С любовью к людям. Схиигумен Митрофан (Мякинин)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ № 21 Конкурс методических разработок «Современный урок географии» Сочинение-исследование для внеклассной (кружковой) работы : «С любовью к людям. Схиигумен Митрофан (Мякинин)». Утицких Инна Павловна, учитель географии МБОУ СОШ № 21 г. Воронеж 2022 год

 

 

 

 

«… Все шли к нему, зная его искусное врачевание
немоществующих душою. Сколько любви было у него ко всем,
шли к нему со всех сторон, находя у него мудрый ответ;
всех принимал сердобольно…»

Схимонахиня Леонтия

Писать о человеке, умершем более 50 лет тому назад, всегда сложно.

Писать о человеке великой духовной высоты, коим был схиигумен Митрофан, неизмеримо сложнее. Тайну своего духовничества он унес с собой. Отец Митрофан не вел дневников, он оставил после себя небольшое количество воспоминаний и писем. Но они удивительны, в них чувствуется живое старческое слово. Практически не осталось в живых свидетелей его пастырского подвига. И каждое найденное воспоминание о нем, драгоценно, в каждом из них, незримо присутствовали иной масштаб, иное пространство.

В повествовании о схиигумене Митрофане, нужно говорить и упоминать о нем как об отце Серафиме, т.к все духовные чада знали его только под этим именем. То, что он был пострижен в схиму под именем Митрофан, узнали только после его смерти. Для всех духовных чад он всегда был любимым батюшкой Серафимом…

Родился отец Серафим (Никита в миру) в семье Михаила и Дарья Мякининых 14 сентября 1902 года в деревне Марьевка Щученского района Воронежской области. Рано лишился матери, с детства, как и все крестьянские дети, помогал родителям по хозяйству. Односельчане замечали, что в детстве Никита почти никогда не играл со своими сверстниками, часто был замкнут и молчалив, не любил излишнего шума и суеты, был рассудителен не по годам. Научившись читать и писать по-славянски, начал помогать читать и петь на клиросе. Мирская жизнь со своей тщетностью и суетой его не привлекала. Он искал в этой жизни — жизни вечной — всего того незыблемого, которое никто и никогда не поколеблет. Приняв решение стать монахом, юноша отправляется в Киево-Печерскую Лавру. С усердием юный подвижник стал выполнять все послушания, но радость его была недолгой-монастырь закрыли. Много различных скорбей довелось претерпеть ему в это время, но он во всем полагался только на волю Божию…В Киеве Никита принял постриг в монашество с именем Серафим, и духовный отец благословил его идти в мир, сказав: «Там ты нужен».

В 1927 монах Серафим вернулся на родину, в родную церковь Андрея, Христа ради юродивого в Михайловке – стоял за ящиком и продавал свечи. С 1930-1933 – он исполнял обязанности псаломщика, а 4 января 1933 года владыка Захарий, архиепископ Воронежский, в Успенском Адмиралтейском храме города Воронежа рукоположил его во диакона, а еще через три недели 25 января– в священника. Отец Серафим был назначен в село Малые Ясырки, и несказанно радовался, что имеет возможность служить у Престола Господня. Именно в это время ему был дан жизненный наказ: «Спасай души своих пасомых и всех, кто прибегает под твой покров ради Царствия Небесного»…

Безбожная власть усиливала гонения на веру и Церковь Христову, и отец Серафим, понимал, что и ему неминуемо суждено испить эту чашу страданий и невзгод. За батюшкой пришли в ночь на 17 июля 1934 года…

Много пришлось перенести скорбей в это время отцу Серафиму- подступало уныние, душила безысходность, иногда казалось, что уже нет сил все это перетерпеть. Лагерный быт был невыносим, работа на износ, плохая еда, жестокость начальства и зверства уголовников. Чашу страданий батюшка испил сполна. После трехлетней ссылки, 15 апреля 1938 года, отец Серафим был освобожден из заключения.

Но гонения властей на верующих не только ослабевали, но еще больше усилились. У батюшки не было ни документов, ни работы, ни крова, он скитался как нищий. Никто из родственников его не принял, даже родной брат- страх перед советской властью убивал в людях все человеческое. По доброте душевной приютила его у себя матушка Акилина, в своем маленьком домике в селе Курлаки.  Там, в вырытой под полом яме, он жил лишь молитвой- непрестанно молился за всех родных, знакомых и за мир. Ночи не спал -молился со слезами и поклонами. Однажды мать Акилина, невольно наблюдая за батюшкой, насчитала две тысячи земных поклонов, которые он положил за ночь.

Именно в те годы окончательно и безвозвратно утвердилась в сердце батюшки мысль, что единственная цель его жизненного, земного существования — есть служение людям.  В затворе батюшке являлись усопшие, которых в те скорбные времена войны и репрессий не проводили в мир иной по православному обряду, с просьбой отслужить по ним панихиду и помолиться за них. Называли свои имена и указывали место своего погребения. Те, по ком он служил, больше ему не являлись….

За великий подвиг затворничества и непрестанной молитвы Господь сподобил батюшку быть свидетелем различных чудес: ему являлась Царица Небесная, а однажды в духовном видении ему открылось, как распинали Спасителя – он ясно видел гвозди, молоток, лица, которые были при распятии, слышал стук молотка….. и все молился, непрестанно молился.

Батюшка не боялся нести слово Божие, этот свет невечерний, всем страждущим людям, верным чадам Церкви Христовой. Отец Серафим стал  ходить в Пады — служил и там. Ходил он в основном ночью — зимой и летом. «Бурьян, снег, грязь по пояс, но он ходил непрестанно, — вспоминали свидетели этого много лет спустя. — Шел то полем, то вдоль речки….» . В Падах он тоже жил в подполе. И если к матушке, где он останавливался, приезжали родственники, то батюшка по несколько дней не видел белого света, не вкушал никакой пищи. Нельзя было привлекать внимание властей. И он служил ночами, и это было для него великим утешением.

Отец Серафим долгие годы был пастырем Николая Александровича Овчинникова, главврача областной станции переливания крови в Воронеже. Николай Александрович перед операцией всегда тайно благословлялся у батюшки- он на личном опыте убедился, что с его благословения операции всегда проходили успешно.

Божиим промыслом через Николая Овчинникова про отца Серафима узнал владыка Иосиф и дал ему приход в селе Шапошниковка Ольховатского района Воронежской области, затем указом правящего архиерея от 10 февраля 1951 года он был назначен настоятелем Михайло-Архангельской церкви села Ячейка, где прослужил 11 лет. Здесь прошли главные годы пастырских трудов отца Серафима. Это теперь его трудами, в храме устроен четырехъярусный иконостас, везде иконы и благолепие. А когда батюшка появился здесь в первый раз, храм предстал перед глазами разрушенный и оскверненный -поистине здесь имела место «мерзость запустения». Многие годы в пустующем храме хранили зерно, мололи комбикорм. Стены были закопченные. Батюшка не мог сдержать слез, когда увидел это. Вместе с прихожанами пришлось много потрудиться, чтобы все отреставрировать.

Тайно от властей, глубокими ночами, при закрытых дверях делали ремонт, писали иконы на стенах. С огромной любовью украшал отец Серафим вверенный ему храм Божий. Многих трудов, слез и кровавого пота стоило восстановление храма отцу Серафиму. В этом храме батюшка служил очень часто – душа его у Престола утешалась после перенесенных скорбей. Совершал литургию в холодном храме до тех пор, пока его не отремонтировали. В два часа ночи ходил, чтобы совершить проскомидию. Во время всех постов служил ежедневно.

Людская память сохранила нам примеры батюшкиного смирения, которое он проявлял в простой обыденной обстановке. Многие свои подвиги он хранил в глубокой тайне, и только благодаря случаю некоторые из них открылись и были известны его духовным чадам. Отец Серафим очень мало спал ночью. И все время творил Иисусову молитву, он жил ею, словно дышал. С нею, преодолевал огромные расстояния. Он трудился для ближних – отправлялся к больным, страждущим и в села, и в город.

Молва об отце Серафиме распространялась все дальше и дальше. Число прихожан возрастало. Приезжали из Сибири, Челябинска, Москвы, Ленинграда… Многие стремились увидеть батюшку, получить благословение, наставление, приходили со скорбями, горем, приезжали и душевнобольные, одержимые. Со всех сторон российской земли везли к батюшке Серафиму бесноватых, с надеждой на исцеление.

Бесам тошно было на батюшкиных службах, и бесноватые вопили вовсю. Особенно неистовствовали они во время чтения Евангелия: кричали, грозили, старались напугать. Таких случаев было много. В праздничные дни храм был полон народа. Одержимые кричали на разные голоса, но стоило батюшке глянуть на них строго или показать крест – как они падали и лежали, как мертые…

Батюшка, чтобы не распространялась о нем слава, как о благодатном старце, стараясь скрыть свои дарования, очень часто юродствовал. Однако, все, кому посчастливилось побывать на его службах, отмечали присутствие необыкновенной благодати. Он  был наделен от Бога особым даром – видел сердца человеческие, ему было открыто прошедшее, настоящее и будущее. Не упускал случая старец Серафим, чтобы явно обличить людей в неправедно совершаемых ими поступках, чтобы другим неповадно было.

По батюшкиным молитвам при его жизни очень многие получали исцеление – и люди, зная присущую ему бескорыстность, шли и ехали к нему нескончаемым потоком, старались побыть на службе, подойти к кресту, взять благословение, а если и удавалось, то и поговорить. Не требуя ничего взамен, батюшка снискал истинную любовь пасомых. Иным больным и болящим батюшка клал руку на голову, других благословлял крестом, третьих кропил святой водой… Побывав у старца, люди исцелялись или получали значительное облегчение.

Известны случаи чудного Божиего заступничества по молитвам батюшки Серафима. Есть свидетельства, когда по благословению батюшки у людей открывались нежданно-негаданно различные дарования, которых не было прежде. Были случаи особого предвидения старцем того, что случалось через много лет. Ему благодатью Божией открывалась суть происходящих событий, и он видел далекие последствия тех или иных жизненных ситуаций, происходящих в настоящее время.

Духовные чада батюшки Серафима сохранили в своей памяти случаи, когда, предвидя надвигающиеся на людей беды, батюшка Серафим, немного юродствуя, пытался предупредить людей и уберечь их от надвигающихся опасностей. Старец никогда не говорил, каким образом Господь открывает ему поступки и помыслы его духовных детей. Много жизненных наставлений давал батюшка Серафим людям, наставлял со смыслом – хотел предостеречь людей от греха.  Увы! Люди по своей гордости или самомнению иногда пренебрегали советами старца.

Многое было открыто старцу Серафиму, он как мог, старался донести это до людей. Еще во времена гонений на церковь батюшка предсказывал, что храмы и монастыри впоследствии откроются, что Россию разделят на части… Всю жизнь свою руководствуясь правилом – жить ради людей, отец Серафим спасал и избавлял от погибели многих, умело наставлял на путь спасения, давал надежду в минуты отчаяния… Он всегда помнил о том, что мы должны быть безмерно благодарны Господу за дарование нам этой тихой радости – дышать и жить. За это мы обязаны каждый день благодарить Бога.

Обладая совершенной нестяжательностью, батюшка Серафим все, что приносили ему духовные дети, раздавал малоимущим, сиротам, вдовам. Одевался чрезвычайно бедно, а на милостыню был очень щедр, делал все это втайне, пряча свои добрые дела от людского глаза.

Много чудесных случаев сохранила людская память. Однажды отец Серафим шел с алтарницей матушкой Геронтией по каким-то делам в другое село. Шли они по пшеничному полю, идти было трудно, стебли мешали ногам. Тогда отец Серафим перекрестил путь, сказав: «Расступитесь», — и пшеница полегла на обе стороны.

В декабре 1961 года, по анонимному доносу об отпевании покойника, батюшку вызвали в Воронеж, где ему объявили, что он направляется на новый приход, новое место служения- в село Девица.

….С плачем провожало отца Серафима все село, шли за ним несколько километров. Батюшка Серафим покидал Ячейку как раз на Николу, холод был невозможный, ветер, мороз, снег по пояс, вышло много народа провожать его, а в его руках была всего лишь маленькая сумочка. Он шел впереди, народ немного поотстал, изредка он останавливался, оглядывался назад и смахивал с глаз наворачивающиеся слезы, скуфию с его главы сбило ветром, и он срывающимся от волнения голосом попросил: «Матушки, поголосите по мне» А они как тут закричали, заголосили. Плакали навзрыд, во весь голос. Как будто предчувствовали, что больше не увидят родного батюшку. А один мальчик, за три дня до этого видел сон: как будто весь народ ячеевский собрался вокруг родного храма, потому что крест с церкви упал на землю в сторону востока, и именно на восток вела дорога на Эртиль, по которой через три дня после этого сна уходил батюшка Серафим…..

Прихожане еще долго писали правящему архиерею – владыке Сергию письма с просьбой вернуть им дорогого батюшку. Однако все эти письма остались без внимания. Владыка Сергий недолюбливал отца Серафима, поэтому он не очень-то и хотел вникать в суть происходящих событий, более доверяя мнению своего окружения, чем письмам прихожан. Ответом на письма верующих была череда перемещений батюшки в разные приходы епархии, что подорвало его и так слабое здоровье.

3 января 1963 года он направлен служить в село Никольское Аннинского района Воронежской области. 10 сентября 1963 – село Бурдино Тербунского района Липецкой области. Храм находился далеко, и батюшка, добираясь до храма пешком в дождь, непрестанно служа в холоде, сильно простыл и слег. Но переводы не прекратились.

1 января 1964 года – село Путятино. В этом храме был второй священник, который сразу же невзлюбил старца – все в нем его не устраивало, все коробило. Однажды он в порыве гнева схватил батюшку и сильно тряхнул, но батюшка учил духовных чад никогда не совершать поступков в приступе гнева и не отвечать на них. И несмотря ни на какие трудности, на его лице всегда лучилась добрая улыбка.

Достоверно известно, что по милости Божией, батюшке было открыто время его кончины. За год до своей смерти он шел по улице с послушником Иваном и вдруг, прервав разговор, немного помолчал и произнес:                     « Ванюшка, я через год отойду. Но ты не скорби – я и там, буду помнить и молиться за вас». Умер батюшка ровно через год после своего предсказания.

Перед смертью батюшка заболел. Последнюю службу в Путятино он служил 25 июля 1964 года. Причастившись, вышел в тот день со Святыми Дарами на амвон, но причащать людей уже не смог и ушел обратно в алтарь.

Батюшку отвезли на осмотр к Николаю Овчинникову, то уже был иеромонахом Нектарием. Осмотрев больного, произнес: «У батюшки рак печени. Жить ему осталось 2-3 месяца».

Больного отца Серафима навещали многие его духовные чада, и когда, прощаясь, благословлял всех в последний раз, то велел своей келейнице раздать все его вещи, до последней, какие она только сможет найти, но вещей почти никаких не оказалось. Да и то, что отыскали, было простенькое, скромное, даже шерстяной одежды не обнаружили – рубчиковый подрясник да рубчиковая ряса.

Перед смертью отец Серафим принял схиму с именем Митрофан в честь святителя Митрофана Воронежского. Кончина батюшки наступила 25 декабря 1964 года в 6 часов утра. Он ушел на 62-м году жизни.

Отпевали батюшку в Покровском кафедральном соборе в Воронеже, при стечении большого количества народа. Все время была живая очередь, чтобы подойти к гробу, проститься. Те, кто не знал батюшку, недоумевали:    «Почему же все так плачут? И людей так много! Что же был это за человек?».

Похоронили батюшку по его завещанию в селе Михайловка, недалеко от церкви…Могилу батюшки сделали в виде склепа, выложили кирпичом – тоже по его завещанию.

За свою жизнь батюшка сделал очень много: одних привел к Господу, других наставил на истинный путь, третьи приняли по его благословению священный сан…Мне кажется, молитва о нем идет постоянно, потому что те, кто его знал, кто видел его хотя бы один раз, никогда не забудут. Это был человек особенный. Живые глаза, светлое лицо, быстрые движения, весь -энергия.

«…Все шли к нему, зная его искусное врачевание немощствующих душою, сколько любви было у него ко всем, шли к нему со всех сторон, находя у него мудрый ответ. Перед смертью я посетила его. Как он любил Бога и ближнего! Он шел с юности ровным царским путем. Сколько слез было пролито при расставании; на могилу его и зимой и летом идет народ. …Годы изглаживают следы молодости на лице человека, но души не касаются. Это потому, что дух бессмертен и не знает старости».

Схимонахиня Леонтия.

Могилку схиигумена Митрофана сейчас посещают многие из его чад. Приезжают и те, кто не знали батюшку, но, услышав о нем от других, с верой просят его святых молитв на могилке и получают помощь. Он рано ушел из жизни: «Сгорел», — как сказал про него один батюшка. Но этот свет озаряет путь не только тех, кто его знал при жизни, но и тех, кто о батюшке Серафиме знает понаслышке. У батюшкиных духовных детей есть уже свои духовные дети, которые с великим благоговением хранят память о нем. Пусть эта преемственность не прекратиться. Сейчас в Воронежской епархии по благословению правящего митрополита Сергия создана комиссия, собирающая материалы для канонизации схиигумена Митрофана.

Будем же просить молитвенной помощи батюшки:

Отче схиигумене Митрофане, моли Бога о нас!

Список использованной литературы:

  1. «С любовью к людям» Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2005г.
  2. статья доктора исторических наук О.В. Кириченко в журнале «Традиции и современность».
  3. «С крестом и Евангелием» Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2011 г.

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru