Развитие интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности (на основе географических знаний)

ГлобусусАвтореферат. Развитие интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности (на основе географических знаний).  Актуальность исследования. Правильно выбранная профессия способствует достижению более высоких показателей в трудовой деятельности, лучшему эмоциональному настрою, осуществлению всех жизненных планов.

 

В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

В последнее время появились новые способы накопления и переработки информации, большое число новых профессий и специальностей, Россия стремится к экономической интеграции. Поэтому сейчас наиболее актуальна проблема профориентационного информирования, консультирования, подбора, профессионального становления как комплексного процесса, направленного на подготовку старшеклассников к трудовой деятельности. На данном этапе развития российского общества возросла значимость разработки теории, методологии и технологии, системы развития у старшеклассников интереса к будущим профессиям средствами конкретных учебных дисциплин: географии, биологии, химии, физики.

Применение альтернативных подходов предполагает поиск условий для развития интереса к будущим профессиям на основе психолого-педагогических исследований о роли деятельности в развитии личности Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Опыт работы в школе и институте повышения квалификации работников образования показывает, что в профессиональной ориентации старшеклассников недостаточно используются географические знания (далее ГЗ), которые являются важным компонентом многих профессий и специальностей и имеют прикладной характер. ГЗ о ведущих сферах народного хозяйства, основных видах труда и массовых профессиях позволяют старшеклассникам правильно сопоставить свой выбор профессии с потребностями экономического региона в кадрах.

Профессии естественнонаучной направленности на рынке труда реально востребованы в различных научных, производственных, сельскохозяйственных, коммерческих сферах. Специалисты в области естествознания востребованы и за рубежом.

Теоретические и методологические основы профессиональной ориентации всесторонне рассматривали П.Р. Атутов, Ю.К Бабанский, Н.Н. Захаров, Е.А. Кли-мов, Л.А. Колосова, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова, Д.И.Фельдштейн и др.

Варианты применения ГЗ в различных областях рассматривалась в исследованиях И.И. Бариновой, И.В. Душиной, В.П. Максаковского, Г.А. Понуровой.

Анализ теоретических исследований и педагогической практики позволил выделить ряд противоречий:

— между признанием в педагогической теории возможности применения ГЗ в развитии интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности и недостаточной теоретической разработанностью указанного направления;

— между осознанием педагогами-практиками существенной роли ГЗ в педагогическом процессе и недостаточным использованием их в реализации интереса учащихся к профессиям естественнонаучной направленности;

— между пониманием учащимися значимости ГЗ в выборе будущей профессии и ее недооценкой в собственной учебной деятельности.

В то же время недостаточно разработаны вопросы применения ГЗ в профориентационной работе со старшеклассниками. Существует необходимость развития теоретических основ и практики использования ГЗ в предпрофильной подготовке и профильном обучении.

Необходимость разрешения противоречий обусловила выбор темы исследования: «Развитие интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности (на основе географических знаний)»

Выполненное теоретическое обоснование актуальности темы диссертации, выявленные противоречия позволили разработать методологический аппарат исследования.

Проблема исследования заключается в определении и обосновании содержания совокупности педагогических условий эффективного развития интереса к профессиям естественнонаучной направленности на основе ГЗ.

Цель исследования: решение данной проблемы.

Объект исследования: процесс развития у учащихся интереса к будущим профессиям.

Предмет исследования: педагогические условия развития у старшеклассников интереса к профессиям естественнонаучной направленности на основе географических знаний.

Гипотеза исследования. Развитие интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности на основе географических знаний будут осуществляться эффективнее, если:

— педагогический процесс опирается на современные педагогические технологии (личностно ориентированные, инновационные);

— учитываются возрастные особенности старшеклассников в процессе развития интереса к будущим профессиям;

— использован педагогический потенциал географических знаний в развитии интереса учащихся к профессиям естественнонаучной направленности;

— реализована модель развития интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности на основе географических знаний;

— реализация учебного материала носит профессиональную направленность.

Задачи исследования:

1) уточнить сущность понятия «интерес старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности»;

2) изучить возрастные особенности развития интереса к профессиям естественнонаучной направленности у учащихся старшего школьного возраста;

3) выявить педагогический потенциал ГЗ и их возможности в развитии интереса учащихся к профессиям естественнонаучной направленности;

4) разработать модель развития интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности на основе ГЗ;

5) определить совокупность педагогических условий эффективного развития у старшеклассников интереса к профессиям естественнонаучной направленности на основе использования ГЗ.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения философии, социологии, психологии, педагогики и других наук о развитии и системе профессиональной ориентации учащихся.

Исследование опирается на теоретические концепции: о профессиональной ориентации (П.Р. Атутов, Ю.К. Бабанский, Ю.К. Васильев, B.C. Гершунский, К.М. Гуревич, А.Е. Голомшток, В.И. Журавлев, Е.А. Климов, Л.А. Колосова, И.С.Марьенко, К.К. Платонов, В.Ф. Сазонов, В.Ф. Сахаров, М.Н. Скаткин, В.А.Сластенин, А.Г. Харчев, В.В. Чебышева, С.Н. Чистякова, М.Ф. Шабаева и др.); о влиянии возрастных особенностей на мировосприятие (Н.Ф. Виноградова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова др.); о роли познавательного интереса и преемственности в его развитии (Л.С. Выготский, С.М. Годник, В.В. Давыдов, Е.А Корсунский, Л.С. Рубинштейн и др.), об интеграции и дифференциации педагогики и психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.П. Блонский, Н.И.Вьюнова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.); об использовании информационных технологий в обучении (С.А. Бешенков, Я.А. Вагроменко, Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, P.M. Куличенко, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов и др.); о приоритете личности обучаемого в организации педагогического процесса (С.В. Кульневич, В.И. Лещинский, В.В.Сериков, И.С. Якиманская и др.); о связи деятельности и развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, С.Л.Рубинштейн и др.); о роли ГЗ в профессиональной ориентации (И.И. Баринова, И.В. Душина, В.П. Максаковский, Г.А. Понурова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических (анализ учебно-научной литературы, образовательного стандарта по географии, учебных планов, учебных и рабочих программ, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта); диагностических (анкетирование, тестирование); эмпирических (наблюдение, беседы, опрос (устный и письменный), мониторинг, анализ продуктов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент); статистических (математическая обработка результатов эксперимента, количественный и качественный анализ данных, полученных в результате исследования).

Базой экспериментального исследования стали МОУ СОШ №53, МОУ лицей МОК №2, МОУ лицей №3 г. Воронежа. В экспериментальной работе участвовали 912 учащихся 9 — 11 классов, 18 учителей естественнонаучных дисциплин, 85 родителей.

Исследование выполнялось в три этапа с 1998 по 2005 год.

 

Первый этап (1998 — 2000 гг.) – проводился теоретический анализ философской, психолого-педагогической и профориентационной литературы по теме с целью определения степени разработанности проблемы; анализировалась система профессиональной ориентации на уроках и во внеурочной время при обращении к географическим знаниям в школах г. Воронежа; выявлялись особенности профессиональной ориентации старшеклассников; определялись проблемы, цели, гипотезы и задачи исследования, осуществлялась подготовка к опытно-экспериментальной работе.

Второй этап (2000 — 2004 гг.) – разрабатывалась программа опытно-экспериментального исследования, формировалась и проверялась на практике модель и система развития интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности на основе ГЗ; осуществлялся констатирующий и формирующий эксперимент; продолжалась работа по опубликованию результатов исследования.

Третий этап (2004 — 2005 гг.) — осуществлялось подведение итогов экспериментальной работы; анализировались и обобщались ее результаты; выполнялась систематизация и статистическая обработка данных; проводилась работа по описанию эксперимента, оформлялись результаты исследования. Внедрялась в практику общеобразовательных школ система развития интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности.

Научная новизна исследования заключается в том что:

• определено и конкретизировано содержание понятия «интерес старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности»;

• теоретически обоснованна и экспериментально проверена модель развития интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности при использовании ГЗ, основанная на принципе преемственности предпрофильной подготовки и профильного образования, способствующая повышению качества обучения, воспитания и ориентирующая учащихся на профессии естественнонаучной направленности;

• определена совокупность педагогических условий эффективного развития интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности на основе ГЗ.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном осмыслении педагогических возможностей ГЗ в развитии интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности; в создании последовательности инновационных компонентов ориентации старшеклассников на профессии естественнонаучной направленности на основе ГЗ; в теоретическом обосновании модели, направленной на развитие у старшеклассников интереса к профессиям естественнонаучной направленности; в создании предпосылок для разработки дидактических основ применения старшеклассниками ГЗ, способствующих совершенствованию образовательного процесса; в расширении дидактических средств развития интереса старшеклассников к будущим профессиям. Результаты исследования могут служить теоретической основой для определения специфики профессиональной ориентации старшеклассников на профессии естественнонаучной направленности при обращении к географическим знаниям.

 

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов реализована модель развития интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности. Результаты исследования положены в основу спецкурса «Географические знания на рабочем месте», предназначенного для учителей естествознания, обучающихся в системе повышения квалификации работников образования Воронежской области. Результаты исследования используются для составления педагогических рекомендаций учителям по развитию интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности.

Внедрение результатов исследования. Теоретические и практические результаты исследования внедрены в педагогическую практику проведения учебно-воспитательного процесса в СОШ №53, лицее №3, МОК №2 г. Воронежа. В течение ряда лет они используются в курсовой переподготовке учителей естествознания на базе Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, в проведении семинаров с педагогами в районах Воронежской области.

Достоверность полученных результатов и излагаемых научных выводов обеспечивается обоснованностью исходных методологических положений, комплексом взаимодополняющих методов, адекватных природе исследуемого объекта и соответствующих цели, предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки, положительными результатами опытно-экспериментальной работы, позитивными отзывами учителей и руководителей общеобразовательных школ.

На защиту выносятся положения:

1. Интерес старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности на основе ГЗ рассматривается как познавательный интерес к конкретной области знаний, который развивается в процессе становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Интерес к профессии проявляется как стремление старшеклассников получить достаточное количество информации о предпочитаемой профессии и характеризуется определенной степенью устойчивости, сопровождается углубленным изучением предметов, тесно связанных с будущей профессиональной деятельностью.

2. Особенности развития старшеклассников (выработка взглядов и убеждений, формирование мировоззрения и внутреннего плана действий, развитие рефлексии) обусловливают специфику развития интереса к профессиям естественнонаучной направленности на основе ГЗ. Во-первых, создается совершенно новая социальная ситуация развития. Во-вторых, выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старшеклассников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. В-третьих, новая социальная позиция изменяет для него значимость учения, его задач, целей, содержания. В-четвертых, старшеклассник стоит перед выбором (одновременно нравятся несколько профессий, конфликт между склонностями и способностями, между идеалом в выборе профессии и реальными перспективами, у старшеклассника интерес к одному, родители советуют другое, товарищи – третье).

3. Педагогический потенциал ГЗ (о природе и населении Земли, о хозяйственной деятельности человека) направлен на развитие интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности. Он обеспечивает многие элементы развития профессионального кругозора старшеклассника через содержание прикладных задач. Интересы к будущим профессиям, умения и навыки, сформированные на основе ГЗ, классифицируются по следующим признакам: функциональному, характеру деятельности, научным принципам, лежащим в основе деятельности, психологической и эстетической привлекательности самой профессиональной деятельности.

4. Модель развития интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности на основе ГЗ, разработанная на принципе преемственности предпрофильной подготовки и профильного образования, способствующая созданию условий для повышения качества обучения, воспитания и развития интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности. В модели реализуются: цель, этапы развития интереса к будущим профессиям, сфера учебного процесса и внеурочная деятельность, основанные на обращении к ГЗ; принципы и формы содержания образования; предусматриваются диагностика результатов, профессиональные пробы.

5. Совокупность педагогических условий способствующих эффективному развитию интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности включает: использование современных педагогических технологий (личностно ориентированных, инновационных); учет возрастных особенностей развития интереса к профессиям естественнонаучной направленности; использование педагогического потенциала ГЗ в развитии интереса к профессиям естественнонаучной направленности; разработку и реализацию модели развития интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности; реализацию учебного материала профориентацианной направленности.

 

Автореферат. Развитие интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности (на основе географических знаний). Скачать.

 

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru