Экологические проблемы Вороенжской области

Экология географияУрок 23. Экологические проблемы Воронежской области. Красная книга Воронежской области. Биологические памятники природы. Форма урока: Урок-конференция. Учащиеся предварительно разбиваются на группы и каждая группа получает задание. Цели и задачи. Обучающие: Познакомить учащихся с экологическими проблемами Воронежской области;

Экология география

Экологические проблемы Воронежской области. Скачать урока

охраняемыми видами животных и растений; Красной книгой Воронежской области; расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности; расширять словарный запас и кругозор учащихся; привлечь внимание ребят к проблемам охраны окружающей среды; дать детям представление о необходимости приложения усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела; предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Развивающие: Развивать аналитические способности, умение делать собственные выводы;  развивать у школьников системное географическое мышление; развивать экологическое мышление, речь, память; умение работать с современными компьютерными технологиями и другими источниками информации; умение выделять главное и сравнивать; развивать познавательные и творческие способности учащихся.

Воспитывающие: Укреплять государственное, гражданское и национальное самосознание, воспитывать экологическую культуру, бережное, чуткое отношение к природе родного края, формировать активную жизненную позицию.

Образовательные: Сформировать представление об особо охраняемых территориях Воронежской области; реализовать межпредметные связи между географией, историей и экологией края; углубить знания о расположении крупных географических объектов на территории нашего Воронежской области, продолжить формировать умение работать с  географической картой и находить необходимые географические объекты; формировать умение комплексно рассматривать среду обитания человечества;

Ход урока:

Звучит музыка о природе.

На экране видео изображения — природа Воронежского края.

На доске плакат со словами: «Счастье — это быть с природой, видеть её, говорить с ней» Л.Н.Толстой.

I. Вступительное слово учителя о значении природы для человека.

Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, восхищались родной природой. А разве можно ею не восхищаться? Она неповторима, многолика.

Богатство, красота и удивительное разнообразие природы нашей страны прославлено в веках. В древнем сказании (13 век) есть такие строки:

«О, светлая, украшением украшенная Земля русская!

И многими красотами удивляешь ты!

Озёрами многими удивляешь ты,

Реками и озёрами почитаемыми,

Горами крутыми, холмами высокими,

Дубравами чистыми, полями дивными,

Зверями различными, птицами бесчисленными,

Городами великими, сёлами дива достойными».

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» — чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес — единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой — вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем несравнимым, величайшим, таинственным и удивительным чудом. Это чудо — Природа. Человек — её частица. От состояния природы зависит жизнь человека. Поэтому тема сегодняшнего урока «Экологические проблемы Воронежской области. Красная книга Воронежской области. Биологические  памятники природы».

Ученик:

Аэродромы, пирсы и перроны,

леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше — окружающей природы,

Всё больше — окружающей среды.

Учитель:

Всего четыре строки стихотворения Роберта Рождественского, но в них самая суть серьёзных изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?

Сегодня на нашей конференции присутствуют эксперты по охране природы  различных учреждений: корреспонденты, социологи, представители из Комитета Охраны окружающей среды Воронежа и Воронежской области, преподаватели ВУЗов: ВГУ, ВГПУ, ВГСА, ВГСХА, ВГЛТА и другие.

О состоянии  окружающей среды и экологических проблемах Воронежской области нам сейчас расскажет эксперт  охраны окружающей среды Воронежского педагогического государственного университета.

Ученик (Приложение 1).

Учитель:

Об экологическом состоянии водных ресурсов нам расскажут представители кафедры гидрологи Воронежского государственного университета.

Ученик (Приложение 2).

Учитель:

О проблемах и состоянии атмосферы нам расскажут специалисты в области изучения атмосферы из Воронежской лесотехнической академии.

Ученик (Приложение 3).

Учитель: Проблемный вопрос.

Каково же состояние атмосферы и что же необходимо предпринять для того чтобы атмосфера не загрязнялась. Ваши предложения. (Ответы учащихся).

Учитель:

А теперь о состоянии подземных вод нам расскажут гидрологи Воронежской строительной академии.

Ученик (Приложение 4):

Учитель: Проблемные вопросы.

Какие рекомендации вы предложили бы для сохранения чистоты водных ресурсов Воронежской области?

Ребята, если в городе Воронеже возникает такая проблема с питьевой водой, как сохранить наше здоровье? Что надо предпринять? (Использовать домашние фильтры. Недостаток воды питьевого качества может быть восполнен за счет перевода промышленных предприятий на водозаборы поверхностных вод из водохранилища. За счет замкнутого цикла, использования вод промышленными предприятиями).

Учитель:

Сегодня у нас на конференции присутствуют эксперты Комитета Охраны окружающей среды Воронежа и Воронежской области. Они выступят по вопросам отходов производства.

Ученик (Приложение 5):

Учитель: Проблемный вопрос.

Как вы считаете, что необходимо предпринять для того чтобы снизить загрязнение окружающей среды?

Ученики:

(Создавать заводы по переработке отходов, повысить ответственность руководителей предприятий, ввести более жёсткий контроль и штрафование  предприятий и т.д.)

Учитель:

Проблема окружающей среды — это в первую очередь — проблема загрязнения.

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека? Человечество нарушает законы, поэтому это неизбежно приводит к тому, что экологические проблемы, имевшие место в прошлом местный, локальный характер, приобретают в наши дни глобальные масштабы. Экологическая ситуация в нашем городе Воронеже не радует, и заставляет задуматься каждого об охране природы, её сохранению. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы? Слово предоставляется представителю от Комитета по охране природы города Воронежа и Воронежской области.

Ученик:

В нашей стране приняты такие законы, как закон «Об охране природы»; закон «Об охране и использовании животного мира».

В главнейшем государственном документе — конституции РФ — закреплены основные положения по охране природы. Стр. 9; Стр. 42; Стр. 56.

Учитель

 — Сегодня, на уроке, мы с вами поговорим о Красной книге. Вспомним что это за книга; мы постараемся понять, зачем создали Красную книгу, для чего она нужна и ответим на вопрос: что мы с вами можем уже сейчас сделать для охраны природы?

— Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?

Ученики: (Это книга, в которую заносят редкие и исчезающие  виды растений и животных).

Учитель:

-Почему их туда занесли?

Ученики: Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно. Некоторым животным угрожает опасность исчезновения в нашей области и с лица Земли.

Учитель:

Более подробно о Красной книге нам расскажут преподаватели  кафедры охраны природы Воронежской области Воронежского государственного университета.

Ученик (Приложение 6):

Красная книга СССР

Ученик (Приложение 7):

Красная книга РФ.

Ученик: (Приложение 8)

Красная книга Воронежской области была создана в 2008 году. Предлагаем вашему вниманию Постановление Администрации В.О. и Положение о Красной книге В.О

Учитель:

Предлагаем списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных внесены в Красную книгу.

Какие животные и растения нашей Воронежской области находятся под охраной?

(учащиеся называют и рассматривают слайды).

Ученик:

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Учитель:

Сегодня на конференции присутствуют представители кафедры Общей биологии Воронежской сельскохозяйственной академии. Предоставляется им слово.

Ученик:

Послушайте наш рассказ о редких и исчезающих видах растений и животных Воронежской области, которые еще сохранились на нашей земле.

Учитель:

Мы познакомились только с некоторыми представителями флоры и фауны, занесенными в Красную книгу Воронежской области. Всего в нее занесено 384 объекта животного мира и 373 объекта растительного мира.

Проблемный вопрос.

Как же вы считаете, как необходимо относиться к растениям и животным, занесённых в Красную книгу?

(Ответы учащихся).

Учитель:

Для решения экологических проблем огромное значение имеет система особо охраняемых природных территорий Воронежской области.

Что такое особо охраняемые территории (ООТ)?

Ученики:

(Заповедники, заказники, парки и т.д.)

Учитель:

Какие вы знаете ребята, особо охраняемые территории?

Ученики:

Памятники природы — это охраняемые природные объекты, ценные в научном, культурном, эстетическом отношениях.

Памятники природы бывают водные, геологические, ботанические, ландшафтные.

Учитель:

А какие памятники природы существуют в нашей Воронежской области? Со своим сообщением выступит представитель Комитета по охране памятников Воронежа и Воронежской области.

Ученик (9)

Учитель:

Какие заповедники находятся на территории Воронежской области? Давайте послушаем учёных биологов из Воронежского государственного заповедника, а вы  найдите  эти объекты на карте, которые у вас на столах.

Ученик 1:

Среди областей Центрального Черноземья Воронежская область — одна из самых богатых природными ресурсами и редкими природными достопримечательностями. На ее территории расположены два государственных заповедника, это Воронежский и Хопёрский государственные заповедники.

Заключение:

Учитель:

Мы люди — мыслящие частицы Природы это налагает огромную ответственность да её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Человек может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.

Берегите эту землю! Охраняйте природу, и не забывайте, что многое на этой планете зависит от деятельности человека.

Любите свой родной край. Ведь только благодаря любви, человек становится человеком.

Послушайте, какую легенду нам сейчас расскажут.

Ученик:

В одной легенде человек устал от вечной борьбы с природой, от холода, голода, опасностей. Поле, гнущее спину, река, студящая ноги, — все стало немило! И тогда пришёл человек к Олимпу и взмолился: «О, боги! Неужели всю жизнь мучиться, неужели я никогда не смогу спокойно есть, мягко спать? Неужели вечно воевать с этой проклятой природой?!». И услышали его боги, и сказали: «Хорошо, у тебя будет всё, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце, у тебя всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты будешь заниматься любым искусством, петь, рисовать. Но за это ты должен навсегда отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты проклял». Согласился человек и получил всё обещанное. Теперь, освобождённый от изнурительного труда, он днями пел песни, рисовал и лепил из глины. Но шло время и всё более грустные песни возникали на устах Человека. И стал Человек замечать, что глаза его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому никому не нужен.

И понял Человек, что, насытив тело своё, убивает он свою душу. Ибо, как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он об стену, окружавшую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к родным степям и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и немо.

Выйди в тихую погоду в степь или к речке, говорится в легенде, и ты услышишь, как целует несчастный листочки на деревьях, увидишь, как нежно гладит он полевые цветы, почувствуешь, как ласково играет он с речкой…

Учитель:

Как вы ребята думаете, какая главная идея в этой легенде? (Ответы учеников).

Таким образом, ребята, пусть в образе ветра, но Человек всё-таки вернулся к себе на Родину. А наша Родина – это наш край, природа родного края.

Учитель:

Есть одна планета-сад

В  этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая  перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут 

В  речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

(Я. Аким)

Подводя итоги выступления наших экспертов, возникает вопрос — что необходимо предпринять, чтобы снизить загрязнение окружающей среды?

Как нам нужно жить сегодня, чтобы получить шанс увидеть завтра? Группа социологов провели письменный опрос.

Ответы учеников:

1) Снизить уровень загрязнения.

2) Добиваться экономии ресурсов, так как большинство из них неисчерпаемо.

3) Решить проблему экологически чистой энергетики.

4) Преодолеть потребительский подход к природе.

5) Использовать новые виды топлива, которое не приводит к загрязнению окружающей среды.

6) Строить очистные сооружения.

7) Создавать лесные зоны вокруг городов и промышленных центров.

8) Бережно относиться к растениям и животным.

9) Любить и изучать природу.

Домашнее задание:

Экологические проблемы Воронежской области. Красная книга Воронежской области. Биологические  памятники природы.

Творческое задание: Вы можете сделать плакат, рисунок или творческую работу на тему, которая сегодня рассматривалась на уроке.

Исполняется песня «Красная книга «. Слова Б. Дубровина, музыка Д. Тухманова

Подведение итогов, выставление оценок.

Урок окончен. Спасибо за участие.



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2021 , Уроки географии