Циклоны и антициклоны урок географии. Конспект. Технологическая карта
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала. Цели урока: Образовательные: Сформировать понятия циклон, антициклон. Закрепить умение учащихся формулировать понятия, используя компьютерную модель, составлять рассказ-описание по опорным словам и модели, сравнивать природные явления.
Циклон антициклон урок скачать
Воспитательные:
- Формирование самостоятельности и активности в учебном процессе.
- Использование информационных технологий с целью привития интереса географии.
Развивающие:
Формирование информационной культуры, логического мышления.
Оборудование: мультимедийный учебник «География России: природа и население», модель «Циклон, антициклон», технологические карты к уроку (приложение 1)
П л а н у р о к а
Этап урока
|
Методы и приемы:
виды деятельности |
Продолжительность
этапа урока, мин |
1. Организационный этап | Формулируются цели и задачи урока, учащиеся настраиваются на сотрудничество. Мотивационный момент. | 2-3 мин. |
2. Актуализация знаний
|
Учитель организует воспроизведение ранее усвоенных знаний (фронтальная беседа). | 5 мин |
3. Этап изучения нового
материала |
1 этап: Работа по группам.
Группы работают самостоятельно с компьютерной моделью, отвечает на вопросы в технологической карте. 2 этап: Первая группа обсуждает наработанный материал, вместе с учителем вносит коррективы, совместно составляет таблицу по сравнению, делают вывод; вторая группа работает с компьютерной моделью, отвечают на вопросы и выполняют компьютерный практикум 2 |
18-20 мин.
(по 10 минут на каждый этап) |
4. Анализ результатов | Учащиеся оценивают результаты и отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока | 8 мин. |
5. Рефлексия. Домашнее
задание |
Учащиеся высказывают отношение к уроку. Учитель поясняет домашнее задание | 4 мин. |
Примечание: урок может проходить как в кабинете информатики (класс делится на 2 групп) так и в кабинете географии с использованием ноутбуков.
Инструктивная карта для 1 группы.
Работа с мультимедийным учебником «География России: природа и население»
- Откройте «Меню»
- Найдите раздел «Характеристика природы», тема «Климат»
- Активизируйте вкладку «Циклоны и антициклоны»
Задания к моделям:
- Используя интерактивную модель, составьте рассказ с опорой на слова «давление, движение воздуха (ветер), вертикальное движение воздуха (токи воздуха), облака, конденсация, осадки, солнце».
- Сформулируйте понятия циклона и антициклона, используя правило «Главное слово + существенные признаки».
- Проведите сравнительный анализ, заполните в тетради таблицу и сделайте вывод.
Инструктивная карта для 2 группы.
Работа с мультимедийным учебником «География России: природа и население»
- Откройте «Меню»
- Найдите раздел «Характеристика природы», тема «Климат»
- Активизируйте вкладку «Циклоны и антициклоны»
Задания к моделям:
- Используя интерактивную модель, составьте рассказ с опорой на слова «давление, движение воздуха (ветер), вертикальное движение воздуха (токи воздуха), облака, конденсация, осадки, солнце».
- Сформулируйте понятия циклона и антициклона, используя правило «Главное слово + существенные признаки».
- Выполните компьютерную практическую работу № 2
Активизируйте пункт «Практика» и выберите практическое
задание № 2;
- Расставьте признаки циклонов и антициклонов из правой части
экрана в соответствующие клетки сравнительной таблицы в левой
части экрана методом перетаскивания;
- Сделайте вывод и запишите его в тетрадь;
- Назовите оценку, поставленную Вам компьютером.
Э т а п ы у р о к а
I. Организационный этап | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Ставит перед учащимися учебные задачи, мотивирует к изучению темы, задавая проблемный вопрос.
Прогноз погоды на завтра: «На северо-западе России дожди, температура воздуха +7 С, ветер сильный, давление 740 мм.рт.ст. На Европейском севере России погода без осадков, температура воздуха — 23 С, безветренно, давление воздуха 760 мм.рт.ст. Вопрос: почему на Северо-западе России и Европейском севере России разные погодные условия? Объясните, используя полученный материал, в конце урока». |
Слушают учителя, записывают проблемный вопрос в тетрадь. | |||
II. Актуализация знаний | ||||
Учитель задает вопросы:
1. На рисунке изображены изобары. Что это за линии?
765 730 2. Почему воздух движется? 3. Почему движение воздуха непрямолинейно? 4. Какое вертикальное движение воздуха наблюдается в областях высокого давления? 5. Какое вертикальное движение воздуха наблюдается в областях низкого давления? |
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Изобары – линии на карте, соединяющие точки с одинаковым давлением. 2. На земной поверхности формируется разное давление из-за неравномерного нагревания. Воздух движется из области высокого давления в область низкого давления.
3. Происходит отклонение потоков воздуха из-за осевого вращения Земли 4. Нисходящее. 5. Восходящее. |
|||
III. Изучение нового материала | ||||
Организация деятельности учащихся | ||||
1. Учитель ставит перед учащимися учебные задачи и выдает инструктивные карты.
2. Наблюдает, консультирует |
1. Слушают учителя.
2. Группы работают самостоятельно с компьютерной моделью, отвечает на вопросы в технологической карте. |
|||
Результаты, полученные первой группой
Примерный рассказ, составленный по опорным словам и моделям. На первой модели изображены изобары, показывающие в центре низкое давление, а по краям высокое. Воздух движется из области высокого давления в область низкого давления, т.е. от краев к центру. Благодаря вращению Земли воздух отклоняется и образует движение против часовой стрелки. В центре воздух поднимается вверх. Вертикальное движение воздуха восходящее, образуются облака, охлаждаясь на высоте, влага конденсируется и выпадает дождь. На модели 2 – антициклон – изображены изобары, показывающие в центре область высокого давления, а по краям низкого, поэтому воздух движется из области высокого давления в область низкого давления, т.е. от центра к краям. Благодаря вращению Земли воздух отклоняется и образует движение по часовой стрелке. На краях воздух нагревается, становится теплым, поднимается вверх, там охлаждается и в центре опускается, образуя нисходящее вертикальное движение. Облака не образуются, светит солнце. Вывод по таблице: сравнив признаки циклона и антициклона, можно сделать заключение, что это два противоположных по своим характеристикам природных явления, приносящих разную погоду Понятия Циклон – это атмосферное явление, вихревое движение воздуха, связанное с областью низкого давления. Антициклон – это атмосферное явление, вихревое движение воздуха, связанное с областью высокого давления. |
||||
Обсуждение составленных понятий и рассказов первой группой | ||||
3. Учитель слушает и корректирует | 3.Обсуждают, добавляют, приходят к правильному решению.
Выполнение сравнительной таблицы. Всей группой заполняют таблицу, делают вывод, записывают в тетрадь. Воспроизводят вслух полученный результат. см. Приложение Вторая группа выполняет задание к компьютерной модели и выполняет компьютерный практикум, получает оценку компьютера. |
|||
IV. Анализ результатов | ||||
1. Учитель задает проблемный вопрос, который прозвучал в начале урока
2. Учитель задает итоговый вопрос. Посмотрите на картинку и скажите, где изображена циклональная и антициклональная погода. Почему? В каком случае воздух будет загрязнен больше и меньше, почему? |
1. Учащиеся обдумывают и отвечают на поставленный вопрос.
Примерный ответ Различные погодные условия объясняются тем, что Северо-запад России будет находиться в области циклона, который приносит ветреную, дождливую погоду. А над Европейским Севером – антициклон, поэтому ясно, без осадков, безветренно. 2. Творчески мыслят, отвечают на поставленные вопросы. Примерный ответ: На первой картинке изображена циклональная погода, т.к. воздух поднимается кверху, благодаря ветряной погоде дым рассеивается в атмосфере и загрязнение воздуха минимальное. На второй картинке изображена антициклональная погода, т.к. вертикальное движение воздуха нисходящее, безветренно и дым не рассеивается и концентрируется над городом. Загрязнение максимальное. |
|||
V. Рефлексия, домашнее задание | ||||
Задает домашнее задание: изучить параграф, ответить на вопросы. Схематично изобразить в тетради циклон и антициклон | Учащиеся высказывают свое отношение к уроку, что изучили, чему научились. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технологическая карта к уроку
Сравнительная характеристика циклона и антициклона
План сравнения | Циклон | Антициклон |
Распределение давления | ||
Движения воздуха по вертикали в центре и на периферии | ||
Направление движения ветра | ||
Размеры в диаметре и высота по вертикали | 2000-3000 км., 2-4км.. максимальная 15-20 км. | 1500-3000 км., 2-3 км. |
Скорость движения | 20-40 км/час (700 км/сутки) | 30-40 км/час (до 700 км/в сутки) |
Влияние на погоду |
|
|
Районы распространения |
|
|
Господствующие типы климата | Умеренно-континентальный | Континентальный и резко континентальный |