Школьное географическое образование в условиях ФГОС
В настоящее время опубликованы программы по географии. Современное географическое образование сформировано ФГОС второго поколения. Основные идеи концепции: школьная география должна соответствовать современному этапу развития общества, новому социальному заказу школе, современным достижениям географической науки, дидактике и методике преподавания географии.
Период модернизации длится уже более десяти лет и характеризуется принятием Стандарта образования, введением ЕГЭ, изменением целей, структуры и содержания, средств и методов обучения. Главная задача образования — обеспечение качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства.
Современная школьная география — особая дидактическая конструкция научного знания. В период модернизации предмета произошли потери в часах. В 6 классе – 1 час, в 7 классе – 2 часа, в место 2 и 3 соответственно. Структура предмета не изменилась: в 5 классе – «Как люди изучали Землю и создавали карту», Землеведение, страноведение, отечествоведение; география мира. Главной целью школьной географии является — формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.
Цели имеют три уровня: 1) отражающие вклад предмета в формирование научной картины мира; 2) отражающие приобретение школьниками знаний и умений; 3) отражающие возможности географии в воспитании и развитии учащихся.
Происходит переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу. Это означает, что покомпонентный подход заменен комплексным, страноведческим подходом. Происходит и обновление содержания географии – усиление гуманизации географии, экологизации и экономизации предмета и особое внимание уделяется практической направленности.
В требованиях к результатам обучения особое внимание обращено на умения приобретать и использовать знания. Произошли изменения в средствах и методах обучения: многие средства обучения переведены на электронные носители, они расширяют возможности в организации познавательной деятельности учащихся; методы обучения перешли в категорию педагогических технологий, что требует соотнесения целей урока с оценкой результатов обучения.
Произошли изменения и в содержательной части программ. В 6 классе добавились часы на изучение геоинформационных систем, географических методов изучения окружающей среды, эксперимент, моделирование, географическая экспертиза и мониторинг. В 7 классе упрощено изложение некоторых тем, например «Климаты Земли» и др. Введены уроки – практикумы. Усилен страноведческий подход, который интегрирует знания из многих наук, использует комплексный подход, изучает территорию как целое. В 8 класс перенесли изучение «населения» из 9 класса. В 9 классе добавилась тема – «География качества жизни населения». В 10 классе добавились часы на изучение геополитики и крупнейших регионов и стран мира, в том числе своей Родины. Россия в мире.
Негативные стороны модернизации образования. Вариативность образования привела к созданию нескольких программ и множества учебников. Усиление комплексного страноведения может привести к снижению научного уровня предмета, основы науки заменяются описательным подходом. Возможность показать на экране большую часть содержания предмета ограничивает практическую деятельность учащихся в окружающей среде. Переход на новые технологии происходит медленно, мало применяются практические методы обучения, главное в которых — деятельность школьников..
Чурляев Ю. А.