Особенности курса «География России» в 8-9 классах. Комплексный курс, изучающий природу, население, хозяйство, экологию страны в целом и ее регионов Формирующий географический образ страны, показывающий ее специфику и место в мире Формирующий любовь к Родине, гражданскую идентичность, гражданскую позицию
Основные задачи курса – воспитание ответственного Гражданина.
Формирование объективных знаний об особенностях природы и ресурсах, экологии, демографии и экономики страны
Знакомство с важной проблемой современности: соотношение глобального и национального, формирование национального самосознания
Формирование умений самостоятельно получать и анализировать географические знания из разных источников информации
Особенности образования в ХХI веке:
Дистанционность и мобильность
Интерактивность
Технологичность
Креативность
Одновременное движение по нескольким образовательным траекториям
Формирование нового вида грамотности — информационно-коммуникационной
Образование на протяжении всей жизни
Современный образовательный процесс усложняется и удлиняется, опираясь на взаимодействие технологий образования:
Формального – образование в школах, колледжах, вузах
Неформального – внеурочная и внешкольная деятельность
Информального (повседневное образование) – чтение литературы, посещение музеев и театров, выставок, турпоездки, знакомство с новостями СМИ. Это самое продолжительное по времени образование.
Современный ФГОС ООО определил систему требований к результатам освоения программы в виде триады:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Почему на первом месте – личностные?
В настоящее время уже не подвергается сомнению то , что воспитание личности – важнейшая цель образования, способная обеспечить устойчивое социально-экономическое и политическое развитие страны.
Уникальность географии в воспитании гражданина и патриота, в формировании национальной идентичности и самосознания:
Дает достоверную информацию о территории
Удачно совмещает образное восприятие и логическое мышление
Использует краеведческий принцип, «заземляя» теорию на конкретной практике – своей местности
Позволяет играть масштабами
Рассматривает территорию комплексно – во всех ипостасях – «от геологии до идеологии» по Н.Н.Баранскому
Формирует объективную географическую картину мира и географическую культуру по В.П.Максаковскому
Изменение роли краеведения в эпоху глобализации
Глобализация – унифицирует, насаждает некие общие правила во всем – культуре, одежде, архитектуре, образовании, кухне и пр.
Краеведение – подчеркивает уникальность родного края, особенности его природы, влияющие на жизнь, деятельность, быт людей, их национальные традиции и культуру.
Глобализация – уводит от реального мира в виртуальный, способствует неадекватному восприятию мира.
Краеведение – опирается на предельно конкретный, знакомый и потому более понятный школьнику материал.
Как изучать триаду:
МИР –СТРАНА – РОДНОЙ КРАЙ
От глобального (общего) к частному (родному краю) – дедуктивный путь
От частного – родного края — к общему – миру – индуктивный путь
Рассматривать параллельно – общие географические закономерности и проявление их на краеведческом материале
В учебниках постоянно предлагаются задания по родному краю в сравнении с изучаемым в данный момент регионом и страной в целом
Изменение знаниевой парадигмы на системно-деятельностную усилило использование практико-ориентированных и проблемных задач при рассмотрении краеведческого материала
Это важно, потому что позволяет более объективно понять особенности нашего общества, а это необходимо для формирования национального самосознания и социализации личности школьника. Нам усиленно навязывают идеалы западного постиндустриального общества, которые чужды россиянам, поскольку искажают объективную сущность человека и не соответствуют нашим идеалам — духовности, доброты, совестливости, стремления к справедливости и созиданию.
Далеко не все инновационные технологии могут быть приемлемы для нашей школе.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Изучать родной край и его место в стране и мире !
Роль краеведения в формировании национального самосознания
Знакомство с базовыми национальными ценностями – моральными и нравственными, культурными, семейными, религиозными, присущими обществу.
Знакомство с социальным опытом предыдущих поколений и преобразование его в личностные ценности.
Усвоение норм общественного поведения, которые присущи обществу в данное время.
Знакомство с особенностями культуры, национальными традициями жителей родного края.
Осознание своей индивидуальности, принадлежности именно к этой нации и народности.
Национальное самосознание – это осознание своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений
Процесс формирования национального самосознания включает:
Национальную самоидентификацию, осознание индивидом своей национальной принадлежности.
Развитие национального (патриотизм, шкала ценностей) и интернационального (отношение к представителям других национальностей) компонентов.
Формирование политической культуры.
Национальное самосознание включает в себя:
Принадлежность к данной общности
Любовь к родному языку, национальной культуре
Уважение к истории своего народа и его традициям
Приверженность национальным ценностям
Осознание чувства национальной гордости и общности интересов.
Важная сторона национального самосознания – осознание своей индивидуальности, принадлежности именно к этой, а не к другой национально-этнической, социально-политической общности – нации и народности.
Примеры видов заданий для самостоятельной работы
В каких условиях формируется национальное самосознание?
Доклад «Уникальные объекты природной среды Москвы»
Таблица «История природопользования на территории столичного региона»
Доклад «Древние ремесленники города»
План-проект по раздельному сбору бытовых отходов в своем доме
Карта развития транспортной инфраструктуры города за последние 150 лет
Презентация «Экскурсия по достопримечательностям Москвы»
География вместе с историей, обществоведением, литературой приобщают школьников к насущным проблемам современной общественной жизни, помогают ориентироваться в огромном информационном потоке, анализировать и оценивать происходящие события.