Развития функциональной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям: — читательские способности — естественнонаучное — математическое.
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета столь важно.

 

 

 

Функциональная грамотность география

 

Функциональная грамотность на уроках географии

 


 

Для оценки функциональной грамотности проводятся такие международные исследования, как PISA, TIMSS и ряд других. К сожалению, в России результаты исследования PISA ниже среднего международного балла, в т.ч. и по естественнонаучной грамотности, куда входит и география. По данному показателю Россия занимает 34 (из 56 стран) место, 18 % учащихся не достигают базового порога. У наших школьников западает уровень применения знаний и рассуждения, хотя уровень знания материала остается довольно высоким. Школьники не могут говорить, не могут аргументировать свою позицию, не могут использовать полученные знания для решения практических заданий в ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:- работу с текстом- работу с географической картой
— работу со статистическими данными.

Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.
Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, — среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:
— умения читать карту
— владеть приемом наложения карт
— развитого пространственного представления картографической информации.
К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:
— задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта
— задание, требующее владения приемом наложения карт
— задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.
Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.
К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:
— определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы
— работа с климатограммами
— выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы
— работа со статистической матрицей данных (в 10 – 11 классе углубленного уровня изучения географии.
Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках?
При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:
— комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
— составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах)
— составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 111 классы)
— высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 – 11 классы)
— составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме
— составление развернутых планов и конспектов параграфов
— создание схематичного рисунка по тексту
— нахождение географических ошибок в предложенном тексте
— заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу
— составление кроссвордов (в 5 – 7 классах)
— чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах.
Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:
1) «Стороны горизонта» — помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:
— укажите материки западного и восточного полушарий;
— расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
2) «Найди лишнее» — найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:
— Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
— Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.
Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru