Северная Америка (обобщающий урок)
Цели урока: определить уровень усвоенности учебного материала; формирование навыков групповой работы и умений определять сложность вопросов с первого взгляда; развитие интереса к географии. Оборудование: экран лидерства на доске, номерки, маршрутки, экспертные листы, буквенные названия столов, атласы, ручки, чистые листки.
Северная Америка. Скачать урок
Тип урока: обобщающее повторение.
Форма работы: групповая – игровая.
Ход урока: 1. Мотивационно – ориентировочный этап.
На свете шесть материков,
И каждый знать из вас готов:
Его расположение,
И недр его строение.
Какие ветры дуют там,
И можно ль лазить по горам,
Какие реки там текут,
Какие люди там живут.
И без всякого посредника,
Тема «Северная Америка»
Завершилась, как не жаль.
И теперь зовет нас в даль
Незнакомый материк,
Вдруг он в атласе возник.
Это такая «оказия» —
Это, конечно, — Евразия.
Только рано ставить точку.
Знанья о материке
Пригодятся детворе.
Сегодня всем на удивленье –
Игровое повторенье!
Вы активно на уроке
Поработайте немного.
А я щедро награжу
И 5 – ку в журнале покажу!
Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Правила игры просты.
Вот послушайте. Они –
Вам предложены вот здесь.
Их легко сейчас прочесть.
(Работа с маршруткой).
Первый столбик – номер хода,
Это вам уже не ода.
Я сама читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Второй столбик – только буквы
А, Б, С, Д, Е – больше нет.
Это все столов названье,
Это вам мое признанье.
Посмотрите столбик третий,
Тоже цифры – верно, дети?
Я хочу вам пожелать
Под этим номером отвечать.
Остальные правила:
- Садясь за стол, вы по – очереди, указанной в маршрутке, выбираете из предложенного списка вопросов – один вопрос и отвечаете. Пока один отвечает, второй участник выбирает тоже себе вопрос. Но главное условие: нельзя дважды отвечать на один и тот же вопрос.
- Время ответа на вопрос – 2-3 минуты.
- Ответив, не встаете со своих мест до тех пор, пока я не назову следующий номер хода.
- Эксперты заполняют экспертные листы и выбирают лидера стола. За лидерство ученик получает 0,5 балла.
- Экспертам разрешено задавать наводящие вопросы для достижения желаемого результата.
- Операционно-исполнительский этап.
За столами проверяются:
Стол «А» — знания особенностей географического положения.
Стол «Б» — геологические знания.
Стол «С» — климатические знания.
Стол «Д» — гидрологические и демографические знания.
Стол «Е» — разное.
Учитель называет номер хода. Например: «Ход № 1». Ребенок смотрит на первую строчку, видит там букву, которая означает, что на первом ходу он будет работать за данным столом. Цифра, стоящая через дефис с буквой означает: каким по счету он будет отвечать за данным столом. Учащиеся рассаживаются за столы согласно индивидуальным маршруткам, и начинается собственно групповая форма работы. По истечении 8 минут учитель просит экспертов назвать лидеров столов (если таковые есть), заполняет на доске экран лидерства и объявляет следующий номер хода.
- Итогово – оценочный этап.
Эксперты выводят среднюю оценку каждому участнику игры, опираясь на данные своих экспертных листов. Учитель проводит коррекцию оценок, опираясь на данные экрана лидерства, т. е. к средней оценке плюсует баллы за лидерство.
Приложение к уроку.
Экран лидерства.
№ хода |
А |
Б |
С |
Д |
Е |
|
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |
||||||
Маршрутки.
Маршрутка №1. Маршрутка №2. Маршрутка №3.
1. А – 5 1. А –1 1. А – 2
2. Е – 4 2. Е – 5 2. Д – 5
3. Д – 3 3. Б – 2 3. Е – 1
4. С – 2 4. С – 3 4. Б – 3
5. Б – 1 5. Д – 4 5. С – 4
Маршрутка №4. Маршрутка №5. Маршрутка №6.
1. А – 3 1. А – 4 1. Б – 1
2. С – 5 2. Б – 5 2. А – 5
3. Д – 1 3. С – 1 3. Е – 4
4. Е – 2 4. Д – 2 4. Д – 3
5. Б – 4 5. Е – 3 5. С – 2
Маршрутка №7. Маршрутка №8. Маршрутка №9.
1. Д – 4 1. С – 4 1. Б – 4
2. А – 1 2. А – 2 2. А – 3
3. Е – 5 3. Д – 5 3. С – 5
4. Б – 2 4. Е – 1 4. Д – 1
5. С – 3 5. Б – 3 5. Е – 2
Маршрутка № 10. Маршрутка №11. Маршрутка № 12.
1. Е – 3 1. С – 2 1. С – 3
2. А – 4 2. Б – 1 2. Д – 4
3. Б – 5 3. А – 5 3. А – 1
4. С – 1 4. Е – 4 4. Е – 5
5. Д – 2 5. Д – 3 5. Б – 2
Маршрутка № 13. Маршрутка №14. Маршрутка №15.
1. Б – 3 1. Е – 2 1. Д – 2
2. С – 4 2. Б – 4 2. Е – 3
3. А – 2 3. А – 3 3. А – 4
4. Д – 5 4. С – 5 4. Б – 5
5. Е – 1 5. Д – 1 5. С – 1
Маршрутка №16. Маршрутка № 17. Маршрутка №18.
1. Д – 3 1. Б – 2 1. Е – 1
2. С – 2 2. С – 3 2. Б – 3
3. Б – 1 3. Д – 4 3. С – 4
4. А – 5 4. А – 1 4. А – 2
5. Е – 4 5. Е – 5 5. Д – 5
Маршрутка №19. Маршрутка №20. Маршрутка №21.
1. Д – 1 1. С – 1 1. Е – 4
2. Е – 2 2. Д – 2 2. Д – 3
3. Б – 4 3. Е – 3 3. С – 2
4. А – 3 4. А – 4 4. Б – 1
5. С – 5 5. Б – 5 5. А – 5
Маршрутка №22. Маршрутка №23. Маршрутка №24.
1. Е – 5 1. Д – 5 1. С – 5
2. Б – 2 2. Е – 1 2. Д – 1
3. С – 3 3. Б – 3 3. Е – 2
4. Д – 4 4. С – 4 4. Б – 4
5. А – 1 5. А – 2 5. А – 3
Маршрутка № 25.
- Б – 5
- С – 1
- Д – 2
- Е – 3
- А – 4
Вопросные листы.
Стол «А».
- Дайте характеристику географического положения материка Северная Америка относительно экватора и нулевого меридиана.
- Дайте характеристику географического положения материка Северная Америка относительно океанов и других материков.
- Объясните, почему все пункты Северной Америки имеют только западную долготу и только северную широту.
- Высчитайте протяженность материка в градусах и в километрах по меридиану 100 з. д.. Как вы это сделали?
- Высчитайте протяженность материка в градусах и в километрах по параллели 40 с. ш., если длина 1 градуса равна 85,4 км.. как вы это сделали?
Стол «Б».
- Докажите, что материк подвергался древнему оледенению.
- Где в настоящее время происходит образование магматических полезных ископаемых? Почему именно в этом месте?
- Почему вдоль западных берегов Северной Америки часто бывают землетрясения и много действующих вулканов?
- Объясните разнообразие полезных ископаемых на территории Северной Америки.
- Как влияет рельеф Северной Америки на распределение осадков?
Стол «С».
- Почему на территории Северной Америки очень часты ураганы?
- Почему на севере материка иногда случается резкое потепление, а на побережье Мексиканского залива резкое похолодание?
- Почему на западном побережье материка выпадает большое количество осадков?
- Почему на островах Карибского моря постоянна теплая погода?
- Как влияют Лабрадорское течение и течение Гольфстрим на климат Северной Америки?
Стол «Д».
- Как объяснить тот факт, что большая часть озер Северной Америки расположена в северной части материка?
- Как размещено население Северной Америки? Каковы причины такого размещения?
- Расскажите об изменении природы человеком в какой – либо стране Северной Америки.
- Воды каких частей материка пока мало загрязнены? Почему?
- Какая река по длине превосходит ту, в которую впадает?
Стол» Е».
- В каких климатических поясах расположен материк? Охарактеризуйте по плану любой из них.
- Дайте характеристику по плану любой природной зоне.
- Дайте характеристику по плану любой реки данного материка
- Какие народы проживают в Канаде? Из каких частей состоят США?
- Назови по памяти государства, которые находятся на материке.