Территория и формы организации государства
Государственная территория — часть поверхности Земли, включая внутренние акватории и так называемые территориальные воды, недра под ними и аэроторию над ним, на которую распространяется власть данного государства. Юридически к ней приравниваются:
принадлежащие этой стране и официально находящиеся вне ее пределов суда, самолеты, а также морские корабли v другие средства транспорта и связи, территории дипломатических представительств данного государства за рубежом. Территория государства — важнейшая материальная основа государственного (национального) суверенитета.
Кроме понятия «территориальные воды», означающего акватории Мирового океана, омывающие территорию страны в пределах 12 морских миль, существует так же понятие «200-мильной экономической зоны». В отличие от 12-мильных территориальных вод экономическая зона не находится под суверенитетом прибрежного государства. Оно может вести здесь добычу природных ресурсов. Другие же государства обладают в этой зоне лишь свободой судоходства и полетов, прокладки кабелей в трубопроводов.
Все современные государства имеют территории (точнее, геотории, объединяющие понятия «территория», «акватория» и «аэротория»), ограниченные сухопутными, водными и воздушными границами. Эти границы сложились исторически в результате событий прошлых эпох, хотя некоторые из них устанавливаются и в наши дни. Процедура установления границ обычно претерпевает две стадии: делимитации (договорного определения их направления и положения) и демаркации (установления границ на месте). Государственные границы, обозначенные на месте пограничными знаками и признанные мировым сообществом, неприкосновенны.
Все политико-географические единицы, составляющие политическую карту мира, можно разделить на две неравноценные группы: государства, имеющие статус самоуправления, т. е. независимые (их абсолютное большинство); и несамоуправляющиеся территории, находящиеся в зависимости от других государств.
Суверенные страны имеют различные формы организации государства. Важнейшей из них является государственный строй. Он может быть, как вы знаете, монархическим и республиканским.
При характеристике любой страны большое значение приобретает также вопрос о ее государственном устройстве. В этом отношении все государства подразделяются на унитарные и (или) федеративные.
Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой территория страны не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве действует единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся административные единицы обладают только исполнительной, но не законодательной властью. Унитарными являются большинство стран современного мира (Япония, Венгрия, Финляндия и др.).
Федеративное государство — форма государственного устройства, при которой территория страны имеет в своем составе самоуправляющиеся образования. Они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. Такие федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции, вилайи и т. п.), как правило, имеют собственную конституцию, органы власти. К федеративным государствам относятся Россия, США, Индия, Бразилия, Нигерия и многие другие.
Наиболее редкая форма государственного устройства — конфедерация. Это союз (обычно весьма «зыбкий») государств, сохраняющих независимое положение и объединяющихся с целью координации своей деятельности по различным вопросам, чаще всего внешнеполитическим и военным. По конституции только Швейцария имеет статус конфедерации, хотя фактически форма ее государственного устройства гораздо ближе к федеративной. Отсутствие «типичных» конфедераций в современном мире вовсе не означает, что их не было прежде и что они не могут образоваться вновь.
Что же касается несамоуправляющихся территорий, то это земли, не обладающие суверенным статусом или с ограниченными правами местного самоуправления. В нашей литературе подобные территории именуются колониями, т. е. странами, находящимися под властью иностранного государства и лишенными политической и экономической самостоятельности. В западной литературе этот термин практически не используется. Еще не стерты с политической карты мира протектораты (при этой форме зависимость устанавливалась неравноправным договором, по которому внешние экономические и политические отношения передавались государству- протектору).
В отличие от последних мандатные (или подмандатные) территории (так назывались бывшие колонии Германии, перешедшие после Первой мировой войны по мандату Лиги Наций под управление стран-победителей) больше не существуют. Исчез из лексикона также термин «доминион» — так назывались в 1867—1947 гг. самоуправляющиеся части Британской империи, входившие в Британское содружество наций, которые признавали главой государства английского монарха (Канада, Австралийский Союз и др.).