Россия: колонизатор или миссионер
Сегодня, наша страна, от Калининграда и до Камчатки, по площади занимает первое место в мире. Трудно поверить, но если представить, что границы России это лента, то ею можно было бы полтора раза обернуть землю по экватору. Но наша страна славится не только своими бескрайними просторами, самое главное, она объединяет в себе множество народов. В этом, пожалуй, и заключается главное ее богатство.
Говоря о том, кто Россия: колонизатор или миссионер, попробуем понять, какой смысл вкладывается в каждый из этих терминов. Колонизатором называют того, кто осваивает окраинные земли своей страны, «человека, который осуществляет освоение незаселённых, пустующих земель». Но то, как понимают зачастую этот термин, классическое определение понятия звучит так: колонизатор – это «лицо, проводящее политику захвата какой-либо страны или области с целью превращения её в колонию». Подходит ли Россия под это определение?
По подсчетам, 9/10 территорий страны, которые были присоединены в период с XVI по XIX вв., зачастую пустовали, там не было никаких государств. И продвигаясь по равнине с запада на восток, Россия не только расширяла свои территории, но и включала в свой состав, брала под покровительство многие народы.
Многонациональным, государство начинает формироваться уже на первых этапах своего развития. Этому как раз способствовало само географическое положение. Огромные территории и открытость границ, которые не были определены морями или горными хребтами, формировали многонациональное государство. Народам, жившим на одной огромной равнине, трудно было обособиться друг от друга, она сближала, смешивала их. Они обменивались традициями и опытом, ведь порознь жить труднее, а имея общие интересы действовать сообща намного легче.
Таким образом, Россия не была классической колониальной империей, как, к примеру, Англия, со своими колониями в Африке и в Индии, которые находились от метрополии на огромном расстоянии и из которых она просто выкачивала природные ресурсы. Нужно еще раз подчеркнуть, что географическое положение способствовало формированию такого огромного государства.
Конечно, стоит признать то, что не только добровольно, а иногда и с мечом приходилось присоединять территории, как это было, например, при покорении Ермаком Сибири. Но, как писал лорд Керзон, «Россия бесспорно обладает замечательным даром добиваться верности и даже дружбы тех, кого она подчинила силой… Русский братается в полном смысле этого слова… Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами», и отмечал, что к этому «англичане никогда не были способны». Государство не развалилось в ХХ веке, когда кончилась эпоха колониальных империй, и когда Англия потеряла все свои «сырьевые придатки». Это говорило о том, что народы России смогли сковать себя в нерушимом единстве, они жили, да и воевали вместе.
Подтверждение того, что Россия не колониальная держава, можно найти и в XIX веке. С 1808 по 1809 год длилась русско-шведская война, которая закончилась победой России и присоединением к ней Финляндии «на вечное владение». Теперь к титулу Император Всероссийский присоединяется еще один – Великий князь Финляндский. 108 лет Финляндия будет входить в состав России. И Финляндия получает более широкий круг прав по сравнению с тем, который она имела, входя в состав Швеции. Это даже не права, а привилегии. Финляндия освобождалась от центральных налогов, от поставки рекрутов в русскую армию.
А свое самое прогрессивное начинание XIX века Россия «испытывала» на Польше. В 1815 году Царству Польскому была дарована Конституция, обеспечивавшая очень широкий круг прав и свобод, которые и не снились русским.
Также, опровергая утверждение «Россия – колонизатор», можно говорить о том, что множество раз Россию просили принять в свое подданство целые государства. К примеру, мегрельский царь просил о покровительстве империи в 1653 г., просил об этом малый, в 1730 г., и в 1733 г., старший казахский жуз, ханы карабагский и шушинский, ширванский в 1805 г. Нельзя не упомянуть и Переяславскую Раду 8 января 1654 г., на которой договорились о включении Украины в состав России. И таких актов было огромное количество.
Обратимся ко второму утверждению – «Россия – миссионер», т.е., по одному из источников, «лицо, посылаемый религиозной организацией или церковью для проповеди религии и просветительской деятельности среди населения с иным вероисповеданием», а по другому, «Лицо, посылаемое (к колониальным и зависимым народам) для религиозной пропаганды или насильственного обращения в религию господствующей церкви и фактически являющееся политическим агентом пославшего его правительства и церкви».
И опять встает вопрос. И на него, пожалуй, нет однозначного ответа. Попробуем найти ответ, рассматривая национальную политику XIX века. Она не была единой в разных регионах и во времена правления каждого императора. Относительно либеральная национальная политика Александра I и Александра II значительно отличалась от политики императора Александра III, который берет курс на русификацию, или от национальной политики Николая I, в том же ключе.
Да, нельзя не отметить жесткую национальную политику 30-х гг., т.е. при Николае I. Она заключалась в насильственной христианизации народов Поволжья, Закавказья, Алтая, Якутии. Да, в 20-40 гг. пытались решить национальный вопрос относительно евреев путем христианизации, запретом обычаев и традиций. Если говорить о России, как о миссионере, главным аргументом можно сделать содержание национальной политики Александра III, которая действительно была в духе национализма, насильственной русификации и утверждения православия. Нельзя закрывать глаза на то, что в правление Александра III, на рубеже 80-90-х гг. в Финляндии был преобразован Сенат, с целью ослабления его политического значения. В Польше насильственной русификации подверглась система образования — преподавание всех предметов должно было вестись на русском языке, был закрыт Польский банк. Небывалый размах приобрела русификация в Прибалтике. Всего за период правления Александра III из лютеранства в православие насильственно перешло более 37 тыс. человек. Дискриминации подверглась национальная культура украинцев и белорусов, их языки были запрещены к употреблению. Проходила массовая христианизация народов Поволжья, Средней Азии и Сибири. В течение царствования Александра III в православие было обращено более 8,5 тыс. мусульман и более 50 тыс. язычников. На Кавказе гонениям подверглась армянская церковь, была предпринята попытка русификации Грузии. При Александре III, вновь, после послаблений во время правления Александра II, по отношению к евреям политика ужесточилась. Это и запреты на занятие государственных должностей, и ограничение свободы передвижения, которая определялась чертой оседлости. Да, национальная политика Александра III в общем была направлена на принудительную русификацию национальных окраин. Император желал «чтоб Россия была Россией, чтобы она, прежде всего, была русской».
И в то же время, при Александре I Финляндии и Польше предоставлялся широкий круг прав и свобод. В годы правления Александра II политика в отношении коренных нерусских народов способствовала формированию национальной интеллигенции, развитию письменности, формированию системы образования. Финляндия, в плане языка, обычаев, культуры, получила наибольшую свободу. Сохраняли свой язык, веру и традиции и жители Средней Азии. Мягкой, национальная политика была в Прибалтике. Все таки нельзя назвать Россию миссионером, изучая ее политику в отношении Средней Азии, где проживали казахи, узбеки, таджики, туркмены, киргизы. Народы Средней Азии не утратили свою культуру и религию, наоборот, начался процесс их консолидации и создания современных среднеазиатских наций.
Вот и миссионером Россию в полном смысле этого слова нельзя назвать. Слишком разной была национальная политика. И если в XIX веке она действительно, по большей части, была очень жесткой, мы все равно не можем назвать Россию миссионером. Чтобы лучше рассмотреть всю неоднозначность национальной политики, обратимся к ХХ веку. Вспомнить его начало, когда в 1909 году в Государственной думе была создана фракция «русских националистов», для борьбы с так называемым «инородческим засильем», создан законопроект «О порядке издания законов касающихся Финляндии», который фактически ликвидировал ее автономию, передавая в ведение общеимперского законодательства школу, суд, государственное устройство. Что говорить о политике антисемитизма, заключавшейся в ограничении права на образование, массированной антиеврейской кампании. И совершенно противоположную политику мы видим в Советском Союзе, где многонациональность признавалась одной из главных гордостей огромной страны. В «Родной речи» можно найти такие строки: «…И в атаку с отвагой в глазах вместе с русским бросался казах. С белорусом бросался узбек, потому что мы братья на век». И если бы Россия была настоящим миссионером, разве была бы наша страны сегодня многонациональной и многоконфессиональной?
И кто же Россия – колонизатор или миссионер? Пожалуй, для нашей страны не подходит ни одно из утверждений. В России живут украинцы и белорусы, на юго-западе; татары, якуты, башкиры, чуваши, на просторах от Волги до Восточной Арктики; на Севере России, в Поволжье, на Урале и в Зауралье карелы, мордва, коми, мари, удмурты…Сколько в России языков и обрядов, примет и традиций, легенд и сказок… сколько религий. Многочисленные народы и национальности России, которые представляя собой в отдельности неповторимые, по-особенному созданные, но без сомнения прекрасные и бесценные украшения, формируют многогранную общерусскую культуру, являются для нашей страны богатством и гордостью.
Гранина Елена