Разработка урока по теме Степь.
Урок изучения нового материала. В основе урока лежит интеграция литературы и географии. В основе находится произведение А. П. Чехова «Степь». Возможная предварительная подготовка для детей любящих читать – прочитать А. П. Чехова «Степь». Урок сопровождается показом фотографий А. П. Чехова, степи, животных и растений степей.
Цель урока: провести чувственное восприятие степи,
сформировать образное комплексное представление о природной зоне – степь.
Формировать умения получать и отбирать необходимую информацию из различных средств: литературных, художественных, картографических, СМИ, собственного опыта.
Урок начинается с материала из новостных телепередач, газет.
Учитель дает небольшую справку о городе.
Почему на этом уроке географии мы обращаемся к А. П. Чехову? (У Антона Павловича есть одноименная повесть «Степь».)
«… Я принялся за большую вещь… Я изображаю равнину, лиловую даль.. ночные грозы, постоялые дворы, обозы, степных птиц и прочее…
Вместо художественного, цельного изображения степи я преподношу читателю «степную энциклопедию». Быть может, она раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются еще нетронутыми…»
И сегодня мы посмотрим на степь как видел ее, человек рожденный в ней… Почувствуем ее так, как чувствовал А. П. Чехов…. И восхищаться степью так, чтобы хотелось о ней читать стихи и петь песни
- «Из N., уездного города Z-кой губернии, ранним июльским утром выехала… ошарпанная бричка»
И первая строка произведения требует географического уточнения. Где мог располагаться город N и сама Z–кая губерния…( в степной зоне)
Практическая работа №1. «Географическое положение степной зоны в России» (работа с интерактивной доской: контурная карта России с определением субъектов РФ в степной зоне) Предположите, в каких современных субъектах РФ могла находиться губерния.
- «… перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина…которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь- едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…»
Мини-сценка из произведения.
«…- Ну, как доехал?…
Небось надоело? И не дай бог на обозе или волах ехать! Едешь, едешь, прости господи, взглянешь вперед, а степь все такая ж протяженно- сложенная, как и была: конца краю не видать!… »
Что поражает человека, который оказался в степи? (простор, безграничье, усталость от однообразия ландшафта, скука)
Огромный простор, казалось бы, что может быть лучше? Но какие чувства испытываешь, оказавшись в степи? Как чувствуешь себя в этой бесконечности?
«… А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь- бог его знает…
Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное – всю жизнь один, один…»
«… Когда долго , не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему -то мысли и душа сливаются в сознание одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким…»
Одиночество! Почему так обостряется это чувство в степи? (открытость пространства позволяет увидеть, что ты абсолютно один… один!)
- А почему в степях практически не встречаются деревья, и одиноко растущий тополь привлек внимание автора? Что представляет собой климат степей?
Практическая работа №2. «Анализ климатической карты» и представление описания климата степей учащимися.
Обратимся к художественному описанию климата у А. П. Чехова (работа заранее выполнена учащимися, которые интересуются литературой и владеющие умениями выбора необходимого материала)
«… По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжет и душит. Черная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероятно с намерением залаять, но останавливается на полдороге и равнодушно глядит… жарко лаять!»
«Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тот час же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила Солнце…. Хорошо, если бы брызнул дождь!…»
«Солнце жгло…воздух был неподвижен и уныл. На берегу стояло несколько верб, но тень от них падала не на землю, а на воду, где пропадала даром…»
Как часто мы- жители лесного края, обращаем внимание, что летом тень пропадает даром? Почему?
- Зной выматывает и кажется, что жизнь в степи замирает. Но это только кажется. Степь – живая!!!
Подборка материала, сделанная учащимся по теме «Жизнь в степи»
«… Наступила тишина… Где- то не близко плакал один чибис и изредка раздавался писк трех бекасов… мягко картавя. Журчал ручеек, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а , напротив, вгоняли природу в дремоту… »
«Бурая пустынная степь была … всегда полна жизни и содержания. Стоило только вглядеться в даль, чтобы увидеть лисицу, зайца, дрохву или другое какое-нибудь животное…»
«Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики…Стадо куропаток вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечика, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку…»
Кто же наполняет степь жизнью? Назовите обитателей степей.
Практическая работа№3 «Растительный и животный мир степей» (анализ описаний из текста, работа со слайдом «Животные степей», работа с картами атласа)
«с ранней весны как в калейдоскопе сменяются краски в степи: в середине апреля- лиловая степь от цветения сон-травы; следом зацветает горицвет и первоцвет, окрашивая степь в золотисто-желтый цвет. А в конце мая или начале июня цветет шалфей луговой синего цвета в сочетании с серебристым фоном ковыля…»(из книги В.В. Петрова Растительный мир нашей Родины)
В какое время года можно наблюдать буйство красок в степи?
С чем связано цветение степи весной?
В какое время года показана чеховская степь? Какого цвета степь? (середина лета, июльский день, бурая выжженная степь)
- Сегодня встретить степь чеховскую практически невозможно. Почему? (Обсуждение о влиянии хозяйственной деятельности человека на биологический мир и почвы степей))
- Степь вызывает очень сложную гамму чувств…
С одной стороны, «кругом была необъятная ширь, наполненная дурманящими запахами, особыми звуками, шумами… и огромное очень далекое небо над головой. И непривычное ощущение свободы, которому никто и ничто не мешало…» (из воспоминаний А. П. Чехова)
А с другой стороны, скука и скрытая печаль…
- Какие чувства вызывает степь у вас, какой вы видите степь сейчас? Напишите рассказ «Моя степь» (самостоятельная работа в течение 5 минут) и прочтение работ отдельных учащихся.
«…И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь осознает, что она одинока, что богатства ее и вдохновения гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца!… певца!» (звучит песня «Ах ты, степь широкая»)
спасибо