Слайды 27, 28)

Рефлексия 

  1. Игра «Отдохнем на природе».

 

Пояснение: карточки, на которых написаны мероприятия, прикрепляются к доске.

Задание: Выберите из данных мероприятий то, которое вам больше нравиться.

Выбранные учащимися карточки переворачиваем обратной стороной. Эти карточки раскладываем и анализируем, что получается в результате отдыха на природе. Учащиеся делают свои выводы.

 

    Лицевая сторона карточки. Обратная сторона карточки
1. Поедем на машине с прицепом. Пролили мазут, сломали кустарники.
2. Включим магнитофон. Шумовое загрязнение.
3. Разведем костер. Содрали кору с березы, дерево погибнет.
4. Будем ловить рыбу. Сетью, куда попала мелкая рыба и погибла.
5. Соберем ягод. Выдрали землянику вместе с корнем.
6. Купаться. Разрушили нору.
7. Соберем букет цветов для мамы. Уничтожили вид цветов.
8. Накроем стол. Остался мусор.
8. Уберем мусор в укромное место. Загрязнение природы отходами. 

 

5. Задание на дом: Подготовьте интересные фотографии о при



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru