Рельефообразующие процессы
оЦели и задачи: обучающие – познакомить учащихся с особенностями рельефообразующих процессов на территории Воронежской области; раскрыть представления о внешних (экзогенных) процессах как о необходимом условии развития рельефа. развивающие – развивать умения и навыки сравнительного анализа, выявления причинно-следственных связей в природных явлениях, самостоятельной и групповой работе на уроке, умения работы с различными видами географических источников;
Рельефообразующие процессы. Скачать урок бесплатно
воспитательные – прививать чувство любви к родному краю, повышать интерес к изучению предмета и получению научных знаний о своей Родине.
Оборудование: учебники по краеведению Воронежской области ( или раздаточный материал), атлас Воронежской области, мультимедийный проектор, презентация, Интернет;
Ход урока:
1. Организационный этап
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Из букв «ФЕРЕЛЬ» составьте слово, связанное с географией.
Ученики составляют слово «РЕЛЬЕФ».
- Что называется рельефом?
Рельеф это совокупность неровностей земной поверхности, различающиеся по высоте, возрасту и происхождению.
- Посмотрите на фотографии различных районов Воронежской области. Можно ли назвать её рельеф однообразным?
- Рельеф ВО очень разнообразный.
- Как вы думаете почему на нашей территории образовались разные формы рельефа?
Формы рельефа имеют различное происхождение.
Сформулируем тему сегодняшнего урока: «Рельефообразующие процесс и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области».
Актуализация знаний.
Перед вам два столбика слов. В левом вы видите слова на древнегреческом языке, а в правом столбике эти же слова на русском языке. Найдите соответствие между ними;
«логос» Земля
«гео» форма
«морфе» учение
Составьте из этих слов название науки, изучающей рельеф.
Это слово ГЕОМОРФОЛОГИЯ
Поверхность Земли постоянно, хотя и очень медленно, изменяется в результате взаимодействия внутренних и внешних процессов. Рельеф, который мы видим на территории нашей области сейчас, есть результат такого взаимодействия в течение последнего геологического отрезка времени (см. схема)
-
К вам обращаются сотрудники лаборатории геоморфологии института географии РАН.
В 2014 году мы хотим издать книгу «Неровности поверхности или путешествие в Мир земных скульптур», предназначенную для учащихся школ нашей страны. Предлагаем вам написать страничку о рельефе Воронежской области, на которой вы расскажете о различных морфоскульптурах вашего края. Приятного сотрудничества!
- Попробуем помочь ученым?
- Что же такое морфоскульптура? Это формы рельефа, в образовании которых главная роль принадлежит экзогенным процессам.
- Как вы думаете, какие экзогенные процессы принимают участие в формировании рельефа Воронежской области?(мнения учащихся)
- Схема №2
- Класс разбивается на 6 групп. Каждая группа, используя текстовый материал, атласа Воронежской области, информацию из Интернет-источников, слайдовой презентации, должна дать характеристику одной из форм рельефа по плану:
- Форма рельефа
- Определение
- Способ образования
- Район распространения
Учащиеся составляют таблицу «Основные формы рельефа на территории Воронежской области»
- Класс разбивается на 6 групп. Каждая группа, используя текстовый материал, атласа Воронежской области, информацию из Интернет-источников, слайдовой презентации, должна дать характеристику одной из форм рельефа по плану:
-
3. Закрепление изученного материала
Каждая группа выполняет задания.
- Перечислите 3 экзогенных фактора, влияющих на образование форм рельефа в нашей области?
- 2. Найдите соответствие.
Форма рельефа: Рельефообразующий процесс:
- Западина А) деятельность текучих вод
- Овраг Б) деятельность подземных вод
- Карстовая воронка В) выветривание
- Речная долина
- Останец
- Оползень
- 3. Найдите соответствие:
Форма рельефа: Район распространения:
- Западина А) Среднерусская возвышенность
- Овраг
- Карстовая воронка В) Окско-Донская равнина
- Останец
- 4. Верно ли утверждение:
- Образование оврагов особенно характерно для выровненных поверхностей.
- Суффозия — процесс выноса грунтовыми водами мельчайших частиц породы.
- Оползни могут приводить к человеческим жертвам.
- Овраг это глубокая ложбина с задернованными склонами.
Меловые останцы результат деятельности человека.
Проверка работы. Группа, набравшая
18-16 баллов получает «5»
13-15 баллов получает «4»
8-12 баллов получает «3»
5. Домашнее задание.
- Составить 10 вопросов к викторине «Морфоскульптуры Воронежской области»
- Индивидуальные задания:
«Влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека».
6. Рефлексия
- Понравилась ли форма данного урока?
- Легко ли справлялись с предложенными заданиями?
Где могут пригодиться полученные знания?
Спасибо, очень хорошая разработка.