Внеклассная работа по экологическому воспитанию

урок географии Внеклассная работа по экологическому воспитанию Чурляев Ю. А. МБОУ Лицей 9 г. Воронеж   Природа для человека выступает в двух противоположных функциях как храм и мастерская. Человек был рожден в недрах древнейшего храма, название которому — Природа, и мы все принадлежим ей и находимся внутри ее. Человек в этом храме отнюдь не является царем, богом, он лишь венец творения, высшая форма проявления природного бытия.

Вопросы и ответы

С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без извлечения из природной среды множества природных ресурсов – природа становится мастерской.

В этом и состоит основное противоречие во взаимодействии человека с природной средой. Еще не умея писать, человек уже восхищался красотою природы, находил в ней источник вдохновения. Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание “с молоком матери”, среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, к родной природе.

Знакомство с природой, флорой культурных и дикорастущих растений. Экскурсии на природу в разные времена года, с целью наблюдений за изменениями в природе, сбор листьев, находки корней, сучков, в лесу, шишек, из которых делаются различные поделки на конкурсы, украшение класса и т.д.

При постоянном общении с природой, во время работы с естественным материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки.

Воспитательная задача состоит в том, чтобы научить детей правильно собирать материал, не принося ущерба растениям.

Ребятам особенно запомнились экскурсии в природу “Палитра осени”, где перед ребятами раскрылась красота осеннего увядания в природе, увлеченность их возможностью сохранить эту красоту путем создания из осенних листьев красочных аппликаций и т.д.

Экскурсия: “Красавица народная и ее чудесное превращение” — где учащиеся знакомились с национальным деревом России — березой, ее значением (эстетическое воздействие на чувство людей, березка в творчестве художников, поэтов, народных умельцев).

Экскурсия: “Соломки хрупкий стебелек” – рассказывали о значении хлебных злаков в жизни человека, особо отметили о необходимости бережного отношения к народному богатству – хлебу. Познакомились с материалом для поделок – соломкой, ее возможности использования соломки в народном творчестве.

На таких занятиях учащиеся познают: значение природы в жизни человека, законы об охране природы, как собирать материал, не причиняя вреда природе, природа в народном творчестве, произведениях художников, писателей, композиторов.

Слежение за состояние окружающей среды – экологический мониторинг.

Экологический мониторинг – это уже первая собственно экологическая деятельность подростков. Не смотря на сложное для детей название, экологический мониторинг – это слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде за ее качеством для жизни.

Наша школа находится на окраине города и. вот уже несколько лет юные исследователи ведут наблюдения: биодиагностика почвенных микро и макро элементов, растения-индикаторы плодородия почв, определение запыленности воздуха, растения и почвы, биоиндикация воздушного загрязнения.

Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в исследовательской работе, естественно на доступном для них уровне.

Мы ведем проект “Посади дерево”. Он подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщения результатов исследований в самой разнообразной форме.

Исследования ученики проводили в основном самостоятельно в качестве домашних заданий. Обобщение полученного ими материала проводилось в форме сочинений, рассказов, сказок, рисунков, бесед с использованием художественной литературы, музыкальных произведений.

Таким образом, программа работы по проекту предусматривала “использование для целей экологического образования не только уроки природоведения, экологии, но и уроки русского языка, чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и др.

Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравиться. Одно из условий — дерево должно находиться на пришкольном участке, либо расти во дворе дома.

Экологический проект может стать семейным. Для этого знакомим родителей с целями и задачами, убеждаем их в необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованию детей.

Для этого была проведена анкета с родителями. Работа в рамках проекта для многих родителей оказалась привлекательной, способствовала их совместной деятельность. Родители помогают ребенку выбрать дерево для наблюдения; вместе с ребенком сажают дерево либо на пришкольном участке, либо возле своего дома: ухаживают за ним, рассказывают историю его появления: в некоторых семьях есть деревья, посаженные кем-либо из членов семьи или знакомыми. В одной семье сажали деревья в честь рождения детей. Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом, сажают рядом с ним другое растение, чтобы “дереву не было скучно и одиноко”, делают кормушки для птиц.

Многие защищали свои и другие деревья, о чем рассказывали в сочинениях и письмах.

Основными формами экологической работы являются: кружки, научно-исследовательские группы, лаборатории, летние школьные экологические лагеря.

Добрая традиция установилась в школе. Выпускники сажают деревце и передают его как эстафету первокласснику, который должен бережно ухаживать. Наши школьные владения небольшие. Здесь растут: тополь и акация, вяз и яблоня, карагач и рябина, ель, сирень и вишня, шиповник.

Экологические акции: “Подари дерево детям”, “Зимняя кормушка” — помоги птице зимой, “Сохраним еловый лес”,  “Чистый город – хорошее настроение”, “Не сжигайте листву”, “Чистый двор”, “Чистый воздух”, “Первоцветы”, “Чистая вода”.

В этих акциях принимают участие как старшие, так и младшие школьники.

Ожидаемые результаты.

Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. В будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в городе, области, стране….

Планируемые результаты: получение хорошей базы для самоопределения профориентации; приобретение необходимых знаний, выносливости, мужества на экскурсиях, в походах, палаточных лагерях; обогащение знаниями и опытом общения с природой; формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru