Циклоны и антициклоны урок географии. Конспект. Технологическая карта

Тип урока: интегрированный, изучение нового материала. Цели урока: Образовательные: Сформировать понятия циклон, антициклон. Закрепить умение учащихся формулировать понятия, используя компьютерную модель, составлять рассказ-описание по опорным словам и модели, сравнивать природные явления.

 

 

 

Циклон антициклон урок скачать

Воспитательные:

  1. Формирование самостоятельности и активности в учебном процессе.
  2. Использование информационных технологий с целью привития интереса географии.

Развивающие:

Формирование информационной культуры, логического мышления.

Оборудование: мультимедийный учебник «География России: природа и население», модель «Циклон, антициклон», технологические карты к уроку (приложение 1)

 

П л а н у р о к а

 

Этап урока

 

 Методы и приемы:

виды деятельности

Продолжительность

этапа урока, мин

1. Организационный этап Формулируются цели и задачи урока, учащиеся настраиваются на сотрудничество. Мотивационный момент. 2-3 мин.
2. Актуализация знаний

 

Учитель организует воспроизведение ранее усвоенных знаний (фронтальная беседа). 5 мин
3. Этап изучения нового

материала

1 этап: Работа по группам.

Группы работают самостоятельно с компьютерной моделью, отвечает на вопросы в технологической карте.

2 этап: Первая группа обсуждает наработанный материал, вместе с учителем вносит коррективы, совместно составляет таблицу по сравнению, делают вывод;

вторая группа работает с компьютерной моделью, отвечают на вопросы и выполняют

компьютерный практикум 2

18-20 мин.

(по 10 минут на каждый этап)

4. Анализ результатов Учащиеся оценивают результаты и отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока 8 мин.
5. Рефлексия. Домашнее

задание

Учащиеся высказывают отношение к уроку. Учитель поясняет домашнее задание 4 мин.

 

Примечание: урок может проходить как  в кабинете информатики (класс делится на 2 групп) так и в кабинете географии с использованием ноутбуков.

 

Инструктивная карта для 1 группы.

Работа с мультимедийным учебником «География России: природа и население»

  • Откройте «Меню»
  • Найдите раздел «Характеристика природы», тема «Климат»
  • Активизируйте вкладку «Циклоны и антициклоны»

Задания к моделям:

  1. Используя интерактивную модель, составьте рассказ с      опорой на слова «давление, движение воздуха (ветер), вертикальное движение воздуха (токи воздуха), облака, конденсация, осадки, солнце».
  2. Сформулируйте понятия циклона и антициклона, используя правило «Главное слово + существенные признаки».
  3. Проведите сравнительный анализ, заполните в тетради таблицу и сделайте вывод.

Инструктивная карта для 2 группы.

Работа с мультимедийным учебником «География России: природа и население»

  • Откройте «Меню»
  • Найдите раздел «Характеристика природы», тема «Климат»
  • Активизируйте вкладку «Циклоны и антициклоны»

Задания к моделям:

  1. Используя интерактивную модель, составьте рассказ с опорой на слова «давление, движение воздуха (ветер), вертикальное движение воздуха (токи воздуха), облака, конденсация, осадки, солнце».
  2. Сформулируйте понятия циклона и антициклона, используя правило «Главное слово + существенные признаки».
  3. Выполните компьютерную практическую работу № 2

Активизируйте пункт «Практика» и выберите практическое

задание № 2;

  • Расставьте признаки циклонов и антициклонов из правой части

экрана в соответствующие клетки сравнительной таблицы в левой

части экрана методом перетаскивания;

  • Сделайте вывод и запишите его в тетрадь;
  • Назовите оценку, поставленную Вам компьютером.

Э т а п ы   у р о к а

I. Организационный этап
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ставит перед учащимися учебные задачи, мотивирует к изучению темы, задавая проблемный вопрос.

Прогноз погоды на завтра: «На северо-западе России дожди, температура воздуха +7 С, ветер сильный, давление 740 мм.рт.ст.

На Европейском севере России погода без осадков, температура воздуха  — 23 С, безветренно, давление воздуха 760 мм.рт.ст.

Вопрос: почему на Северо-западе России и Европейском севере России разные погодные условия?

Объясните, используя полученный материал, в конце урока».

Слушают учителя, записывают проблемный вопрос в тетрадь.
II. Актуализация знаний
Учитель задает вопросы:

1.     На рисунке изображены изобары. Что это за линии?

 

765            730

2.     Почему воздух движется?

3.     Почему движение воздуха непрямолинейно?

4.     Какое вертикальное движение воздуха  наблюдается в областях высокого давления?

5.     Какое вертикальное движение воздуха наблюдается в областях низкого давления?

Учащиеся отвечают на вопросы:

1.     Изобары – линии на карте, соединяющие точки с одинаковым давлением.

2.     На земной поверхности формируется разное давление из-за неравномерного нагревания. Воздух движется из области высокого давления в область низкого давления.

 

3.     Происходит отклонение потоков воздуха из-за осевого вращения Земли

4.     Нисходящее.

5.       Восходящее.

III. Изучение нового материала
Организация деятельности учащихся
1. Учитель ставит перед учащимися учебные задачи и выдает инструктивные карты.

2. Наблюдает, консультирует

1. Слушают учителя.

2. Группы работают самостоятельно с компьютерной моделью, отвечает на вопросы в технологической карте.

Результаты, полученные первой группой

Примерный рассказ, составленный по опорным словам и моделям.

На первой модели изображены изобары, показывающие в центре низкое давление, а по краям высокое. Воздух движется из области высокого давления в область низкого давления, т.е. от краев к центру. Благодаря вращению Земли воздух отклоняется и образует движение против часовой стрелки. В центре воздух поднимается вверх.

Вертикальное движение воздуха восходящее, образуются облака, охлаждаясь на высоте, влага конденсируется и выпадает дождь.

На модели 2 – антициклон – изображены изобары, показывающие в центре область высокого давления, а по краям низкого, поэтому воздух движется из области высокого давления в область низкого давления, т.е. от центра к краям. Благодаря вращению Земли воздух отклоняется и образует движение по часовой стрелке. На краях воздух нагревается, становится теплым, поднимается вверх, там охлаждается и в центре опускается, образуя нисходящее вертикальное движение. Облака не образуются, светит солнце.

Вывод по таблице: сравнив признаки циклона и антициклона, можно сделать заключение, что это два противоположных по своим характеристикам природных явления, приносящих разную погоду

Понятия

 Циклон – это атмосферное явление, вихревое движение воздуха, связанное с областью низкого давления.

Антициклон – это атмосферное явление, вихревое движение воздуха, связанное с областью высокого давления.

Обсуждение составленных понятий и рассказов первой группой
3. Учитель слушает и корректирует 3.Обсуждают, добавляют, приходят к правильному решению.

Выполнение сравнительной таблицы. Всей группой заполняют таблицу, делают вывод, записывают в тетрадь. Воспроизводят вслух полученный результат.

см. Приложение

Вторая группа выполняет задание к компьютерной модели и выполняет компьютерный практикум, получает оценку компьютера.

IV. Анализ результатов
1.     Учитель задает проблемный вопрос, который прозвучал в начале урока

2.     Учитель задает итоговый вопрос.

Посмотрите на картинку и скажите, где изображена циклональная и антициклональная погода. Почему? В каком случае воздух будет загрязнен больше и меньше, почему?

1. Учащиеся обдумывают и отвечают на поставленный вопрос.

Примерный ответ

Различные погодные условия объясняются тем, что Северо-запад России будет находиться в области циклона, который приносит ветреную, дождливую погоду. А над Европейским Севером  – антициклон, поэтому ясно, без осадков, безветренно.

2. Творчески мыслят, отвечают на поставленные вопросы.

Примерный ответ:

На первой картинке изображена циклональная погода, т.к. воздух

поднимается кверху, благодаря ветряной погоде дым рассеивается в атмосфере и загрязнение воздуха минимальное.

На второй картинке изображена антициклональная погода, т.к. вертикальное движение воздуха нисходящее, безветренно и дым не рассеивается и концентрируется над городом. Загрязнение максимальное.

V. Рефлексия, домашнее задание
Задает домашнее задание: изучить параграф, ответить на вопросы. Схематично изобразить в тетради циклон и антициклон Учащиеся высказывают свое отношение к уроку, что изучили, чему научились.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Технологическая карта к уроку

Сравнительная характеристика циклона и антициклона

 

План сравнения Циклон Антициклон
Распределение давления
Движения воздуха по вертикали в центре и на периферии
Направление движения ветра
Размеры в диаметре и высота по вертикали 2000-3000 км., 2-4км.. максимальная 15-20 км. 1500-3000 км., 2-3 км.
Скорость движения 20-40 км/час (700 км/сутки) 30-40 км/час (до 700 км/в сутки)
Влияние на погоду  

 

Районы распространения  

 

Господствующие типы климата Умеренно-континентальный Континентальный и резко континентальный

 

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2022 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru