Урок географии: Человек – часть биосферы

Цель урока. сформировать представление и расах и многообразии народов на планете, их внешних различиях; продолжить формирование ценностного отношения к человеку как части биосферы; раскрывать значение биосферы для человека; сформировать представление об изменениях в биосфере, вызванных воздействием на нее человека; сформулировать пути сохранения биосферы.

 

 

 

Планируемые результаты:

 Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку другой расы, его мировоззрению и культуре; осмысления факта существования многообразие народов и культур на планете; понимание равенства всех людей, живущих на Земле; понимание значения биосферы для человека.

Предметные: формирование знаний и представлений:

1) о расах, многообразии народов на планете, их внешних различиях;

2) о значении биосферы  для человека и жизни на Земле;

3) о причинах изменения биосферы; формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в биосфере (на примере своей местности), и давать оценку этим изменениям;

4) о роли человека в сохранении биологического равновесия, как необходимого условия дальнейшего существования биосферы.  Расширение представлений о различных последствиях хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов.

Метапредметные: формирование умений:

1) анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;

2) строить логическое  рассуждение с установлением причинно-следственных связей;

3) преобразовывать информацию  из одного вида в другой, составлять различные виды планов, выдвигать гипотезу;

4) Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

5) аргументировать свою точку зрения;

6) осуществлять саморегуляцию учебной деятельности.

Тип урока. Урок  открытия нового знания

Формы работы. Индивидуальная,  парная.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые.

Источники информации. А.И. Алексеев. География 5-6 класс, атлас с контурными картами 5-6 класс.

 

Ход урока.

  1. Включить  обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!

Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности  на нашем уроке?

  1. Мотивация к восприятию материала

Ребята, послушайте сказки и определите, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке.

Сказка сото

Когда люди жили одной семьей в пещере у первого человека, по имени Лове, жизнь их была хорошей и счастливой.

Но однажды случилось, что поссорились они, и стали драться, и в драке убили любимого сына вождя своего Лове.

Узнал об этом вождь, разгневался и прогнал людей из своей пещеры, где им так хорошо жилось.

Вышли все люди из пещеры и пошли кто куда.

А солнце стояло высоко и палило очень сильно. И опалило солнце людей так, что некоторые стали темными, а другие, опаленные еще сильнее, совсем черными. Одни так обожглись, что кожа покраснела,— стали они краснокожими. Другие обожглись не очень сильно — стали коричневыми.

А были и такие, у которых кожа шелушилась, стали они желтыми.

И так разошлись по всей земле.

— О чем говорится в сказке?

Лесной пожар

(А. Смирнова, А. Устинова)

Стоял прекрасный летний день. Чудесно заливались в песне птицы, зайчиха умывала своих маленьких зайчат после прогулки, и каждый лесной обитатель был занят важным делом.

Вдруг появился старичок — лесовичок с обеспокоенным видом. Оказалось, что в соседний лес пришли люди, которые решили отдохнуть от городской суеты. (Как люди в лесу отдыхают ?)

Они развели костер, посидели, отдохнули и ушли домой, а костер затушить забыли. (Что нужно сделать перед тем, как уйти домой из леса ?)

И тогда произошло не поправимое: огонь костра разгорелся и ярким пламенем охватил рядом растущие деревья, кустарники, траву. Загорелось все вокруг и вскоре не осталось ничего живого. Не удалось пожар потушить, сгорел весь лес. Горько заплакал старичок-лесовичок, ведь все звери и птицы были его друзьями, каждое дерево, каждый листочек, каждая травинка были для него родными. Сколько же пройдет лет, пока на выгоревшем месте вновь вырастет новый лес! Погоревал, погоревал старичок-лесовичок, да делать нечего, пришлось ему уйти в другой лес, а всех горожан старичок-лесовичок призывает впредь охранять лес от пожара.

-О чем же нам предстоит сегодня говорить?    Как может называться тема нашего урока? (ответы учащихся)

Тема урока. Биосфера и человек.

Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы — нашего общего Дома с другими живыми существами (растениями, животными и даже микроорганизмами), с общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей землей, что нас кормит, с общим воздухом, которым мы все дышим. Человек! Человек – крошечная частица великого необозримого Космоса. Человек, живущий под крышей Дома- Биосферы.

— Кто же мы такие – люди? Где наше человеческое место в этом Доме и как нам жить в нём? Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой.

— Ребята, что нам нужно знать, чтобы ответить на вопрос «Кто же мы такие – люди?»  (ответы учеников)

— Давайте составим план наших с вами действий для достижения поставленных целей.

План:

  1. Распространение людей на Земле
  2. Человеческие расы
  3. Роль биосферы в жизни человека

— Давайте запишем в тетради тему урока и план к уроку.

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий.

— Начинаем нашу работу.  Как звучит первый пункт плана? (распространение людей на Земле)

— Давайте с вами вспомним, подумаем, найдем ответы на интересующие нас вопросы и запишем их в тетрадях.

1) Когда и откуда появился человек на планете?

— Есть несколько теорий происхождения человека.

2) Как люди расселились по Земле?

-Посмотрите на карту на экране и  скажите, какой регион является родиной человека? (Юго-Восточная Африка).

— Куда дальше продвигались первобытные люди? ( В Европу, затем в Азию — Австралию, через Аляску в Северную и Южную Америку)

— От чего зависит расселение человека?

4) Почему люди разных континентов различаются во внешности?

— Мы с вами переходим ко второму пункту плана.

Все люди, живущие на Земле, сильно отличаются друг от друга. В чем причина? (Ответы учеников). Послушайте одну легенду.

Существует индейская легенда.

Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно-коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

— Какие расы вы знаете?

— Что такое раса?

— Предлагаю поработать в парах.  У вас на столах лежат карточки с фотографиями людей разных рас. Вам необходимо найти отличительные особенности  представителей своей расы, ответив на вопросы.

1) Какой цвет кожи у представителей вашей расы?

2) Какой цвет волос у представителей вашей расы?

3) Какой нос, губы, разрез глаз?

Ответы учеников.

— Откройте учебник на стр. 157 и посмотрите таблицу.

-Правильно ли вы определили отличительные особенности представителей своей расы?

— Есть четвертая раса. Как она называется? Давайте вместе составим описание этой расы и запишем в тетрадь.

 

Раса Внешние признаки Место проживания
Австралоидная Смуглая  кожа, черные прямые волосы, широкий нос, толстые губы Австралия, Новая Гвинея

 

— Но есть еще и смешанные расы. Как вы думаете, какие это расы? (Просмотр  слайда презентации)

— Давайте немножечко отдохнем.

Физминутка

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!(Потягивания — руки в стороны.)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.(Потягивания — руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,(Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.(Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд —

Так деревья ветер гнёт.(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?(Вращение туловищем.)

— Остался у нас один вопрос из плана. Роль биосферы в жизни человека.

Человек не может жить независимо от природы. И, живя в природе, мы оказываем влияние на природу. Подумайте  и составьте схемы в тетради «Влияние биосферы на человека: положительное и отрицательное».

— Какое влияние оказывает биосфера на человека: только положительное, только отрицательное  или и положительное, и отрицательное.

— Какого влияния на человека оказывает биосфера больше?

-Посмотрите видеоролик и составьте в тетради схему «Влияние человека на природу».

— Какое же влияние оказывает человек на природу?

— Только отрицательное влияние оказывает человек на природу?

-А положительное влияние человек на природу оказывает?

— Какого влияния на биосферу оказывает человек больше?

— Как вы думаете, взаимодействуют природа и человек между собой?

— Сделайте вывод: что происходит в природе под влиянием человека?

— Что нужно сделать, чтобы сохранить природу?

— Какие виды охраняемых природных территорий вам известны?

— Какие виды охраняемых природных территорий в пределах Воронежской области вы знаете?

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Назовите правильный ответ.

1)Раса, для которой характерен косой и узкий разрез глаз:

монголоидная

— негроидной

— европеоидной

— австралоидной

2)Стройные, черная и коричневая кожа, курчавые черные волосы имеют представители расы:

экваториальной

— монголоидной

— австралоидной

— европеоидной

3) Короткие ноги, желтоватая кожа, жесткие прямые волосы, широкое лицо с выдающимися скулами имеют представители расы:

монголоидной

— австралоидной

— европеоидной

— африканской

4) Исторически сложившаяся группа людей – это:

раса

— община

— расизм

— фашизм

— Молодцы, ребята.

  1. Домашнее задание.

Параграф 49, вопросы к параграфу.

Дополнительное задание: оставить синквейн  “Биосфера”.

Правила составления синквейна.

В синквейне пять строк, в том числе:

  1. Понятие (одно слово, в нашем случае биосфера).
  2. Прилагательные (два слова).
  3. Глаголы (три слова).
  4. Предложение, фраза (из четырех слов).
  5. Существительное, утверждение (одно слово).
  6. Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.

-Спасибо за урок. Вы се молодцы.

Вставление оценок за работу на уроке.

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2022 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru