Анализ ВПР 5 класс 2025

Анализ результатов всероссийских проверочных работ

по географии в 7 классе 2025 год

 

Предмет: география            Класс 5 а

Учитель (ФИО, категория):

Дата:      15.04.2025г.

Количество заданий: 17

Время выполнения: 90 минут.

Максимальный балл: 20.

Всего заданий – 17

Максимальный первичный балл – 20

Оболочки  Земли.  Литосфера ‒ каменная оболочка Земли.

Планетарные формы рельефа ‒ материки и впадины океанов

Оболочки  Земли.  Литосфера ‒ каменная

оболочка Земли.

Формы                  рельефа          суши: горы и равнины. Различие гор по высоте,            высочайшие горные системы мира. Формы равнинного

рельефа, крупнейшие по площади равнины мира

Географическое изучение Земли. География ‒ наука о планете Земля. Географические объекты, процессы и явления. Древо географических наук

Географическое изучение Земли. История географических открытий.

География в древности и эпоху Средневековья. Эпоха Великих географических открытий. Географические открытия XVII– XIX вв. Географические исследования    вХХ в. Исследование полярных областе Земли. Изучение Мирового океана

Географическое изучение Земли. История географических открытий.

География в древности и эпоху Средневековья. Эпоха Великих географи- ческих открытий. Геогра- фические открытия XVII– XIX вв. Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана

Географическое изучение Земли. История географических открытий.

География в древности и эпоху Средневековья.

Эпоха Великих географических открытий. Географические открытия XVII–XIX вв. Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана

Изображения      земной поверхности.

План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

Изображения      земной поверхности.

Ориентирование по плану местности     (топографической карте): стороны горизонта

Изображения      земной поверхности.

Масштаб топографического плана и карты и его вид.

Изображения      земной поверхности.

План местности. Масштаб топографического плана и карты и его виды

Изображения      земной поверхности.

Градусная сеть: параллели и меридианы на глобусе и картах. Географические координаты: географическая широта и географическая долгота

Изображения земной поверхности.

Градусная сеть: параллели и меридианы на глобусе и картах. Географические координаты: географическая широта и географическая долгота

Изображения земной поверхности.

Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети

Земля – планета Солнечной системы.

Форма и размеры Земли и их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Вращение Земли вокруг своей  оси.  Смена  дня и ночи на Земле

Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времен года на Земле. Тропики и полярные круги. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния

Литосфера – каменная оболочка Земли.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора

Географическое изучение Земли. История географических открытий. Изображения земной поверхности. Земля – планета Солнечной системы. Литосфера ‒ каменная оболочка Земли

 

Класс Кол-во учащихся по списку Кол-во выполнявших работу 5 4 3 2 К1 % К2% Рейтинг

 

28 28 5 18 5 0 100 83 4

 

Результаты анализа ВПР по каждому ученику:

Результаты по выполнению каждого задания обучающимися представлены в таблице

В результате проведенного анализа определены проблемные поля, дефициты в виде несформированных планируемых результатов для каждого обучающегося:

 

Вывод: затруднения вызвали: представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев; определение географических координат и направлений на карте; знание географии мира, определение времени, климатические диаграммы.

Рекомендации:

  1. Провести корректировку рабочей программы по географии в 7 классе с учетом критериев всероссийской проверочной работы.
  2. Составить индивидуальный план работы с неуспевающими учениками.

3.Учитывать критерии ВПР по географии 5 класса при подготовке к проверочным работам.

  1. Использовать результаты ВПР и предметные УУД при составлении рабочей программы по географии в 5 классе.
  1. Типы заданий, сценарии выполнения заданий

При выполнении всех заданий работы можно использовать карты атласа, поэтому важно помнить, какие карты есть в нем, и иметь представление о том, какую информацию, необходимую для выполнения того или иного задания, можно извлечь из них.

В задании 1 проверяются умения показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны. Требуется записать в тексте работы названия материков или океанов, обозначенных буквами на карте. При выполнении задания можно при необходимости воспользоваться картой полушарий или картой мира атласа.

В задании 2 проверяются умения показывать на карте и обозначать на контурной карте крупные формы рельефа Земли – крупнейшие горные системы или равнины. Требуется записать в тексте работы название горой страны или равнины, обозначенной на карте цифрой. При выполнении задания можно при необходимости воспользоваться картой полушарий или картой мира атласа.

 

В задании 3 проверяется умение приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями геогра- фической науки. Для того чтобы правильно указать географический объект либо группу объектов или явлений, изучаемых той или иной географической наукой,      требуется  хорошо            знать       состав   древа  географических    наук и представлять, чем занимаются ученые-географы различных специальностей. В задании 4 проверяется знание главных достижений самых знаменитых путешественников и исследователей и их вклада в географическое изучение Земли. При выполнении задания нужно выбрать и записать в таблицу цифру, под которой в задании указан вклад каждого из названных путешественников. В задании 5           проверяется             умение          сравнивать      маршруты великих путешественников. Требуется выделить две общие особенности маршрутов экспедиций названных   в    задании путешественников.      При         выполнении задания необходимо внимательно прочитать каждый из указанных в нем вариантов ответов. Для того чтобы не ошибиться, нужно воспользоваться

картами атласа, на которых показаны маршруты путешественников.

В задании 6 проверяется умение описывать маршруты путешествий великих путешественников. В задании представлен текст с пропущенными словами или словосочетаниями, которые нужно вставить, выбирая из предложенного списка слов (словосочетаний).

Рекомендуется следующий алгоритм выполнения задания:

  1. Выбрать карту в атласе, на которой показан маршрут путешественника, описанный в тексте.
  2. Внимательно проследить по карте маршрут путешественника, сопоставляя этот маршрут с текстом, пропуски в котором необходимо заполнить.
  3. Выбрать из предложенного в задании списка для каждого из обозначенных буквами пропусков слова (географические названия), правильно описывающие маршрут.
  4. Записать в таблицу выбранные цифры, которыми обозначены эти географические названия, под соответствующими буквами.

В заданиях 7–9 оценивается умение получать информацию из планов местности, необходимую для решения различных задач. Все три задания выполняются с использованием одной и той же карты, представленной в работе. В задании 7 требуется определить, на каком берегу реки находится тот или иной объект. Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этого задания.

  1. Найти на карте объект, положение которого требуется определить.
  2. Определить, в каком направлении течет река. (Направление ее течения указано на карте стрелкой).
  3. Определить, какой берег реки правый, а какой левый. По правую руку от направления течения будет правый берег, а по левую – левый.
  4. Подчеркнуть правильный вариант ответа.

В задании 8 проверяется умение ориентироваться по плану местности –

определять направления по сторонам горизонта.

 

Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этого задания.

  1. Найти на карте объекты, направление между которыми предлагается определить.
  2. Мысленно или с помощью карандаша соединить объекты стрелкой в направлении, указанном в условии задачи.
  3. Определить сторону горизонта (север, северо-восток, восток, юго- восток, юг или юго-запад), к которой наиболее близко направление проведенной Вами стрелки. Направление на север на плане (карте) будет указано стрелкой «север – юг».
  4. Записать ответ.

В задании 9 проверяется умение определять расстояния по плану местности с помощь масштаба.

Рекомендуется следующий алгоритм выполнения этого задания.

  1. При помощи линейки измерить расстояние в сантиметрах с точностью до десятых между указанными в задании точками.
  2. Умножить полученное число на число, указывающее масштаб.
  3. Записать ответ в метрах.

В задании 10 оценивается умение применять понятия «план местности»,

«масштаб» для решения практико-ориентированных задач: выбрать оптимальный масштаб для построения плана конкретного участка, чтобы показать участок на плане как можно крупнее и при этом чертеж поместить на имеющемся листе бумаги целиком.

В задании 11 оценивается умение различать на карте параллели и меридианы, и при этом не путать западную долготу с восточной, а северную широту с южной. Надо помнить, что меридианы на карте – это линии, проведенные между полюсами Земли. На карте мира в задании они подписаны на верхней и нижней рамках карты. Справа от меридиана 0° долгота восточная (подписано на карте «к востоку от Гринвича»), а слева западная. Параллели – это линии, которые на глобусе параллельны экватору. На карте мира в задании они имеют дугообразную форму и подписаны на левой и правой рамках карты. К северу от экватора широта северная, а к югу от него южная.

В задании 12 оценивается умение определять географические координаты – широту и долготу точки. Широта точки определяется по параллели, на которой она находится, долгота – по тому на каком меридиане. Если точка расположена посередине между показанными на карте параллелями или меридианами, то определяется среднее значение. Например, если точка расположена посередине между меридианами 20° з.д. и 40° з.д., то она имеет долготу 30° з.д.

В задании 13 оценивается умение определять расстояния по геогра- фическим картам при помощи градусной сети.

Алгоритм решения таких задач следующий:

  1. Определяется расстояние в градусах по параллели или меридиану между крайними точками отрезка. Если обе точки расположены в одном полушарии (обе имеют или северную, или южную широту, либо обе имеют

 

или восточную, или западную долготу), то из большего значения широты или долготы вычитается меньшее. Если точки расположены в разных полушариях, то значения широт или долгот суммируются.

  1. Полученное значение расстояния в градусах умножается на значение длины (в км) дуги одного градуса параллели или меридиана, указанное в условии задания.

Полученное значение длины отрезка в километрах записывается в ответ. В задании 14 оценивается умение устанавливать зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на

основе анализа данных наблюдений.

Алгоритм выполнения этого задания следующий.

  1. Определите, какой из указанных в таблице городов является самым северным и какой – самым южным.
  2. Сравните данные  в  таблице  высоту  Солнца  над  горизонтом и продолжительность дня в указанных городах.
  3. Сделайте выводы о том, как изменяются высота Солнца над горизонтом и продолжительность дня на территории России при движении с севера на юг ( с юга на север) в указанный в таблице день.
  4. Внимательно прочитайте представленные в задании выводы, сделанные учащимися, и выберите тот, который по смыслу совпадает с выводами (не противоречит выводам), сделанными Вами.
  5. Запишите в ответ номер, под которым указан выбранный Вами вывод.

Важно помнить, что высота Солнца над горизонтом на территории нашей страны всегда (в течение всего года) увеличивается при движении с севера на юг. А продолжительность дня летом уменьшается при движении с севера на юг, а зимой увеличивается.

В задании 15 требуется сравнить продолжительность дня или высоту Солнца  над  горизонтом  на  разных  параллелях  в  дни  равноденствий и солнцестояний. При выполнении этого задания нужно помнить, что в дни равноденствий (21 марта и 23 сентября) высота Солнца над горизонтом закономерно уменьшается с удалением от экватора, при этом на одинаковом расстоянии от экватора в Северном и Южном полушариях она будет одинаковой.

В день летнего солнцестояния (22 июня) продолжительность дня уменьшается при движении на юг от Северного полярного круга до Южного полярного круга, т. е. продолжительность дня в этот день в Южном полушарии везде будет меньше, чем продолжительность дня в любой точке Северного полушария. В этот день Солнце стоит в зените над Северным тропиком и его высота над горизонтом будет закономерно уменьшаться с удалением от него, например на параллели 10° ю.ш. высота Солнца над горизонтом в полдень меньше, чем на параллели 30° с.ш.

В день зимнего солнцестояния (22 декабря) продолжительность дня увеличивается при движении от Северного полярного круга до Южного полярного круга, т. е. продолжительность дня в этот день в Северном

 

полушарии везде будет меньше, чем продолжительность дня в любой точке Южного полушария. В этот день Солнце стоит в зените над Южным тропиком и его высота над горизонтом будет закономерно уменьшаться с удалением от него, например на параллели 15° с.ш. высота Солнца над горизонтом в полдень меньше, чем на параллели 35° ю.ш.

В  задании 16  оцениваются  знание  внутреннего  строения  Земли и понимание различий в строении земной коры под океанами и под материками.

Для того чтобы правильно указать, какой цифрой на рисунке обозначен тот или иной слой земного шара, нужно помнить, что в самом центре находится его внутреннее ядро, над которым располагается внешнее ядро. Следующий за внешним ядром слой – мантия, а на самой поверхности – тонкий слой земной коры.

Для того чтобы определить, на каком рисунке правильно изображено строение земной коры в точке, обозначенной на карте, необходимо сначала определить тип земной коры в этой точке: если точка находится в акватории океана, то земная под ней будет океаническая, а если – на территории материка, то – материковая. При выборе рисунка из четырех предложенных надо помнить, что материковая земная кора состоит из трех слоев: по поверхности находится слой осадочных пород; под ним – гранитный слой; еще глубже – базальтовый.

В задании 17 проверяется умение объяснить географические процессы и явления, наблюдаемые в реальной жизни, используя знания о движениях Земли и их географических следствиях: о смене дня, ночи и времен года, о землетрясениях, извержениях вулканов и их причинах.

В некоторых заданиях может потребоваться решить логическую или практико-ориентированную задачу – сделать вывод о том, что могли видеть или использовать во время своих экспедиций знаменитые путешественники на основе информации о том, в какой исторический период (эту информацию можно получить из соответствующей карты атласа) они совершали свои путешествия. Если в задании предлагается сделать вывод о возможности визуально наблюдать тот или иной обозначенный на карте объект, то необходимо «прочитать» карту в задании и определить, имеются или отсутствуют на местности, изображенной на карте, какие-либо препятствия (холмы, лес, заросли кустарников), которые могут мешать наблюдателю.

  1. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный участником ВПР ответ совпадает с верным ответом.

Правильный ответ на каждое из заданий 1–5; 7–11 и 14–16 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.

Полный правильный ответ на задание 6 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл, если допущено две или более ошибок – 0 баллов.

 

Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.

К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

Полученные участником ВПР баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл обучающегося переводится в отметку по пятибалльной шкале с учетом рекомендуемой шкалы перевода, приведенной ниже.

Максимальный первичный балл за выполнение работы – 20.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

 

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Первичные баллы 0–5 6–11 12–17 18–20


Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2025 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru