Урок 14. Практическая работа. Рельеф Воронежской области.

СклонЦели урока: Познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа. Показать непрерывность развития рельефа. Выявить закономерности размещения основных форм рельефа. Рассказать о влиянии человека на рельеф. Практическая работа: Составление картосхемы «Рельеф Воронежской области».

Равнина

Урок 14 Практическая работа. Рельеф Воронежской области

Задачи урока:

1.Уметь читать физическую карту Воронежской области.

2.Уметь сопоставлять физическую карту Воронежской области с геолого-палеонтологической таблицей.

3.Закрепить навык работы с контурной картой.

Оборудование:

Физическая карта Воронежской области.

Атласы Воронежской области.

Рабочая тетрадь «Географическое краеведение

Воронежской области».

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашней работы: а) изображение на контуре Воронежской области месторождений полезных ископаемых, б) «Добыча никеля в Воронежской области – благо или зло для нашего края?» — сообщение учащегося.

Изучение нового материала.

А) Воронежская область расположена на какой равнине?

( Восточно-Европейской)

Б) Какая тектоническая структура лежит в основании Восточно-Европейской равнины? (Русская платформа)

В) Какая существует закономерность между тектонической структурой и формами рельефа? (платформам всегда соответствуют равнинные формы рельефа)

Итак, ребята, мы выяснили, что рельеф Воронежской области тесно связан с геологическим строением.

В тех местах, где докембрийский фундамент поднимается близко к поверхности – там располагаются возвышенные равнины, а где он погружается на глубину – там — низменные.

По строению поверхности Воронежская область делится на две крупные части. Посмотрите на физическую карту области (стр. 8 в атласе Воронежской области) и назовите их. ( Среднерусская и Калачская возвышенности и Окско-Донская равнина).

Где находится и чему равна наивысшая точка области?

(В Нижнедевицком районе, вблизи села Горбанёво -259м)

Где находится наименьшая точка? (В русле реки Дон у южной границы Воронежской области – 57м)

Крупные  формы рельефа создаются

Внутренними (эндогенными) процессами: возвышенности, речные долины, междуречья.

Мелкие формы рельефа создаются  преимущественно внешними (экзогенными) процессами: ложбины, овраги, оползни, обвалы, западины, песчаные пляжи.

Анализ карты Атласа Воронежской области на стр.12:

Рассмотреть значки, которыми обозначаются перечисленные выше формы рельефа.

Современный рельеф территории области формировался длительное время. По атласу Воронежской области, страница 9- геолого-палеонтологическая таблица:

Почему и когда наша область становилась то дном моря, то сушей? (Палеозойская эра, период – девонский; мезозойская эра, период – меловой)

Территория была покрыта морем и на этом месте откладывались осадочные породы почти в 1км. Так происходило неоднократно.

Основная причина этих смен были плавные вертикальные движения земной коры. Они продолжаются и сейчас.

Какие существуют доказательства тектонической активности? (Опережающее задание).

На территории области в районе железнодорожных путей и автомагистралей ежегодно проводятся замеры высоты над уровнем моря. Выявлено, что в направлении Воронеж — Елец происходят ежегодные тектонические поднятия на 9мм, а по направлению Воронеж — Грязи – тектонические опускания на 5мм. Следует отметить, что такие явления характерны для платформенных областей,  но нормальными считаются тектонические изменения на 1-2мм.

Какие особенности тектонического строения характерны для области?

2.Мантия находится в постоянном движении и тем самым влияет на подвижки в земной коре, блоки могут опускаться и подниматься.

Исследования, проводимые В.Букреевым в Лосевско-Мамонском районе, показали наличие активно идущих процессов в районе разлома. Следовательно, Среднерусская возвышенность не закончила своё образование.

Практическая работа: «Составление картосхемы рельефа Воронежской области»

1.Подготовить контур Воронежской области.

2.Цветом раскрасить основные формы рельефа (оранжевый цвет — возвышенности, зелёный – равнины).

3.Подписать  Среднерусскую, Калачскую возвышенности и Окско-Донскую равнину.

4.Обозначить самую высокую и самую низкую точки области.

5.Нанести границу Донского оледенения.

6.Значковым способом нанести мелкие формы рельефа:

Овраги, карстовые воронки, карьеры.

7.Символами обозначить уникальные геологические памятники: меловые скалы, пещеры в Дивногорье, пещеры в мелу – Костомарово, Белогорье, минеральный источник.

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru