Географическая карта
Полярная звезда А.И. Алексеев Урок открытия новых знаний Проверка домашнего задания. Постановка перед учащимися учебной задачи, мотивация на решение задания Для восхождения на «Гору успехов» нам необходимо вспомнить материал прошлого урока.
Технологическая карта. Географическая карта. Скачать
Географическая карта. Презентация . Скачать
Вопросы
- 1. Как определить с помощью солнца стороны горизонта? Какие созвездия помогут определить, где находится север ночью? Как называется съемка из одной точки и при движении по местности? Что нужно знать, чтобы правильно составить план местности?
Итог: Ребята, во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания.
Проблемная ситуация и актуализация знаний
Дает задания обучающимся, актуализирует субъектный опыт учащихся.
Посмотрите на снимки нашей Земли из космоса. А теперь посмотрите на глобус. Сравните увиденное? Попробуйте сформулировать тему урока.
Постановка цели и задач урока
Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели.
Тема нашего урока: Географическая карта. Сегодня мы узнаем новое географической карте, вместе составим таблицу их отличий.
Усвоение новых знаний и способов действий
Объясняет новый материал. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Вовлекает детей в дискуссию, учите работать в группах.
- Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность?
Дайте определение понятию «глобус». Проверьте по учебнику.
Поиск решения.
Первый глобус был создан в 1492 году. (его изображение на слайде). Чего на нем не хватает? Как вы думаете, почему?
Сравните глобус и географическую карту. Определите их достоинства и недостатки
Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?
Рубрика «Это интересно»
КАКИЕ БЫВАЮТ ГЛОБУСЫ?
Учитель. При подготовке к уроку каждая группа искала ответ на этот вопрос. Послушаем каждую группу.
- 2. Послушайте загадку. Отгадайте, о чем идет речь?
Он на листок бумаги похож,
Нашей Земли очень умный чертёж,
Горы, равнины, моря, океаны,
И города есть на карте и страны. (карта)
Как вы думаете, почему я вам загадала загадку о карте?
Что такое географическая карта? – мозговой штурм.
Учащиеся дают определение географической карте.
Для формулирования понятий используется технология развивающего обучения: составление схемы понятия «географическая карта»:
3. А как называют ученого, составляющего карты? (картограф)
Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей)
А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его.
А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.
Рубрика «Это интересно»
КАКИЕ БЫВАЮТ КАРТЫ?
Выступают группы детей.
4. Виды карт
Знакомятся с разными картами (топографические, план местности)
Анализируют физическую карту мира, усваивают основные элементы ее легенды. Называют ответ – карта – это плоскость. На ней есть искажения. Находят их на карте.
Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?
5. Аэрофотоснимок. Работа с учебником и слайдами презентации.
— Есть еще способы изображения земной поверхности.
Закрепление новых знаний и способов действий.
Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.
Практическая работа.
Сравнительная характеристика изображений земной поверхности
Задание:Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.
Самая точная модель Земли – глобус. В переводе с латинского языка слово «глобус» означает «шар». Считают, что первый глобус был создан еще во 2-м веке до н.э., но он не сохранился до наших дней.
Первый сохранившийся глобус был создан Мартином Бехаймом в год открытия Америки (1492). Глобус хранится в Нюрнберге.
На обычном глобусе, к сожалению, изображения очень мелкие, поэтому чаще пользуются географическими картами-плоским изображением поверхности Земли.
Географическая карта с планом имеет сходства и различия.
Карты имеют большое многообразие по своему содержанию. По масштабу различают крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.
Собрание географических карт разной тематики для единой территории: мира, страны, района, называется Атласом. Атласы часто дополнены графиками, фотографиями, схемами, профилями.
Карту нельзя заменить описанием. Она точно передает географическую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, планировать и прогнозировать многие явления и процессы.