Тема урока: «Мой край родной!»
Проведите исследование по оценке населением привлекательности своего места проживания. В основе исследования анкетирование местных жителей и анализ анкет. Составить исследовательский маршрут по своему родному краю. Написать сочинение, то для вас значит родной край, ваша малая родина.
Тема урока: «Мой край родной!»
- УМК Полярная звезда:
Ориентирование на местности
Природные зоны
Культурные ландшафты
Природное и культурное наследие
Мы и наша страна на карте
Наше национальное богатство и наследие
Численность населения
Как мы живем и работаем в нашем климате
Родной край
Центральная Россия: освоение территории и население
Москва-столица России
Европейский Север: освоение территории и население
Европейский юг. Пространство Европейского юга
Поволжье: освоение территории и населения
Урал:освоение территории и хозяйство
Сибирь: освоение территории
Пространство Дальнего Востока.
- Ориентирование на местности
Природные зоны
Культурные ландшафты
Природное и культурное наследие
- Выясните когда впервые появилось упоминание о вашем крае. Как изменились его границы во времени ? Воссоздайте изменение границ на карте.
Проведите исследование по оценке населением привлекательности своего места проживания. В основе исследования анкетирование местных жителей и анализ анкет.
Составить исследовательский маршрут по своему родному краю.
Написать сочинение, то для вас значит родной край, ваша малая родина.
Тема урока: «Мой край родной!»
Цели:
- Привить детям чувство любви к Родине, к родному краю; воспитание патриотизма.
- Пробудить интерес к истории родного края.
- Приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины.
- 4. Формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности; реализация деятельностного подхода к изучению и охране природы своего региона.
Задачи
- помочь детям осознать себя частью природы;
- формировать бережное отношение к окружающей природе, чувство ответственности;
- развивать коммуникативные способности, умение работать в группе;
- развивать речь, внимание, наблюдательность;
- повторить с детьми правила поведения на природе.
- Развитие экологической этики учащихся.
- Формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг.
- Воспитание любви к Родине, родному краю;
- Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- воспитать сознательное и бережное отношение к природе родного края.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
— экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
— гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
— адекватное восприятие предложений учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
— концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
— стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
— предлагать помощь и сотрудничество;
— определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
— договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
— ставить и формулировать проблемы;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
— узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
— устанавливать причинно-следственные связи.
Методы обучения: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.
Формы организации: Совместные, групповые.
Средства обучения: Компьютер, мультимедиа, презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Подготовительный этап. Постановка проблемы.
Звучат звуки природы «Шум плеска речной волны». (на экране слайды с изображением природы озера Маныч, ученик читает стих Забусова Олега)
Не могу никак я наглядеться
На степей бескрайних высоту, И летит, как птица, моё сердце В небо набирая высоту. А внизу – дороги, скирды, пашни, И камыш пожухлый у реки, А левей водонапорной башни, Словно солнышки, желтеют бузляки. И смотрю я, как заворожённый, И пытаюсь до конца понять, Почему весь мир такой огромный Одним взором я могу объять?
|
|
Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный урок. Мы не спроста начали его стихами нашего Дивенского поэта Олега Забусова, они помогут нам определить тему нашего урока. Кто сможет озвучить тему урока? (Мы будем говорить о нашем родном крае)
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Какова же цель нашего урока, для чего нужно изучать родной край? (привитие чувства любви к Родине, к родному краю, воспитание патриотизма, пробуждение интереса к истории родного края, приобщение к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины, воспитание нравственности).
Учитель:
— Дети, а для вас, что такое Родина?
— Место, где мы родились, и сейчас живем, как называется? (Малая Родина)
— Для нас с вами наша малая Родина – это наш край.
— Родина! Это самое великое, самое родное и сердечное, что есть у человека. Большая она у него или маленькая, тоже зависит от самого человека, от его знаний, умения понимать, любить и беречь Родину. Любовь к Родине сравнивают с любовью к матери. Есть такая поговорка: “Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину”.
— И родителей и Родину мы приобрели с момента нашего рождения. Родину, как и родителей не выбирают. Они даются человеку один раз навсегда, до конца жизни. Наши отцы и деды крепко любили свою Родину – Ставрополье и твердили, что „Родина без нас может обойтись, но мы без Родины – никогда”.
- Работа в творческих группах.
— Сегодня я предлагаю вам побывать в роли исследователей и изучить природу родного края, народные промыслы прошлых лет, как наш край воевал за Родину в годы Великой Отечественной Войны. Мы с вами побываем в роли журналистов-корреспондентов и создадим свой канал на сайте ютьюб.
1 группа блогеров «Историки» расскажут о главном городе нашего края, о главных символах и их происхождении.
2 группа блогеров «Знатоки природы» изучат и расскажут нам о нашей жемчужине – озере Маныч. Они исследуют природу родного края, докажут нам что человек должен любить природу, изучать и познавать её законы, научиться понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека.
3 группа блогеров «Народные умельцы» расскажут нам о народных промыслах нашего района, как жили наши предки, чем занимались и чем прославили наш край.
4 группа блогеров «Память за собою позови» расскажут нам о нашем крае в годы ВОВ 1941-1945 года. О героях Ставропольцах и Апанасенковцах, которые отстояли с честью нашу Родину, и чьими именами мы гордимся.
Группы получают задание и работают над выполнением задания.
- Выступление творческих групп.
Физминутка «Просторы родного края»
Край широкий Ставропольский (идут по кругу, взявшись за руки)
Удивительный мой край (остановились, развели руки через верх)
Только в нем увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)
Все места родной страны (разводят руки перед собой)
Степи утопают здесь в цветах (делают рукой перед собой и показывают «бутон»)
Реки горные торопятся, шумят (бегут «змейкой», взявшись за руки)
Колосится хлеб родной в полях (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок- «колос», покачивают)
И леса могучие растут (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)
В них животные живут (изображают разных животных)
И воздух самый чистый (делают глубокий вдох-выдох)
Ах, Ставрополье, край лучистый (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)
Тебя я в сердце сохраню (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)
Рефлексия.
Закончить наш урок я хочу одной притчей, которую однажды мне рассказал мой отец, в детстве:
«В одном селении было два мудреца, но у одного было много учеников, и к нему шли люди, а к другому нет. Второй решил скомпрометировать мудреца-учителя.
Он думал так: поймаю я бабочку и задам вопрос – Что у меня в руке: живое или мертвое? Если он ответит — живое, то легким нажатием раздавлю бабочку и покажу, что он неправ. Если скажет – мертвое, то раскрою ладонь и выпущу бабочку.
Так он и сделал. Пришел к мудрецу-учителю и задал свой вопрос. Поднял Учитель на него свои лучистые глаза, и столько добра и любви полилось из них. Улыбнулся он и ответил: «Все в твоих руках…»
«Все в твоих руках», — повторил отец и оставил меня одну подумать…
— Ребята, вы поняли, почему я рассказала эту притчу? Что сегодня в ваших руках? (Будущее нашей Родины, нашего края, нашей природы и всего человечества, память о прошлом.)
— Как говорят в народе: «Жизнь прожить не поле перейти». Много на пути вам встретится препятствий и проблем, а их не всегда можно обойти, чаще приходится преодолевать и решать. А это нелегко! Выбрать решение, которое окажется единственно правильным. Идя по жизни, вспоминайте наши уроки: не хнычьте, когда больно, поднимайтесь после падения, верьте в доброту и идите дальше, настойчиво добивайтесь поставленной цели и главное верьте: