Разработка урока по теме Степь.

СтепьУрок изучения нового материала. В основе урока лежит интеграция литературы и географии. В основе находится произведение А. П. Чехова «Степь». Возможная предварительная подготовка для детей любящих читать – прочитать А. П. Чехова «Степь». Урок сопровождается показом  фотографий А. П. Чехова, степи, животных и растений степей.

Цель урока: провести чувственное восприятие  степи,

сформировать образное комплексное представление о природной зоне – степь.

Формировать умения получать и отбирать необходимую  информацию из различных средств: литературных, художественных, картографических, СМИ, собственного опыта.

 

Урок начинается с материала из новостных телепередач, газет.

Учитель дает небольшую справку о городе.

Почему на этом уроке географии мы обращаемся к А. П. Чехову? (У Антона Павловича есть одноименная повесть «Степь».)

«… Я принялся  за большую вещь… Я изображаю равнину, лиловую даль.. ночные грозы, постоялые дворы, обозы, степных птиц и прочее…

Вместо художественного, цельного изображения степи я преподношу читателю «степную энциклопедию». Быть может, она раскроет  глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются еще нетронутыми…»

 

И сегодня мы посмотрим на степь как видел ее, человек рожденный в ней… Почувствуем ее так, как чувствовал А. П. Чехов…. И   восхищаться  степью так, чтобы хотелось  о ней читать стихи и петь песни

  • «Из N., уездного города Z-кой губернии, ранним  июльским утром выехала… ошарпанная бричка»

И первая строка произведения требует географического уточнения. Где мог располагаться город N и сама Z–кая губерния…( в степной зоне)

Практическая работа №1. «Географическое положение степной зоны в России» (работа с интерактивной доской: контурная карта России с определением субъектов РФ в степной зоне) Предположите, в каких современных субъектах РФ могла  находиться губерния.

  • «… перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина…которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь- едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…»

Мини-сценка из произведения.

«…- Ну, как доехал?…

Небось надоело? И не дай бог на обозе или волах ехать! Едешь, едешь, прости господи, взглянешь вперед, а степь  все такая ж протяженно- сложенная, как и была: конца краю не видать!… »

Что поражает человека, который оказался в степи? (простор, безграничье, усталость от однообразия ландшафта, скука)

Огромный простор, казалось бы, что может быть лучше?  Но какие чувства испытываешь, оказавшись в степи? Как чувствуешь себя в этой бесконечности?

«… А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь- бог его знает…

Счастлив ли этот красавец?  Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное – всю жизнь один, один…»

 

«… Когда долго , не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему -то мысли и душа сливаются в сознание одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким…»

 

Одиночество! Почему так обостряется это чувство в степи? (открытость пространства позволяет увидеть, что ты абсолютно один… один!)

  • А  почему в степях практически не встречаются деревья,  и одиноко растущий  тополь привлек внимание автора?  Что представляет собой климат степей?

Практическая работа №2. «Анализ климатической карты» и представление описания климата степей  учащимися.

Обратимся к художественному описанию климата у А. П. Чехова (работа заранее выполнена   учащимися, которые интересуются литературой и владеющие умениями выбора необходимого материала)

«… По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжет и душит. Черная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероятно с намерением залаять, но  останавливается на полдороге и равнодушно глядит… жарко лаять!»

«Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тот час же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила Солнце…. Хорошо, если бы брызнул дождь!…»

«Солнце жгло…воздух был неподвижен и уныл. На берегу стояло несколько верб, но тень от них падала не на землю, а на воду, где пропадала  даром…»

 

Как часто мы- жители лесного края, обращаем внимание, что летом тень пропадает даром? Почему?

  • Зной выматывает и кажется, что жизнь  в степи замирает. Но это только кажется. Степь – живая!!!

Подборка материала, сделанная учащимся по теме «Жизнь в степи»

«… Наступила тишина… Где- то не близко плакал один чибис и  изредка раздавался писк трех бекасов… мягко картавя. Журчал ручеек, но все эти  звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а , напротив, вгоняли природу в дремоту… »

«Бурая пустынная степь была … всегда полна жизни и содержания. Стоило только вглядеться в даль, чтобы увидеть лисицу, зайца, дрохву или другое какое-нибудь животное…»

«Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики…Стадо куропаток вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечика, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку…»

Кто же наполняет степь жизнью? Назовите обитателей степей.

Практическая работа№3 «Растительный и животный мир степей» (анализ описаний из текста, работа со слайдом «Животные степей», работа  с картами атласа)

«с ранней весны как в калейдоскопе сменяются краски в степи: в середине апреля- лиловая степь от цветения сон-травы; следом зацветает горицвет и первоцвет, окрашивая степь в золотисто-желтый цвет. А в конце мая или начале июня цветет шалфей луговой синего цвета в сочетании с серебристым фоном ковыля…»(из книги В.В. Петрова  Растительный мир нашей Родины)

В какое время года можно наблюдать буйство красок в степи?

С чем связано цветение степи весной?

В какое время года показана чеховская степь? Какого цвета степь?  (середина лета, июльский день, бурая выжженная степь)

  • Сегодня встретить степь чеховскую практически невозможно. Почему? (Обсуждение о влиянии хозяйственной деятельности человека на биологический мир и почвы степей))
  • Степь вызывает очень сложную гамму чувств…

С одной стороны, «кругом  была необъятная ширь, наполненная дурманящими  запахами, особыми звуками, шумами… и огромное очень далекое небо над головой. И непривычное ощущение свободы, которому никто и ничто не мешало…» (из воспоминаний А. П. Чехова)

А с другой стороны, скука и скрытая печаль…

  • Какие чувства вызывает степь у вас, какой вы видите степь сейчас? Напишите рассказ «Моя степь» (самостоятельная работа в течение 5 минут) и прочтение работ отдельных учащихся.

 

«…И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь осознает, что она одинока, что богатства ее и вдохновения гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца!… певца!» (звучит песня «Ах ты, степь широкая»)



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

Комментарии к «Разработка урока по теме Степь.»
  • Людмила, 04.02.2020 в 10:10

    спасибо

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru