Животный мир Воронежской области. 6 класс.
Животный мир Воронежского края. Цели и задачи урока: а) образовательные — обобщить межпредметную информацию и показать общие закономерности размещения животного мира; способствовать развитию экологического мышления; б) развивающие — развитие познавательного интереса;
стремление к самостоятельному поиску информации; использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности; в) воспитательные — формирование экологической культуры; формирование целостной картины мира.
Оборудование: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия; компьютеры, таблица: «Животный мир Воронежской области», проектор.
Животный мир Воронежской области. Презентация. Скачать.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
На территории Воронежского края около 70 видов млекопитающих, 290 видов птиц, 9 пресмыкающихся и 10 видов земноводных, рыб – 50 видов, насекомых – свыше 10000 видов. При этом часть видов широко распространены, другие – редкие и нуждаются в охране. Бережного отношения заслуживают и те и другие. Привожу примеры, на доске таблица:
Территория области находиться в двух зоогеографических зонах: лесостепной и степной. Можно также разделить животных на группы, в которых они встречаются. Показываю слайд таблицы.
Распределение видов животных по группам |
|
Природные комплексы | Встречающиеся виды животных |
Лесные | Млекопитающие: еж, белка, лисица, енотовидная собака, благородный олень, кабан, лось. заяц – русак;Птицы: кукушка, дятел, сова, сойка, иволга;
Пресмыкающиеся: прыткая ящерица, уж, гадюка: Земноводные: травяная лягушка, зеленая жаба; Насекомые: жук – усач, дубовая листовёртка, муравьи. |
Луговые и болотные | Млекопитающие: выхухоль, бобр, ондатра;Птицы: серая цапля, утка, коростель, кулик;
Земноводные: лягушка прудовая, лягушка остромордая, тритон; Пресмыкающиеся: уж, болотная черепаха Насекомые: стрекозы, бабочки – белянки, комары. |
АквальныеАква (agua) — это вода. Соответственно, аквальный природный комплекс — природный комплекс, в состав которого входит водный объект или его часть. | Млекопитающие: выхухоль, бобр, ондатра;Птицы: утки, зимородок, болотный лунь;
Земноводные: лягушки, тритон; Рыбы: лещ, окунь, ерш, плотва; Насекомые: личинки стрекоз и комаров, клопы – водомерки, жуки – плавунцы; Ракообразные: речной рак, дафнии; моллюски: прудовик, перловица, беззубка. Черви, планария, пиявки. |
3. Работа по теме урока.
Подготовить сообщения о животных леса, лугов и болот, водоёмов Воронежского края. Учащихся делятся на три группы.
Группа №1
Изучить животных леса (используя компьютер и энциклопедию, а так же таблицу на доске).
Подготовить сообщения о животных леса (2-3 минуты на каждый вид)
Группа №2
Изучить животных луга и болот (используя энциклопедию, а так же таблицу на доске).
Подготовить сообщения о животных луга и болот (1-2 минуты на вид).
Группа №3
Изучить животных водоёмов Воронежского края (используя энциклопедию, таблицу на доске).
Подготовить сообщения о животных водоёмов Воронежского края.
Учащийся работают с компьютером и готовят информацию о животном мире Воронежского края (15 минут).
Далее ребята делают сообщения о животных леса, лугов и водоёмов края (25 минут).
На доску проецируется соответствующее животное. Например: учащийся от группы рассказывает у доски о том или ином животном.
Например, Кабан.
Кабан, или дикая свинья, заселял свой прежний ареал, продвигаясь с юго-запада на северо-восток. Расселение шло из украинско – белорусского очага обитания по долинам рек. В 1946 году кабаны были отмечены в Острогожском районе. Здесь в долине Тихой Сосны, они быстро размножились, и в 1954 этот очаг популяции составил более 100 . Отсюда они двинулись на север по долине Дона. В Воронежском заповедники кабаны появились в 1950 году. Таким образом, кабаны расселились, прежде всего, вдоль русел рек. Численность вида быстро нарастала и вскоре стала достаточной для заселения не только пойменных лесов, но и мелких урочищ на водоразделах. В Хоперских лесах поголовье кабана увеличилась с 1950 по 1960 года с 2 особей до 50.
Далее идут сообщения о животных, подготовленные группами.
4.Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание: выучить животных Воронежского края по группам.
Большое спасибо за помощь!