Современный урок географии. Моря России: угрозы и сохранение

Аннотация. Разработка урока по географии для обучающихся 8 классов по теме «Моря России: угрозы и сохранение» предназначена для обучающихся средних школ.  К уроку разработана презентация, задания для выполнения на интерактивной карте на платформе ArcGIS StoryMaps, задания для выполнения на интерактивной платформе LearningApps. Данный урок может быть использован как в классе, для изучения морей, омывающих берега России, так и при дистанционном формате обучения.

 

 

 

Тема урока: Моря России: угрозы и сохранение

Возрастная категория: 8 класс

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: Познакомить обучающихся с особенностями морей, омывающих территорию России

Задачи:

Образовательные:

—  изучить по картам моря, проливы, заливы;

— раскрыть примеры воздействия человека на моря и его последствия

Развивающие: создать условия для развития аналитических способностей обучающихся (анализировать, обобщать, делать выводы); содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности

Воспитательные: развитие умения работать в группах; развитие интереса к изучению географии

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: умение сотрудничать и уважительно относиться к мнению других

Предметные: формирование представлений у обучающихся об особенностях природы морей, омывающих берега России; формирование навыка описания морей России с использованием различных источников информации.

Метапредметные:

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение формулировать ответы на вопросы и выражать собственное мнение с аргументами; приходить к общему решению, работая в группах

Познавательные универсальные учебные действия: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям, структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Регулятивные универсальные учебные действия: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; выделять из темы урока известные знания и умения

Форма работы: групповая, фронтальная

Технические средства и оборудование: проектор, компьютер, настенная карта, 3 ноутбука (зависит от количества команд) с выходом в интернет, презентация; онлайн-сервис на платформе ArcGIS StoryMaps; онлайн-сервис на платформе LearningApps, раздаточный материал

Методические приемы: коммуникативная методика; поисковое и просмотровое чтение; метод закрепления полученных знаний

Межпредметные и внутрипредметные связи: интегрируется с биологией и экологией

Сценарий урока

До урока учитель делит класс на 3 группы, готовит раздаточный материал, проверяет готовность ноутбуков, открывает приложение ArcGIS StoryMaps и LearningApps.

1 этап. Организационный момент (2 мин.)

Учитель приветствует обучающихся, проверяет явку, готовность к уроку, создает благоприятную атмосферу.

Обучающиеся занимают места согласно группам, на которые были поделены, приветствуют учителя, отвечают на поставленные вопросы.

2 этап. Мотивация обучающихся к обучению. Постановка цели и задач (2 мин.)

Чтобы определить тему урока, обучающимся предлагается определить объект по прилагательным, расположенным на слайде (спокойное, ласковое, бурное, теплое, холодное, штормовое, зеленое, синее, страшное, угрожающее, глубокое, мелкое, бушующее, чистое, тревожное, раскатистое). При затруднении с ответом, учитель задает наводящие вопросы.

После обсуждения учитель ставит главный вопрос о теме занятия. Обучающиеся дают свои варианты. После того как прозвучит правильный ответ, на экране появляется слайд с темой урока «Моря России: угрозы и сохранение».

3 этап. Актуализация знаний (3 мин)

Учитель предлагает обучающимся вспомнить моря, каких океанов омывают берега России, на какие группы они делятся по положению относительно океана, назвать окраинные и внутренние моря, ответить на вопрос «Зачем нужны моря?»

4 этап. Усвоение новых знаний (15 мин)

Учитель предлагает обучающимся выполнить задания «Моря, омывающие территорию России» в группах на платформе ArcGIS StoryMaps (приложение 1).

Обучающиеся выполняют задание, затем каждая группа представляет свою работу перед группами. Время выступления ограничено и составляет не более 2 минут для каждой группы. По итогам ответов, обучающиеся делают вывод о морях, омывающих территорию России.

5 этап. Первичное закрепление (15 мин)

Учитель предлагает обучающимся выполнить задание «Исследование угроз» в группах. Группам раздаются карточки с названиями тем исследований. Каждой группе достанется одна из тем «Освоение прибрежный территорий», «Добыча ресурсов и судоходство», «Изменение климата». Карточки перемешиваются и поровну делятся между командами. Обучающиеся должны изучить их и решить, какие из них относятся к заданной теме. Учитель обращает внимание детей на то, что количество карточек по каждой теме не одинаково, поэтому собирая информацию, относящуюся к той или иной теме, обучающимся нужно исходить из содержания текстов на карточках, а не их количества. Выбрав карточки по своей теме, группы составляют из них рассказ и презентуют его другим группам. Время выступления ограничено и составляет не более 2 минут для каждой группы (приложение 2).

6 этап. Организация первичного контроля (5 мин)

Учитель предлагает обучающимся выполнить тест на закрепление полученных знаний на платформе LearningApps (https://learningapps.org/display?v=p05sn72xt22; приложение 3).

7 этап.  Постановка домашнего задания (2 мин.)

В домашней работе обучающимся предлагается закончить работу с картой на платформе ArcGIS StoryMaps, нанести проливы и заливы морей и составить их краткие характеристики.

Если у обучающихся остались вопросы по домашнему заданию, учитель дает пояснения.

8 этап. Рефлексия (7 мин.)

Учитель предлагает вспомнить задачи, поставленные вначале урока и сделать вывод об их выполнении.

Подводя итог, учитель спрашивает обучающихся, что нового они узнали на уроке и завершает занятие.

Приложение 1

Задания для выполнения работы на онлайн-карте

«Моря, омывающие территорию России»

Группа №1. «Характеристика морей Северного Ледовитого океана»

  1. Нанесите на интерактивную карту моря Северного Ледовитого океана https://arcg.is/09Wim0
  2. Дайте краткую характеристику морей, используя информацию сайта «Моя география»: https://mygeografi.ru/morya-omyvayushhie-rossiyu-spisok

 

Группа №2. «Особенность природы морей Тихого океана»

  1. Нанесите на интерактивную карту моря Тихого океана https://arcg.is/1LKq8b0
  2. Дайте краткую характеристику морей, используя информацию сайта «Моя география»: https://mygeografi.ru/morya-omyvayushhie-rossiyu-spisok

 

Группа №3. «Моря бассейна Атлантического океана и Каспийское море – озеро»

  1. Нанесите на интерактивную карту моря Атлантического океана и Каспийское море-озеро https://arcg.is/W5XHr
  2. Дайте краткую характеристику морей, используя информацию сайта «Моя география»: https://mygeografi.ru/morya-omyvayushhie-rossiyu-spisok

 

Приложение 2

Карточки к заданию «Исследование угроз»

«Освоение прибрежных территорий»

В морской прибрежной зоне сосредоточены и воспроизводятся основные биоресурсы Мирового океана, которые обеспечивают 80–90% улова промысловых видов. Побережья как зоны раздела сухопутных и морских экосистем обладают исключительным биологическим разнообразием. Именно поэтому в последнее время многие национальные и международные программы фокусируются на охране прибрежной зоны. Важно обеспечить предотвращение и существенное сокращение любого загрязнения морской среды вследствие деятельности на суше для обеспечения хорошего экологического состояния и продуктивности океана.

 

Океаны и моря играют значительную роль в поддержании социального благополучия. Более 40% мирового населения (около 3 млрд человек) проживают в 150 прибрежных или островных государствах, не далее, чем в ста километрах от берега океана или моря. Независимо от того, имеют государства выход к морю или нет, все они так или иначе связаны с океанами и морями через реки, озера и протоки, и хозяйственная деятельность жителей всех стран влияет на Мировой океан. Территория России омывается 13 морями. И хотя большая часть населения нашей страны живет вдали от морского побережья, благополучие каждого во многом зависит от морских экосистем.

 

Каждый год в Мировой океан попадают около 8 миллионов тонн пластика. Частицы пластика (микропластик) встраиваются в пищевые цепочки. Например, зоопланктон поедает мелкие частички пластика вместе с фитопланктоном. Рыбы и моллюски поедают зоопланктон. Крупные рыбы и млекопитающие поедают мелкую рыбу и моллюсков. Мы едим рыбу. Так микропластик путешествует по организмам живых существ, и ученым пока точно не известно, к чему это может привести. От пластикового мусора каждый год гибнет 100 000 морских животных и 1 000 000 морских птиц. Океаны стали сегодня самой большой мусорной свалкой в мире.

 

Из-за сброса сточных вод и выбросов в атмосферу с промышленных предприятий в морскую воду попадают химические вещества, многие из которых являются токсичными. К ним относятся диоксины, ДДТ, тяжелые металлы и радиоактивные элементы: свинец, ртуть, цинк, кадмий и другие. Они не растворяются в воде и накапливаются в живых организмах, представляя серьезную угрозу для здоровья и способности к размножению животных и человека.

 

В океан часто попадают неочищенные сточные воды из населенных пунктов, с животноводческих ферм и сельскохозяйственных полей. Они могут содержать болезнетворные бактерии и вирусы, а также приносят в морскую воду обилие питательных веществ. Их избыток вызывает бурный рост фитопланктона и водорослей. Для разложения отмерших растений требуется большое количество кислорода, который поглощается из воды, и в результате его не достает для других обитателей. Без кислорода им трудно выжить, и такой участок моря может превратиться в «мертвую зону».

 

 «Добыча ресурсов и судоходство»

Постепенное истощение запасов полезных ископаемых на суше привело людей к активному освоению морского шельфа, который содержит огромные запасы нефти и газа. К сожалению, при добыче и транспортировке «черного золота» нередко случаются аварии, и каждый год в океаны попадает примерно 600 000 тонн нефти. Все компоненты нефти токсичны для морских организмов. Она быстро растекается по поверхности воды и надолго загрязняет ее, отравляя и убивая морских обитателей.

 

Арктика является одной из последних еще нетронутых кладовых «черного золота», куда многие в мире направляют свой взор для решения энергетических проблем человечества в XXI веке. В силу природно-климатических условий в северных морях аварийные нефтяные разливы более вероятны, при этом в настоящее время у человечества нет эффективных технологий их ликвидации.

 

При добыче определенного вида рыб в орудия лова часто попадают другие морские животные. Такая неумышленная добыча называется приловом. Прилов, как правило, не перерабатывают и выбрасывают обратно в море как отходы. Однако такие случайно пойманные животные редко выживают, поэтому их популяциям наносится такой же ущерб, как если бы они были пойманы и съедены.

 

Потерянные орудия лова и их фрагменты создают угрозу для попадающих в них морских обитателей. Такие орудия (обрывки сетей, остатки тралов, различных ловушек и проч.), которые продолжают ловить морских животных, называются «призрачными орудиями лова». К тому же сейчас практически все орудия лова делают из пластика, то есть они усугубляют загрязнение морских вод.

 

Почти 90 тысяч судов перевозят 10 миллиардов тонн грузов в год по всему миру (это примерно 90% всех грузов). На торговых судах работает более миллиона мореплавателей. Пассажиры и команды судов часто избавляются от мусора, просто выбрасывая его за борт, вместо того чтобы утилизировать его в портах. Таким образом, в морскую среду попадают тонны пищевых отходов, остатки грузов, пластика, рыболовного снаряжения и прочего мусора.

 

Звуковые волны в толще морской воды могут распространяться на большие расстояния и приводить к серьезным биологическим и экологическим нарушениям. Шумовое загрязнение представляет опасность для рыб и млекопитающих, особенно для китообразных. Звук для многих обитающих в воде существ является основным средством коммуникации и выживания в водной среде. Под действием шума от гребных винтов кораблей они лишаются возможности общаться, находить дорогу, пару и добычу, отдыхать, избегать столкновения с судами. Когда судовое движение достаточно интенсивно, маршруты движения кораблей могут пересекаться с путями миграций морских млекопитающих, что создает дополнительную угрозу столкновений с китами, дельфинами, тюленями.

 

Корабли часто перевозят безбилетных пассажиров. Моллюски, мидии и другие морские организмы иногда прикрепляются к корпусам кораблей. А личинки, яйца и планктон попадают в балластные воды, которыми наполняют специальные отсеки для устойчивости судна, а потом сливают в точке назначения. Чтобы выжить в новом месте, такие путешественники могут вести себя как захватчики, выселяя местных обитателей и нападая на них. Такое агрессивное заселение называется инвазией и приводит к нарушению равновесия экосистемы.

 

«Изменение климата»

Климат нашей планеты меняется. Причиной этого во многом является деятельность человека. В результате сжигания угля, нефти и газа, а также ведения интенсивного сельского хозяйства и других видов хозяйственной деятельности в атмосферу выделяется большое количество парниковых газов (например, углекислого газа и метана). Эти газы удерживают избыточное тепло у поверхности планеты, и она перегревается.

 

Углекислый газ из атмосферы способны поглощать зеленые растения. 30% углекислого газа поглощается океанским фитопланктоном — сообществом микроскопических растений, обитающих в поверхностном слое воды. Когда слишком большое количество углекислого газа вступает в химическую реакцию с морской водой, повышается ее кислотность. Это явление называют закислением океана.

 

Закисление океана затрудняет кораллам, моллюскам и другим организмам получение из воды кальция для строительства их скелетов и ракушек. Коралловые рифы и колонии двустворчатых моллюсков оказываются в опасности. А это ставит под угрозу большое количество живых существ, в пищевую цепочку которых они входят.

 

Повышение средней температуры воздуха приводит к повышению температуры воды, которая забирает и накапливает тепло, а также таянию льдов в приполярных районах. Теплая вода занимает больше места, поэтому уровень моря повышается, и вода затапливает прибрежные территории. Некоторые острова могут полностью уйти под воду. Кроме того, повышается частота и сила штормов, ураганов и других экстремальных погодных явлений.

 

Повышение температуры воды заставляет морских обитателей приспосабливаться к новым условиям. Не всем это легко дается — некоторые виды погибают, а другим приходится мигрировать в более прохладные зоны. Питающиеся ими животные вынуждены искать новый корм или следовать за ними, чтобы выжить.

 

В результате изменения климата тают арктические льды. Белая поверхность льда отражает часть солнечных лучей, защищая планету от перегрева. Без нее средняя температура станет повышаться еще быстрее. Льдины становятся меньше и располагаются дальше друг от друга. Белым медведям, моржам и тюленям становится труднее выжить, ведь на льдинах они отдыхают, охотятся и выводят детенышей.

Приложение 3

 

Вопросы для онлайн-теста «Моря России»

1.Самое мелкое море:
1.Азовское  2.Японское  3.Балтийское

 

2.Самое большое море по площади:
1.Берингово  2.Баренцево  3.Балтийское

 

  1. Самое маленькое море по площади:
    1. Балтийское  2.Чукотское  3. Азовское

 

4.В зимнее время не замерзает:
1. Карское 2. Баренцево 3. Азовское

 

  1. Самое северное из Тихоокеанских морей:
    1. Чёрное 2. Берингово  3. Японское

 

  1. Количество морей омывающих территорию России:
    1.12 2.13  3.14

 

7.Берингов пролив соединяет:
1.Берингово и Чукотское море

2.Азовское и Чёрное море
3.Охотское и Японское море

 

  1. Самое южное из дальневосточных морей:
    1.Японское  2.Охотское  3.Чёрное

 

  1. Море, являющиеся внутренним:
  2. Карское 2. Охотское 3. Белое

 

  1. Берега России, у которых расположены самые глубокие и большие моря:

1.Западные  2.Восточные  3. Северные



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru