ВГПУ региональная олимпиада по географии

Арнаутова_12 апреля прошел очный тур олимпиада по географии.  Олимпиада по географии 1. Где живут смешарики? (От 1 до 2 баллов за каждый обоснованный довод. Максимум 10 баллов).

 

Наверняка большинство из вас смотрело сериал «Смешарики». Однако, задумывались ли вы хоть раз где именно они живут? Мы знаем, что Ежик собирает кактусы в соседней пустыне; Нюша и Бараш любят смотреть на горы, возвышающиеся на горизонте; домик Пина стоит на берегу моря, а домик Лосяша в смешанном лесу. Кроме того, однажды смешариков чуть было не погубило извержение вулкана, когда они пошли в горы. Но есть ли на Земле такое место, где возможно сочетание всех этих условий? Попытайтесь найти на нашей планете такую территорию, которая максимально приближена к тому, что показывают авторы этого мультсериала и определите в каком море, заливе или океане купаются Смешарики.

Ответ

1. Где живут смешарики?

Начнем с того, что недалеко от домика Ежика растут кактусы. Кактусы в дикой природе встречаются только в Америке. Следовательно, Смешарики живут где-то в Америке.

Во-вторых, отметим, что растут они в пустыне. Пустыни в Америке располагаются вдоль западного побережья. Это Атакама и Наска в Южной Америке, и Сонора и Мохаве в Северной.
В-третьих, там есть горы и вулканы. В Северной Америке вулканической активностью вблизи пустынь могут похвастаться только Каскадные горы, расположенные в 200 км к северу от пустыни Мохаве. В Южной Америке в районе пустыни Атакама и более южных районах расположено более 200 вулканов из которых 45 извергались в течение последних ста лет. С этой точки зрения, более подходит Южная Америка.

В-четвертых, живут Смешарики преимущественно в смешанных лесах. На западном побережье Южной Америки есть только один участок таких лесов. Это так называемые вальдивские леса. Они начинаются на 40° южной широты и тянуться почти до Магелланова пролива. Однако пустыня Атакама тянется до 30° южной широты. И между Атакамой и лесами более 1000 километров. На первый взгляд более подходит Американская Калифорния. Все-таки 200 км это не 1000. Однако, посмотрим, что расположено на этой тысяче километров между Атакамой и вальдивскими лесами. Это территория занято маквисом. Маквис это своеобразный засушливый тип растительности, для которого характерно чередование сухих трав, ксерофитных деревьев и кустарников. Встречается маквис и в Европе и в Африке и в Америке. Однако в чилийском маквисе растут и кактусы, а главное есть участки развеваемых песков, которые можно принять за небольшие пустыни. Самый южный из таких участков, площадью около 10 км², находится на берегу Тихого океана в 80 км к югу от чилийского города Консепсьон. Таким образом, местом жительства Смешариков надо признать Чили. Примерно в районе 38° южной широты. Там где смешанные леса окружают большой участок развеваемых песков.

Теперь надо ответить на вопрос, какие горы смешарики видят на горизонте? Дело в том, что Анды находятся здесь в 100 км от побережья. На таком расстоянии горы не видны. Однако, в 40 км от побережья здесь поднимается изолированный горный массив Пьедро, высотой 1341 метр. По-видимому, именно его и видят смешарики на горизонте. В радиусе 120 километров находятся несколько действующих вулканов: Антуко, Кальяки, Льяйма и др.

Осталось определить, где купаются Смешарики. Это Тихий океан. Правда вдоль берега там проходит холодное течение, а значит вода постоянно холодная. Но они, похоже, существа закаленные.

Вся эта логическая конструкция, правда, не может объяснить еще одного факта. Судя по мультфильму зимы там холодные, и всю зиму лежит снег. Это никак не соответствует Чили в 40-ых широтах. Здесь средние температуры зимы около + 5° С. Правда снег выпадает ежегодно, но держится недолго и быстро тает.

2. Проверьте вашу логику.

(3 балла за правильный ответ и до 3 баллов за логичное объяснение. Максимум 6 баллов)

Какое слово должно быть вписано в пустую клеточку таблицы

 

Ориноко

 

Гвианское нагорье

Венесуэла

Анды

 

Колумбия

Амазонка

Аргентина

 

Парана

?

  Ответ 

2. Проверьте вашу логику.
При изучении таблицы можно заметить, что здесь встречаются только названия рек, государств и форм рельефа. Теперь внимательно рассмотрим каждую строку таблицы. Первая строка: Ориноко, Гвианское нагорье, Венесуэла. Есть ли связь между этими тремя объектами. Ориноко начинается на Гвианском нагорье и течет по Венесуэле. Проверяем себя по второй строке. Амазонка Начинается в Андах и дальше течет через Колумбию и Бразилию. По-видимому, логика таблицы следующая: в каждой строчке дано название реки, место ее истока и одна из стран по которой она протекает. Тогда в пустую клетку надо вписать ту форму рельефа, где начинается Парана. Это Бразильское плоскогорье.

3. Определите координаты.

(Правильное определение реки, города и залива – по 2 балла, Правильное определение координат до 2 баллов. Максимум 8 баллов)

Название этой реки переводится как «болотистая река» или «река в болотистых берегах», что очень точно отражает ее особенность. Она впадает в залив, который получил свое название в честь народа, давшего название реке. На реке стоит город, названный в честь человека, присоединившего к России этот залив. О какой реке идет речь? Как называются город и залив? С точностью до одного градуса, определите координаты впадения реки в залив..

 Ответ 3. Определите координаты.
Река – Нева,
Залив – Финский
Город – Санкт-Петербург
Координаты — 60° с.ш.; 30° в.д.

4. Проанализируйте отрывок из литературного произведения.

(От 1 до 2 баллов за каждый обоснованный довод. 3 балла за правильное определение места. Максимум 10 баллов).

Перед вами отрывок из рассказа Ю. Данилова «Купава». Определите, вблизи какого моря происходит действие.

«- Что-то, жену твою на работе не видно? – удивился бригадир.

— Да на море поехала. На велосипеде. Купаться. Через час будет.

— То-то, через час! А работа стоит. В кои-то веке, сухой апрель выдался. А дожди зарядят? Что тогда?

— Ладно, не шуми Петрович. К вечеру мы всю норму сделаем.

— Ага, сделаешь! Тебе еще полтонны извести в почву вносить!

—          Сказал, сделаю — значит, сделаю, — отрезал Павел.»

 Ответ 

 

4. Проанализируйте отрывок из литературного произведения.

Во-первых, отметим, что где-то недалеко есть море, а персонажи рассказа заняты в сельском хозяйстве. Это сразу отсекает моря Северного Ледовитого океана, как и побережье Берингово и Охотского моря. Здесь развитие растениеводства невозможно по агроклиматическим признакам. Оставшихся морей немного: Японское, Каспийское, Черное, Азовское и Балтийское.

Во-вторых, отметим, что занимается бригада тем, что вносит в почву известь. Известкуют только кислые почвы, то есть почвы лесных зон. Под эту категорию попадает только побережье Японского и Балтийского морей. Кроме того мы знаем, апрель здесь редко бывает сухим и обычно в этом месяце идут дожди. Но на побережье Японского моря действуют муссоны, и сезон дождей начинается только летом. А вот на побережье Балтики осадки выпадают весь год равномерно. Климат здесь отличается частыми моросящими дождями в течении всего года. Следовательно, скорее всего это происходит на берегу Балтийского моря.

Ответ

5. Сможете ли вы найти ошибки?

Ошибка первая – если мальчик побежал к морю затемно, то ночной бриз должен дуть ему не в лицо, а в спину.

Ошибка вторая — если по небу плыли тяжелые серые облака, то росы быть не могло. Роса вообще не выпадает перед дождем. Кроме того у морских побережий роса почти не встречается, так как перепад температур из-за влияния океана незначителен.

Ошибка четвертая – бриз не может перерастать в муссон. Это ветры абсолютно разного свойства и генетически они между собой никак не связаны.

Ошибка пятая — если Олег побрел домой под мелким моросящим дождиком, тогда облака были не кучевые, а слоистые. Кучевые, а в данном случае правильнее говорить кучево-дождевые облака, отличаются большим содержанием влаги и как следствие этого капли всегда бывают крупные.

Ошибка шестая – мох не растет на прибрежных скалах. Это связано с тем, что соленая вода для сухопутных растений является сильным ядом. На камнях у морского побережья могли быть некоторые виды лишайников и водорослей.

Ошибка седьмая – такое явление как эхо, не может быть в ветреную погоду, так как ветер в данном случае сносит звуковые волны и не дает им отражаться.

5. Сможете ли вы найти ошибки?

(От 1 до 2 баллов за каждую найденную ошибку, но не более 8 баллов).

Найдите в этом рассказе все географические ошибки.

«Однажды ранним утром Олег решил пойти на рыбалку. Он проснулся  затемно, взял удочки и побежал по тропинке к морю. Свежий ночной бриз дул ему в лицо, но Олег не боялся ветра. Он залез на мокрую от утренней росы скалу и стал раскладывать нехитрые рыбацкие принадлежности. Море мирно плескалось у его ног, а низко над головой медленно плыли тяжелые серые кучевые облака.

— Наверное будет дождь, — подумал Олег, и в ту же секунду первые тяжелые капли воды упали ему на голову. Олег достал заранее припасенный кусок полиэтиленовой пленки и укрылся им. В это время из-за горизонта показались первые лучи Солнца. Яркий огненный шар медленно полз по небу вверх, освещая серую морскую воду и поросшие мхом скалы. Ветер постепенно усиливался. Бриз явно перерастал в муссон.

— Да, неудачный сегодня день! – громко сказал Олег.

Ень- ень-ень – повторило за ним эхо.

Стало ясно, что рыбалки сегодня не получится. Олег нехотя собрал вещи и под мелким моросящим дождиком печально побрел домой.»

 Ответ 

6. Не может быть?
На фрагменте карты видно две реки, впадающие в море. Но одна из них образует дельту, а вторая эстуарий. Причем расстояние между устьями минимальное. Но дельты образуются в тех местах побережья, где происходит процесс поднятия земной коры, а эстуарии в – там, где происходит опускание земной коры. Но поскольку земная кора не может одновременно и опускаться и подниматься, то такой фрагмент карты не возможен.

6. Не может быть?

(До 8 баллов за полное и правильное объяснение).

1 (1)

Сережа сидел за столом и рисовал карту. Его старший брат Вова был студентом географического факультета, и Сережа часто видел, как Вовка рисовал такие же карты по вечерам. Сам Вовка за соседним столом что-то писал в тетради. Он поднял голову, посмотрел на Сережу и спросил:

— Чем это ты занимаешься?

— Карту рисую. Как ты.

— А откуда ты ее взял?

— Я ее сам придумал. Вот океан, а это реки в него впадают.

Вова посмотрел, подумал немного и сказал:

-Такого места быть не может.

— Это ты зря Вовка так говоришь. На Земле всякие места могут быть. Я вот такое придумал.

— Нет, Серега, поверь мне как географу, такого быть не может.

А как вы думаете, почему Вова решил, что такое место на Земле не может существовать?

7. Кто этот человек?

(До 10 баллов за правильное определение мореплавателя и информацию о его открытиях)

В отличие от своего великого внука, этот мореплаватель так и не стал знаменитым. Хотя о его жизни можно написать приключенческий роман. Еще юношей он провел три года в испанской тюрьме. Сбежав оттуда, он становится капитаном. Совершает кругосветное плавание. Участвует в нескольких сражениях и получает чин адмирала. Открывает несколько островов и проливов, но в историю он вошел, прежде всего, как дед своего великого внука. Назовите имя мореплавателя и напишите, какие открытия он совершил.

 

Ответ

7. Кто этот человек?
Это Джон Байрон — дед известного английского поэта Джорджа Гордона Байрона. Джон Байрон вошел в историю как открыватель новых земель и флотоводец. Джон Байрон родился 8 ноября 1723 года в Норттингемшире. Второй сын четвертого барона Байрона, Джон с детства полюбил морскую службу и семнадцатилетним мичманом отправился на судне “Уэйджер” в экспедицию Ансона.
Судно потерпело крушение в 1741 году у выхода из Магелланова пролива. Захваченный испанцами экипаж был доставлен в Чили и попал в испанскую тюрьму. Через три года плена юноше удалось бежать. На корабле из Сен-Мало он добрался до Европы, вернулся на флот и отличился в сражениях против Франции. Со временем моряк сам возглавил кругосветную экспедицию.

(ИТОГО: Максимум — 60 баллов)



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru