Современные исследования территории Воронежской области
Урок 2 Цели и задачи урока: Сформировать у учеников представление об особенностях исследовательской деятельности на территории Воронежской области. Формировать любовь к родному краю, к малой Родине. Формирование интереса и склонности учащихся к исследовательской деятельности, умений и навыков проведения исследований.
Современные исследования. Скачать урок
- Развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений.
- Развитие умений самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике.
- Формирование у учащихся потребности к самопознанию.
- Способствовать мотивационному выбору профессии.
Оборудование: карта Воронежской области. Административно-территориальное деление, атлас Воронежской области.
Ход урока
- 1. Организационный момент.
- 2. Повторение. Актуализация знаний.
- Показать на карте Воронежскую область, город Воронеж.
- Значение познавательной деятельности в современных условиях.
- Исследовательская деятельность как элемент познавательной деятельности. Значение в современном мире.
- 3. Изучение нового материала.
Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.
А. Дистервег
С чего начинается исследование? С удивления…
Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…
Потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние человека, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы познавать мир вокруг себя.
Исследования в Воронежской области проводились еще в далеком прошлом. Ярким примером такой деятельности являются открытие, сделанные в Костенках.
Ученик читает доклад, который был подготовлен по заданию прошлого урока. Главные моменты диктует под запись.
Иван Семенович Поляков – первооткрыватель Костенок. Он прибыл в Костенки в 1879 году. Один рыбак показал ему берег реки Дона, где вымываются крупные кости. Рядом с костями мамонта были найдены кусочки золы, угля, каменных орудий, тем самым предположение Полякова о наличии в Костенках древних стоянок каменного века было неопровержимым образом доказано. Как бы выразился сам Поляков стало ясно, что «человек не только существовал вместе с мамонтом и охотился на него, но даже больше, он преследовал его, шел по пятам за ним». Так в Костенках начинаются ежегодные исследования, открываются новые стоянки, делаются важнейшие научные выводы, формируется костенковская методика полевых исследований.
В 2004 году музей-заповедник «Костенки» совместно с Институтом истории материальной культуры Российской академии наук проводил в Костенках международную конференцию, посвященную 125-летию исследований костенковских стоянок. То, что на приглашение представители научного сообщества Франции, Польши, Германии, Норвегии, Великобритании, Италии, Бельгии, Чехии, и США, говорит об огромном интересе в мире к нашим стоянкам. Костенки каждый новый сезон продолжают вносить огромную лепту в копилку наших знаний о первобытности. И это, бесспорно, наша национальная гордость! Не так много археологических памятников в мире, которые могут похвастаться столь пристальным и длительным вниманием ученых. Имена ученых, которые работали в Костенках, являются гордостью русско-советской и российской археологии, а сложившаяся школа исследований, характеризующаяся широтой поставленных теоретических задач и скрупулезностью практических исследований, получила признание во всем мире.
Современные исследования очень актуальны в каждом субъекте нашей страны. Всю исследовательскую деятельность можно классифицировать следующим образом.
Учитель объясняет и одновременно вычерчивает на доске таблицу.
Отрасль исследования | Основные функции и виды деятельности |
1. Дорожная отрасль | Это проектные институты, конструкторские бюро, организации, которые выполняют полный комплекс работ для строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений, а также другие виды работ, связанных с инженерным обслуживанием дорожной отрасли России во всех климатических и географических зонах, включая зону вечной мерзлоты и субтропики. |
2. Электрооборудование | Это наиболее мобильные организации России, «безусловно» обеспечивающие свои обязательства в области создания высокоресурсного экстремальностойкого электрооборудования нового поколения на основе интенсивного развития технологий цифровой механики. Разработка электрооборудования для торговли и промышленности. Проведение разработки выпуска функционально сложных изделий микроэлектроники. |
3. Область агропромышленности и геологии. | Эта область осуществляет координацию научных исследований по лесной генетике, селекции, семеноводству, выполняемых НИИ и ВУЗами страны. Созданные объекты являются полигоном для научных исследований и местом проведения научно-технической учебы специалистов лесохозяйственного производства.
Изучение грунтов, осадочных пород, площадок для строительства. Поиск полезных ископаемых. |
4. Машиностроение. Радиоаппаратура. | Данная область ведет разработку электрооборудования для торговли и промышленности. Изготовление радиоаппаратуры, средств аналоговой и цифровой подвижной радиосвязи, радиопеленгаторов, мобильных станций и комплексов, бытовых электрических приборов, Программное обеспечение, информационные технологии, научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. |
5. Животноводство. | Разработка научно-технических основ создания комплексных систем обеспечения ветеринарного благополучия животноводства.
Научное обоснование и методическое обеспечение ветеринарной фармакологии. Разработка высокоэффективных фармакологических препаратов и биологически активных веществ для профилактики, лечения заболеваний, сохранения и улучшения продуктивности животных. Эта область создает новые виды продукции, оборудования для производства комбикормов и премиксов. Проектирование и реконструкция комбикормовых предприятий, разработка многоуровневых автоматизированных систем и средств автоматизации управления. |
6. Информационные технологии. | Программное обеспечение, информатика, информационные технологии. |
4. Закрепление полученных знаний.
Учащимся предлагается дидактическая игра. «Кто больше?».
В игре участвуют 2-3 учащихся. Их главная задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше исследовательских работ в разной отрасли. При этом ученик делает шаг вперед. Дважды называть одно и тоже нельзя. Победителем в игре является тот, кто быстрее сделает 8 шагов.
Итог урока.
Учитель возвращается к поставленным целям и подводит итог.
Исследования – это то, что движет человечество вперед. Они должны быть во всех сферах деятельности, во всех областях науки. Выбери для себя самое интересное и попытайся преобразовать, вывести на новый уровень познания.
6. Домашнее задание.
Составить кроссворд по материалу, записанному в тетради, количество слов не должно быть менее 10.
Урок 2. (сценарий №2) Современные исследования территории Воронежской области. Научно-исследовательские учреждения
Цель урока: ознакомить обучающихся с современными исследованиями Воронежской области, научно-исследовательскими учреждениями их проводящими
Задачи:
Образовательные:
- Обеспечить усвоение знаний о современных исследованиях Воронежской области и НИУ.
- Обобщить и систематизировать знания о современных исследованиях.
- Продолжить формирование умений работать с картами различного содержания,
Развивающая:
- Развивать умение применять знания теоретических основ для составления прогнозируемых последствий экологических проблем.
- Развивать у учащихся навыки экспериментального решения задач проблемного содержания.
- Продолжить формирование умений самостоятельной работы учащихся.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, оформлять результаты исследований.
- Развивать приемы исследовательской работы.
Воспитательная:
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
УУД:
Личностные УУД:
Выполнение норм и требований учебной деятельности.
Умение вести диалог на основе равноправных взаимоотношений.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средства достижения цели.
Составлять в группе план решения проблемы.
Подбирать к каждой задаче адекватную ей теоретическую модель.
Работать по плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
— давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
— осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
— обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Коммуникативные УУД:
Выражать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Оборудование: Медиапроектор, компьютер, экран, атлас «Воронежская область»
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Индивидуальная работа связанная с самостоятельным поиском материала в сети Интернет, материалом, предоставленным учителем
Работа в малых группах
Межгрупповая дискуссия
|
Учитель дает задания обучащимся, ответы на которые они найдут либо в сети Интернет, либо из дополнительных источников предоставленных учителем. И объясняет, что оформят в виде таблицы с последующим заполнением при обсуждении
Консультации по интересующим вопросам
|
Обучающиеся ищут или работают с материалом предоставленным учителем.
Воронеж: ВГУ: географический, геоэкологии и туризма, геологический, биолого-почвенный, исторический, экономический. ВГПУ; Воронежский государственный аграрный ун-т имени императора Петра I Воронежская государственная лесотехническая академия НИИЛГи С Таловая: ГНУ НИИСХ им. В.В Докучаева Рамонь: ГНУ ВНИИСС им. А.Л.Мазлумова РАСХН
Отбор главного материала, оформление в виде таблицы Последующее заполнение таблицы при обсуждении |
Рефлексия
(Беседа) |
Давайте проговорим с какими современными научно-исследовательскими учреждениями мы сегодня познакомились?
Какими вопросами они занимаются? Почему это так важно для ученых? |
Мы познакомились с НИИУ г.Воронежа, Рамони и Таловой
Они изучают природные ресурсы области с целью их рационального использования Сохранение ресурсов для того, чтобы ими могли пользоваться еще не одно поколение жителей Воронежской области |
Домашнее задание. | Дома ваша задача вникнуть в полученный материал, предложить свои направления исследовательской работы |
Таблица (Приложение 1).
Название учреждения |
Где расположено |
Какими проблемами занимается |
Факультет географии и геоэкологии Воронежского государственного университета | Это один из старейших факультетов классического Воронежского университета | Факультет содействует получению великолепного географо-экологического образования, активно работает в современных научных направлениях, ориентированных на исследование ландшафтно-экологического состояния и природно-ресурсного потенциала Центрального — Черноземья, территориальную организацию хозяйства в регионе, эколого-географические основы рационального природопользования. |
Геологический факультет | ВГУ. г. Воронеж | Главная функция геологии – обеспечение человечества минеральным сырьем, энергией, водой, предупреждение и предотвращение геологических катастроф. |
Биолого-почвенного факультета | ВГУ г. Воронеж | Исследование почв, растений, животных. |
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
|
Основан в 1912 году. г.Воронеж | Факультеты: агроинженерный факультет, агрохимии и экологии, землеустройства и кадастров, гуманитарно-правовой, ветеринарной медицины и технологии животноводства, технологии и товароведения, бухгалтерского учета и финансов. |
Воронежская государственная лесотехническая академия | Создан в 1930 году. г.Воронеж
|
Академия занимается не только лесными культурами, селекции, лесомелиорацией, защитой леса и лесного охотоведения, ландшафтной архитектурой, но и механизацией лесного хозяйства. |
Научно-исследовательский институт лесной генетики и селекции | г. Воронеж | Занимается селекцией и генетикой растений. |
Государственное научное учреждение Воронежский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени В.В. Докучаева Российской академии сельскохозяйственных наук — государственное многоотраслевое научно-исследовательское учреждение (НИИСХ)
|
Расположен институт в Каменной Степи Таловского района Воронежской области | Выполняет и координирует научные исследования по повышения эффективности сельскохозяйственного производства России |
Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова
|
Рамонский район | Разрабатывает агротехнические приемы по увеличению производства и повышению урожайности и сахаристости свеклы. |