Опасные явления в атмосфере
Урок №18. Тема: Опасные явления в атмосфере. Цели урока: изучение природных стихийных явлений происходящих в атмосфере; развитие умения анализировать, делать выводы, умения работать в группах; воспитание активности, самостоятельности.
Опасные явления в атмосфере. Скачать урок
Задачи. Расширить представления учащихся об опасных стихийных явлениях, происходящих в атмосфере. Рассмотреть вопрос о причинах данных явлений. Познакомить учащихся с методами борьбы с опасными явлениями в атмосфере. Выработать правила поведения во время стихий атмосферы.
Оборудование. Физическая карта Воронежской области, атласы Воронежской области, рабочие тетради, фотографии стихийных явлений.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение. Проверка домашнего задания.
а) На доске термины для повторения в группах: атмосфера, амплитуда, атмосферное давление, ветер, погода, климат, прибор для измерения давления, ветра, как вычислить среднюю температуру.
б) Индивидуальный опрос (по карточкам).
Карточка№1.
1) Вычислить амплитуду температуры за октябрь (по календарю)
2) Построить график температуры за сутки:
1ч- -1гр; 6ч- -4гр; 12ч- +3гр; 19ч- 0гр.
Карточка№2.
1) Вычислить амплитуду температуры за январь (по календарю погоды учащегося).
2) Построить график температур за вторую неделю октября (по календарю погоды учащегося).
III. Изучение нового материала.
Вспомните, с какими опасными природными явлениями мы с вами уже познакомились при изучении литосферы и гидросферы (Землетрясения, вулканы, наводнения).
А сегодня мы с вами познакомимся с опасными явлениями в атмосфере. Земная атмосфера вечно влияет на жизнь и деятельность людей. Мы во многом зависим от её состава и состояния приземного слоя-погоды, от процессов и явлений, которые её сопровождают. Некоторые из них человек использует с пользой для себя как климатические ресурсы. Однако немало среди них и таких, что могут нанести значительный ущерб. Приведите примеры, соответствующие схеме:
Климат |
Здоровье людей |
Сельское хозяйство |
Транспорт |
Строительство |
А теперь скажите, какие вы знаете опасные явления в атмосфере? (Засуха, суховеи, пыльные бури, сильные морозы, град, гололёд, туман)
Как мы построим свою работу? Перед вами на столах лежат таблицы, которые надо заполнить, когда будете слушать сообщения своих товарищей. Заполняете только первые две колонки, по третьей колонке я хочу услышать от вас, какие методы борьбы вы предложите, а затем заполним и её.
Вид явления | Особенности проявления | Методы борьбы с опасными атмосферными явлениями |
Засуха | Длительная сухая погода с высокой температурой воздуха и отсутствием осадков | Орошение полей, накопление влаги в почве путём снегозадержания, создание прудов, выведение засухоустойчивых сортов |
Пыльная буря Суховеи | Сильный продолжительный ветер выдувающий верхний слой почвы. | Полезащитные лесные полосы, безотвальная вспашка почвы |
Заморозки | Понижение температуры воздуха ниже нуля градусов поздней весной и ранней осенью. | Дымление путем сжигания горючих материалов и создание паротуманных завес. |
Град | Вид ливневых осадков в виде частиц льда преимущественно округлой формы. | Создана специальная противоградовая служба |
Гололёд | Корка льда, возникающая на поверхности земли при температуре воздуха ниже нуля. Из капель дождя или тумана. Образуется весной или осенью, может и зимой. | На полях разрушают корку льда техникой, дороги посыпают специальной смесью. |
Гроза | Между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды- молнии, сопровождающиеся громом. | Используются громоотводы- металлические стержни. |
Мы прослушали сообщения ваших товарищей. Теперь поговорим о мерах борьбы с ними. Ребята высказывают свои мысли о борьбе с этими явлениями и заполняют третью колонку таблицы.
Вывод: Опасные природные явления создают угрозу для жизни человека, сельского хозяйства, эксплуатации ЛЭП, промышленных, гражданских сооружений, телефонной сети. Только в 2010 году ущерб от засух, заморозков, градобития, шквалистых ветров составил по Воронежской области около 400 млн. рублей.
У нас осталась с вами ещё одна нерешённая задача – это выработка правил поведения во время стихийных бедствий в атмосфере.
1. Град: а) Если град застал вас на улице, то постарайтесь выбрать укрытие. В противном случае защитите голову от ударов градин;
б) Не пытайтесь найти укрытие под деревьями, т.к. велик риск не только попадания в них молний;
в) в помещении, то держитесь как можно дальше от окон и не выходите из дома. Не пользуйтесь электроприборами, т.к. град обычно сопровождается грозовой деятельностью;
2. Гололёд: Подготовьте малоскользящую обувь, прикрепите на каблуки металлические набойки или поролон, а на сухую подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту, можете натереть подошвы песком (наждачной бумагой). Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву.
3. Жара: а) Носите светлую воздухонепроницаемую одежду (желательно из хлопка) с головным убором;
б) При тепловом поражении немедленно перейдите в тень, на ветер или примите душ, медленно выпейте много воды. Постарайтесь охладить свое тело, чтобы избежать теплового удара;
4. Гроза. Если вы находитесь в помещении, то следует держаться подальше от окон, электроприборов, а также труб и другой металлической сантехники. Не касайтесь металлических сооружений, проволочных заборов или металлической проволоки для сушки белья. Не приближайтесь к ним. Не держите в руках длинные металлические предметы, например удочки, зонты или клюшки для гольфа. Не звоните по телефону. Перед грозой отключите внешние антенны и выключите из розетки радиоприёмники и телевизоры. Отсоедините модемы и источники питания. Держитесь в стороне от Электроприборов.
IV. Закрепление
Географический диктант
1. Понижение температуры воздуха ниже нуля градусов весной и осенью (заморозок).
2. Осадки в виде частиц льда (град).
3. Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью (гололёд.)
4. Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы (туман).
5. Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней (суховей).
6. Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха (засуха).
V. Задание на дом. Учить записи в тетради.