Растительный мир нашей местности.
Тема: Растительный мир нашей местности. 8 класс. Цели урока: Закрепить понятие «биосфера», формировать у учащихся представление о биосфере как о живой оболочке Земли. Изучить особенности растительного и животного мира нашей местности. Продолжить формирование познавательной активности учащихся, развивать умение анализировать, делать выводы.
Растительный мир нашего края. Скачать.
Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за
природу родного края.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор видео, атласы Воронежской области карточки для игры.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока.
- Вступительное слово учителя.
Представьте, что мы с вами летим на космическом корабле и видим в иллюминатор планету. Это наша Земля.
Попробуйте ее описать.
И вот корабль приближается к Земле. Нас уже окружают облака, а над нами воздушное пространство, где царят птицы. Чем ближе к поверхности земли, тем больше живых организмов мы встречаем.
А в почве можно встретить живые организмы?
Воздух, вода и почвы – это составляющие большого дома, где живут самые разные животные, растения, человек и микроорганизмы. Этот «дом» назвали биосферой («биос» — жизнь, «сфера» — оболочка).
- Беседа по вопросам.
— Почему биосферу называют «оболочкой жизни»?.
— Как можно было изобразить эту оболочку?
— Есть ли у биосферы границы?
— Кто устанавливает эти границы?
(Слайд 2)
Задание: нарисуйте четыре домика.
В одном – холодно как в холодильнике,
в другом – сухо и жарко как в пустыне,
в третьем – мокро и темно как в подвале,
в четвертом – сухо и светло, ни холодно, ни жарко.
В каком домике вы бы хотели жить?
Вывод: В природе живые организмы встречаются там, где есть соответствующие условия для жизни. Их можно встретить не только глубоко под землей, но и в горячих источниках, во льдах. Границы биосферы – это границы распространения живых организмов.
Устанавливаются границы в соответствии с условиями среды, обеспечивающими и поддерживающими жизнь живых организмов.
Может ли человек раздвигать границы биосферы?
(У биосферы есть свои границы, но человек создал условия для жизни в космическом корабле и вышел далеко за установленные границы).
(Слайд 3)
Учение о биосфере было создано русским ученым В.И.Вернадским. Основные положения учения были опубликованы в книге «Биосфер» в 1926г Формирование биосферы началось вместе с возникновением жизни. Биосфера – это тонкая воображаемая оболочка, сфера жизни всех организмов планеты. Главная составная часть биосферы – живое вещество. Всю массу организмов всех видов В.И.Вернадский назвал «живым» веществом Земли.
От чего зависит распространение тех или иных растений, животных?.
Вывод: В природе отдельные ее компоненты – рельеф, климат, воды, почвы, органический мир – живут не изолировано, а влияют друг на друга, их характеристики, свойства зависят друг от друга. В результате взаимодействия отдельные компоненты как бы приспосабливаются друг к другу. Возникают территории, сходные по природным характеристикам, о них говорят, что они имеют относительно однородные природные условия и называют их природными комплексами (ландшафтами).
(Слайд 3)
- Работа по атласам Воронежской области.
Вопросы для обсуждения.
-По картам атласа выделите природные комплексы Воронежской области.
— В какой природной зоне находится наш населенный пункт?
— Что характерно для лесостепной зоны?
— Какие ландшафты у нас?.
— Какие почвы сформировались в нашей местности?
— Почему чернозем называют бесценным даром природы?
(Слайд 4,5)
4. Рассказ учителя
В.В.Докучаев – ученый почвовед, положивший начало изучению почв Воронежской области. В 1892 году под руководством Докучаева в нашей области была основана Каменностепная опытная станция. На территории Каменной степи были заложены лесные полосы. В 1946 году Каменностепная селекционная станция постановлением правительства была преобразована в Институт земледелия Центрально-Черноземной
полосы имени В.В.Докучаева. Каменная степь стала крупным научно-исследовательским центром. В 1948 году было принято постановление о посадках лесных полос. Воронежская область – родина полезащитного лесоразведения.
(Слайд 7)
5. Беседа по вопросам:
— Какое значение имеют лесополосы в нашей местности?
— Какие породы деревьев вы встречали в лесных полосах у нашего поселения?
(Слайды 8,9,10,11)
— Почему в нашей местности нет хвойных пород?
— Какие кустарниковые растения нашей местности вы знаете?
(Слайд 12)
— Какие растения растут в наших садах?.
— Какую травянистую растительность нашего края знаете?
(Слайд 13,14,15)
— Назовите лекарственные травы.
(Слайд 16,17)
— Расскажите о животном мире родного края.
— Почему именно эти животные живут у нас?.
(Слайд 18)
— Какой вред сельскому хозяйству наносят грызуны?
(Слайд 19)
— Каких певчих птиц вы знаете?
— Какие птицы улетают от нас в теплые края?
(СЛАЙДЫ 20, 21, 22)
— Каких обитателей прудов и их берегов вы знаете?
(Слайды 23, 24, )
— Какие растения растут в увлажненных местах нашей местности?.
(Слайд 25)
— Каких насекомых вы чаще всего видите у нас?
Природа представляет собой единый живой организм. Чтобы он был здоровым и прекрасным, мы не должны с вами ему делать больно. Природу все должны любить и охранять.
(Слайды 27, 28)
Рефлексия
- Игра «Отдохнем на природе».
Пояснение: карточки, на которых написаны мероприятия, прикрепляются к доске.
Задание: Выберите из данных мероприятий то, которое вам больше нравиться.
Выбранные учащимися карточки переворачиваем обратной стороной. Эти карточки раскладываем и анализируем, что получается в результате отдыха на природе. Учащиеся делают свои выводы.
Лицевая сторона карточки. | Обратная сторона карточки |
1. Поедем на машине с прицепом. | Пролили мазут, сломали кустарники. |
2. Включим магнитофон. | Шумовое загрязнение. |
3. Разведем костер. | Содрали кору с березы, дерево погибнет. |
4. Будем ловить рыбу. | Сетью, куда попала мелкая рыба и погибла. |
5. Соберем ягод. | Выдрали землянику вместе с корнем. |
6. Купаться. | Разрушили нору. |
7. Соберем букет цветов для мамы. | Уничтожили вид цветов. |
8. Накроем стол. | Остался мусор. |
8. Уберем мусор в укромное место. | Загрязнение природы отходами. |
5. Задание на дом: Подготовьте интересные фотографии о при