Урок географии: Человек – часть биосферы
Цель урока. сформировать представление и расах и многообразии народов на планете, их внешних различиях; продолжить формирование ценностного отношения к человеку как части биосферы; раскрывать значение биосферы для человека; сформировать представление об изменениях в биосфере, вызванных воздействием на нее человека; сформулировать пути сохранения биосферы.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку другой расы, его мировоззрению и культуре; осмысления факта существования многообразие народов и культур на планете; понимание равенства всех людей, живущих на Земле; понимание значения биосферы для человека.
Предметные: формирование знаний и представлений:
1) о расах, многообразии народов на планете, их внешних различиях;
2) о значении биосферы для человека и жизни на Земле;
3) о причинах изменения биосферы; формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в биосфере (на примере своей местности), и давать оценку этим изменениям;
4) о роли человека в сохранении биологического равновесия, как необходимого условия дальнейшего существования биосферы. Расширение представлений о различных последствиях хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов.
Метапредметные: формирование умений:
1) анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;
2) строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей;
3) преобразовывать информацию из одного вида в другой, составлять различные виды планов, выдвигать гипотезу;
4) Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
5) аргументировать свою точку зрения;
6) осуществлять саморегуляцию учебной деятельности.
Тип урока. Урок открытия нового знания
Формы работы. Индивидуальная, парная.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые.
Источники информации. А.И. Алексеев. География 5-6 класс, атлас с контурными картами 5-6 класс.
Ход урока.
- Включить обучающихся в учебную деятельность
Добрый день, друзья! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!
Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
- Мотивация к восприятию материала
Ребята, послушайте сказки и определите, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке.
Сказка сото
Когда люди жили одной семьей в пещере у первого человека, по имени Лове, жизнь их была хорошей и счастливой.
Но однажды случилось, что поссорились они, и стали драться, и в драке убили любимого сына вождя своего Лове.
Узнал об этом вождь, разгневался и прогнал людей из своей пещеры, где им так хорошо жилось.
Вышли все люди из пещеры и пошли кто куда.
А солнце стояло высоко и палило очень сильно. И опалило солнце людей так, что некоторые стали темными, а другие, опаленные еще сильнее, совсем черными. Одни так обожглись, что кожа покраснела,— стали они краснокожими. Другие обожглись не очень сильно — стали коричневыми.
А были и такие, у которых кожа шелушилась, стали они желтыми.
И так разошлись по всей земле.
— О чем говорится в сказке?
Лесной пожар
(А. Смирнова, А. Устинова)
Стоял прекрасный летний день. Чудесно заливались в песне птицы, зайчиха умывала своих маленьких зайчат после прогулки, и каждый лесной обитатель был занят важным делом.
Вдруг появился старичок — лесовичок с обеспокоенным видом. Оказалось, что в соседний лес пришли люди, которые решили отдохнуть от городской суеты. (Как люди в лесу отдыхают ?)
Они развели костер, посидели, отдохнули и ушли домой, а костер затушить забыли. (Что нужно сделать перед тем, как уйти домой из леса ?)
И тогда произошло не поправимое: огонь костра разгорелся и ярким пламенем охватил рядом растущие деревья, кустарники, траву. Загорелось все вокруг и вскоре не осталось ничего живого. Не удалось пожар потушить, сгорел весь лес. Горько заплакал старичок-лесовичок, ведь все звери и птицы были его друзьями, каждое дерево, каждый листочек, каждая травинка были для него родными. Сколько же пройдет лет, пока на выгоревшем месте вновь вырастет новый лес! Погоревал, погоревал старичок-лесовичок, да делать нечего, пришлось ему уйти в другой лес, а всех горожан старичок-лесовичок призывает впредь охранять лес от пожара.
-О чем же нам предстоит сегодня говорить? Как может называться тема нашего урока? (ответы учащихся)
Тема урока. Биосфера и человек.
Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы — нашего общего Дома с другими живыми существами (растениями, животными и даже микроорганизмами), с общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей землей, что нас кормит, с общим воздухом, которым мы все дышим. Человек! Человек – крошечная частица великого необозримого Космоса. Человек, живущий под крышей Дома- Биосферы.
— Кто же мы такие – люди? Где наше человеческое место в этом Доме и как нам жить в нём? Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой.
— Ребята, что нам нужно знать, чтобы ответить на вопрос «Кто же мы такие – люди?» (ответы учеников)
— Давайте составим план наших с вами действий для достижения поставленных целей.
План:
- Распространение людей на Земле
- Человеческие расы
- Роль биосферы в жизни человека
— Давайте запишем в тетради тему урока и план к уроку.
- Этап усвоения новых знаний и способов действий.
— Начинаем нашу работу. Как звучит первый пункт плана? (распространение людей на Земле)
— Давайте с вами вспомним, подумаем, найдем ответы на интересующие нас вопросы и запишем их в тетрадях.
1) Когда и откуда появился человек на планете?
— Есть несколько теорий происхождения человека.
2) Как люди расселились по Земле?
-Посмотрите на карту на экране и скажите, какой регион является родиной человека? (Юго-Восточная Африка).
— Куда дальше продвигались первобытные люди? ( В Европу, затем в Азию — Австралию, через Аляску в Северную и Южную Америку)
— От чего зависит расселение человека?
4) Почему люди разных континентов различаются во внешности?
— Мы с вами переходим ко второму пункту плана.
Все люди, живущие на Земле, сильно отличаются друг от друга. В чем причина? (Ответы учеников). Послушайте одну легенду.
Существует индейская легенда.
Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно-коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
— Какие расы вы знаете?
— Что такое раса?
— Предлагаю поработать в парах. У вас на столах лежат карточки с фотографиями людей разных рас. Вам необходимо найти отличительные особенности представителей своей расы, ответив на вопросы.
1) Какой цвет кожи у представителей вашей расы?
2) Какой цвет волос у представителей вашей расы?
3) Какой нос, губы, разрез глаз?
Ответы учеников.
— Откройте учебник на стр. 157 и посмотрите таблицу.
-Правильно ли вы определили отличительные особенности представителей своей расы?
— Есть четвертая раса. Как она называется? Давайте вместе составим описание этой расы и запишем в тетрадь.
Раса | Внешние признаки | Место проживания |
Австралоидная | Смуглая кожа, черные прямые волосы, широкий нос, толстые губы | Австралия, Новая Гвинея |
— Но есть еще и смешанные расы. Как вы думаете, какие это расы? (Просмотр слайда презентации)
— Давайте немножечко отдохнем.
Физминутка
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!(Потягивания — руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.(Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,(Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.(Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт.(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?(Вращение туловищем.)
— Остался у нас один вопрос из плана. Роль биосферы в жизни человека.
Человек не может жить независимо от природы. И, живя в природе, мы оказываем влияние на природу. Подумайте и составьте схемы в тетради «Влияние биосферы на человека: положительное и отрицательное».
— Какое влияние оказывает биосфера на человека: только положительное, только отрицательное или и положительное, и отрицательное.
— Какого влияния на человека оказывает биосфера больше?
-Посмотрите видеоролик и составьте в тетради схему «Влияние человека на природу».
— Какое же влияние оказывает человек на природу?
— Только отрицательное влияние оказывает человек на природу?
-А положительное влияние человек на природу оказывает?
— Какого влияния на биосферу оказывает человек больше?
— Как вы думаете, взаимодействуют природа и человек между собой?
— Сделайте вывод: что происходит в природе под влиянием человека?
— Что нужно сделать, чтобы сохранить природу?
— Какие виды охраняемых природных территорий вам известны?
— Какие виды охраняемых природных территорий в пределах Воронежской области вы знаете?
- Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Назовите правильный ответ.
1)Раса, для которой характерен косой и узкий разрез глаз:
— монголоидная
— негроидной
— европеоидной
— австралоидной
2)Стройные, черная и коричневая кожа, курчавые черные волосы имеют представители расы:
— экваториальной
— монголоидной
— австралоидной
— европеоидной
3) Короткие ноги, желтоватая кожа, жесткие прямые волосы, широкое лицо с выдающимися скулами имеют представители расы:
— монголоидной
— австралоидной
— европеоидной
— африканской
4) Исторически сложившаяся группа людей – это:
— раса
— община
— расизм
— фашизм
— Молодцы, ребята.
- Домашнее задание.
Параграф 49, вопросы к параграфу.
Дополнительное задание: оставить синквейн “Биосфера”.
Правила составления синквейна.
В синквейне пять строк, в том числе:
- Понятие (одно слово, в нашем случае биосфера).
- Прилагательные (два слова).
- Глаголы (три слова).
- Предложение, фраза (из четырех слов).
- Существительное, утверждение (одно слово).
- Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.
-Спасибо за урок. Вы се молодцы.
Вставление оценок за работу на уроке.
Хороший конспект