Культурологический подход в преподавании географии.

Культурология Жизнь современного общества ставит перед педагогической наукой вопросы, ответы на которые должны соответствовать «вызову времени». Сегодня одна из главных проблем образования связана с «дефицитом культуры в образовании». Особенно  актуальна эта проблема,  стала в середине 90-х годов 20 века, когда в образовании начался переход к новому качественному состоянию  в связи с изменениями в российском обществе и государстве.

 

Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…
И.И. Ландо

Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно–эстетической, физической культуры,  культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т.п. Фундаментом общей культуры служит все содержание образования – комплекс знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможно взаимоотношение и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.

В  этой системе определенное и устойчивое место занимает комплекс знаний наук о Земле, который представлен учебным предметом «География». География в школе – один из учебных предметов, имеющий целью дать учащимся общеобразовательной школы систематические знания основ физической и экономической географии, целостное представление о современном мире, о  месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Специфика географии – ее естественно–общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно–временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда».

Цели школьного географического образования — поворот научных знаний к нуждам человека к практическому их применению — основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в природе и обществе.

Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.

Исходя из культурологической методологии, предлагается модернизировать школьный курс географии, в котором системообразующей целью является формирование личности, умеющей строить личностные ценностные отношения к окружающей природной среде, развивать творческие способности, решать научные и жизненные проблемы. В результате изучения курса ученик должен развить географическое и экологическое творческое мышление, научиться соотносить свою созидающую деятельность с законами природы, социально-экономическими и техногенными процессами, сохранять, преумножать и развивать природу для будущих поколений людей и цивилизации.

С позиции культурологического подхода функции географического образования могут быть  переориентированы:

— с передачи знаний на трансляцию культуры, экопринципов гуманизма, экологии и т.д.;

— с развития «знаниевой» культуры на развитие личности (как цели и результата географического образования) — ее индивидуальности, системы ценностей, географического мышления, опыта творческой деятельности, ее самоактуализации, самореализации, саморазвития.

Географическое образование должно работать на развитие ценностей, творческих способностей и умений, позволяющих выпускнику формировать географическую компетентность. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности и географической культуры выпускника средней школы являются следующие:

 

  • осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов, объектов и явлений;
  •  умелое применение знаний, умений и навыков в реальной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований;
  • умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки собственной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

 

Культурологический подход в географическом образовании позволяет рассматривать  географическую среду через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе, к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности. В этом случае изучаемые природные социально-экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека. Реализация культурологического подхода в географическом образовании есть способ гармонизации отношений между обществом и природой.

Целью использования культурологического подхода вижу в получении знаний через эмоциональное восприятие. Психологами доказано, что для формирования зрелой личности недостаточно «умственной начинки», необходимо вызывать эмоциональные реакции (обсуждение, критика, восхищение, удивление…- положительные и отрицательные). Воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма.

Культурологическое содержание в географическом образовании проявляется в следующем:

  •  ценностная контекстность, возникающая при ознакомлении с духовным миром русских ученых-географов и путешественников, что поможет воспитать у школьников любовь к большой и малой Родине;
  •  междисциплинарность, подчеркивающая, что география интегрирует в себе экологию, экономику, социологию, краеведение. Благодаря чему одни и те же объекты материальной и духовной культуры могут быть рассмотрены в нескольких аспектах (например, р. Волга может быть рассмотрена как крупнейшая река Европы или как древнейший исторический водный путь, или как символ России и т.д.);
  • фактологичность, предусматривающая ориентацию на эмоционально-образное изучение географического материала;
  • нормативность, направленная на раскрытие географических норм, традиций и эталонов, которые помогают сберегать и восстанавливать окружающую среду;
  •  оценочность, выражающаяся в эмоционально-волевых реакциях (хорошо-плохо, добро-зло) в отношении природы и общества;
  •  историчность, позволяющая понять закономерность в развитии географических знаний о сущности явлений и процессов, историю взаимоотношений общества и природы.

Стержнем культурологического подхода выступает система ценностей географического образования.  Системообразующие ценности – окружающая среда (пространство)- человек- время. Культурологический подход в географическом образовании, возможно, реализовать в различных формах деятельности: интеллектуальной – в процессе освоения «научных географических знаний как элементов культуры»; практической – в условиях многомерной культурной среды, «растящей и питающей личность»; художественно-эстетической – в процессе приобщения к великим творениям культуры через содержание школьной географии; исследовательской – в ходе выполнения научных проектов; коммуникативной – творящей культуру в процессе общения; игровой – демонстрирующей эталон культуры в человеческом обществе.

Средства географии позволяют создать  особую среду, в которой и реализуется культурологический подход.

При характеристике геокультурного пространства региона большая роль принадлежит литературным источникам. В художественных произведениях даны описания территории не только ярко, целостно, «красивыми словами географического стиля местности», но и позволяют осознать смысл, «ауру» конкретного ПК. Это помогает формировать личностное отношение учащегося к данному пространству. Использование литературных произведений в преподавании школьной географии позволяет перейти от схематического видения окружающей действительности к ее образному восприятию, что является средством порождения новых образов, новых визуальных форм, несущих смысловую нагрузку и делающих значение (понятие) видимым. Через художественно- географические описания раскрывается особый путь усвоения культурной традиции: не путем усвоения культурной традиции или отбрасывания ее содержания, а через соотнесение этого содержания со своим или опытом, накопленным человечеством.

Непревзойденные образы художественно-геогрфических описаний  пространства содержатся в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка, М.Ю. Лермонтова, С.Есенина, А.С.Пушкина, И. Соколова-Микитова.

Природа в произведениях Д.Н.Мамина-Сибиряка неотделима от человека, недаром он сам говорил, что «как ни хороша природа сама по себе, как ни легко дышится на этом зеленом просторе, под голубым бездонным небом, — глаз невольно ищет признаков человеческого существования среди этой зеленой пустыни». Целая галерея строго и просто описанных горнолесных пейзажей предстает перед читателем. Если их собрать, то получится интересное географическое произведение, от которого веет запахом хвои, предстают синие просторы необъятной дали, слышен шум горных рек. Создать такие произведения мог только художник, глубоко понимающий и чувствующий природу. Ценность этюдов о природе для учебной географии состоит в том, что учащиеся видят ее глазами натуралиста, замечающего перемены на земле и на воде, описывающего, какими яркими красками полыхает осенний лес, как с наступлением осени темнеет река и тяжелеют облака.

Поэтические произведения можно применять на всех дидактических этапах урока. Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Предваряя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и усвоение нового материала.

Используя культурологический подход в преподавании географии,  я пришла к выводу, что учащиеся стали быстро включаться в работу, активно дискуссировать, рассказывать о своем опыте. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

Речкунова Т.А.

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2021 , Уроки географии