Вопросы для олимпиады по географии с ответами (про Арктику и Антарктику)
1. Между первым предположением Аристотеля о существовании южного материка и открытием Антарктиды Лазаревым и Беллинсгаузеном прошло более 2000 лет. Какие открытия были сделаны в Антарктической области и на самом материке впервые и кем со времен Аристотеля и до наших дней?
Необходимо назвать не менее пяти открытий. За каждое открытие присуждается пять баллов. Дополнительные пять баллов присуждаются, если указанные открытия относятся к разным историческим эпохам. Максимальное количество баллов – 30.
2. Нунатак, огивы, заструги, экзарация…
Используя различные источники информации, выясните, что означают эти термины. Своими словами дайте их определение. Проиллюстрируйте эти объекты или явления.
Определение своими словами по 7 баллов. За иллюстрации терминов – 2 балла. Максимальное количество баллов – 30.
3. Назовите имена этих исследователей. Напишите статью о них в краткий школьный географический энциклопедический словарь из пяти предложений.
а) Этот российский полярный исследователь в университете изучал медицину, зоологию и минералогию, однако прославился изучением ископаемого льда Новосибирских островов. Он пропал во время экспедиции к загадочной Земле Санникова, в состав которой, кстати, входил А.В. Колчак – военный гидролог, а впоследствии российский адмирал.
Толль Эдуард Васильевич
б) Это море носит имя исследователя, трижды пересекшего его в попытке отыскать выход соседнюю акваторию, по его представлениям «полярное море свободное ото льдов». Третья попытка, неудачная, как обе первые, кончилась для него трагически: он умер во время зимовки на острове о берег, которого плещутся волны моря названного в его честь.
Баренц
в) Этому знаменитому исследователю Антарктики не удалось осуществить свои мечты: стать первооткрывателем Южного полюса, пересечь Антарктиду из конца в конец. Однако участники экспедиции под его руководством многое сделали впервые: совершили восхождение на действующий в Антарктиде вулкан, открыли магнитный полюс. Этот исследователь умер на острове, открытом экспедицией А. Веспуччи, — маленьком, покрытом льдами клочке Земли в Южном океане.
Шеклтон
Исследователи:
а) Толль Эдуард Васильевич
б) Виллем Баренц.
в) Эрнест Генри Шеклтон
Определение имени исследователя – 3 балла.
Максимальное количество баллов для каждой статьи – 7. При оценке обращается внимание на отбор материала и стиль его изложения. Учитываются: доступность, познавательность, воспитательный потенциал и соответствие материала возрастным особенностям подростков.
Максимальное количество баллов – 30.
4. В атласах, по которым учились ваши родители, были обозначены четыре океана. Но в последнее время на картах некоторых школьных атласов обозначают пятый океан – Южный, существование которого, кстати, упоминалось ещё в 17 веке.
Как вы считаете, правомерно ли выделение этого океана?
Приведите аргументы, согласно которым вы можете это доказать или опровергнуть.
Максимальное количество баллов – 30.
Ответ должен отражать конкретное мнение команды по поводу выделения или не выделения Южного океана, содержать не только перечисление аргументов, но и их раскрытие.
При простом перечислении аргументов за (или против) выделения Южного океана – 2 балла за каждый аргумент.
За ответ с развернутой аргументацией — 6 баллов (за каждый аргумент).
5. Исследования Арктики и Антарктики сопровождались многочисленными географическими открытиями, которые отмечались появлением на карте новых названий островов, полуостровов, земель, мысов, заливов. Но на современных картах некоторых из них нет, ибо случаются довольно часто и «географические закрытия».
Приведите примеры таких «географических закрытий» в Арктике и Антарктике.
Чем объясняется, что некоторые географические названия исчезли с карты?
Максимальное количество баллов – 30.
Общее количество примеров (и в Арктике, и в Антарктике) не менее 5 (по 4 балла за каждый пример).
Объяснение причин «закрытия» географических объектов — 10 баллов.
Основными причинами географических «закрытий» могут быть: таяние льдов или более детальное исследование территории (акватории, рельефа дна океана).
6. Представьте, что Вы — высокопоставленный чиновник ответственный за уровень вовлеченности своей страны в освоение Арктики.
Подготовьте как можно больше доводов, по которым Ваша страна приняла бы участие в освоении Севера, а также список причин, по которым она не стала бы делать этого.
Максимальное количество баллов – 30.
Каждый довод без раскрытия его сути – 1 балл. Довод, подкрепленный аргументацией – 3 балла.
7. По соглашению от 1 декабря 1959 года Антарктика была объявлена международной территорией. Однако в отношении Антарктики со стороны различных государств существуют территориальные претензии.
Как вы думаете, правомерны ли они?
Выскажите и аргументируйте вашу точку зрения по вопросу «раздела» Антарктиды.
Максимальное количество баллов – 30.
Первая часть ответа оценивается достаточно высоко, т.к. должен быть проанализирован первоисточник (Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 года и какие-либо другие документы) и сделаны выводы относительно правомерности притязаний в Антарктике — 20 баллов.
Ответ без ссылки на документы, но подкрепленный аргументацией оценивается от 5 до 10 баллов.
Вторая часть ответа (собственная точка зрения команды по вопросу «раздела» Антарктики) оценивается в 10 баллов.
8. Северный морской путь – это транспортная магистраль, проходящая в арктических морях у северного побережья России. Длина его от Новоземельских проливов до порта Провидения — 5610 км. Впервые за одну навигацию Северным морским путем прошел ледокольный пароход «Сибиряков» в 1932 г. Этим было доказано, что по данной трассе можно осуществлять регулярные грузоперевозки, которые и начались в 1935 г. Сейчас Северный морской путь эксплуатируется мало.
Какую выгоду сулит России возобновление регулярной навигации по Северному морскому пути?
Максимальное количество баллов – 30.
Ответ должен содержать не только перечисление выгод, но и раскрытие их сути.
За каждый названный аргумент – 2 балла.
За ответ с развернутой аргументацией — 6 баллов (за каждый аргумент).
9. Проиллюстрируйте на конкретном примере, каковы социальные, экономические и экологические последствия промышленного развития арктических районов для коренного населения?
Максимальное количество баллов – 30.
В ответе должен быть освещен каждый из указанных видов последствий в отношении коренных народов. За каждый конкретный пример – 1 балл.
Если ответ основывается на примере конкретной территории или какого-либо народа — + 1 балл (за каждый пример).
За отражение всех трех видов последствий дополнительно + 5 баллов.
Если в ответе нет конкретных примеров, а даются общие рассуждения о промышленном освоении Севера и его последствиях — не более 10 баллов.
10. Сегодня все более популярными становятся экскурсионные туры в Арктику и Антарктику.
Сформулируйте десять правил туриста, способствующих сохранению природы полярных областей.
Максимальное количество баллов – 30.
Сформулированные правила должны демонстрировать знания особенностей хрупкого мира полярных областей Земли.
Каждое правило оценивается от 1 до 3 баллов в зависимости от степени раскрытия взаимосвязи формулировки правила и особенности природы мира полярных областей Земли.
11. Определить по описанию
Швед, родившийся в Финляндии, преследовавшийся по политическим мотивам царским правительством, впервые прошедший Северным морским путем с запада на восток. Его называли северным Васко да Гаммой, и именно он присваивает Семена Дежнева самому восточному мысу Чукотки.
(Нильс Адольф-Эрик Норденшельд)
Американский лейтенант, неоднократный участник полярных походов. Сделал попытку из Сан-Франциско дойти до полюса со стороны Берингова пролива открыл три острова (о. Генриетта, о. Жаннетта, о. Бенетт) в северной части Новосибирских островов..