Открытый урок по географии Австралия
Один из факторов активизации учебной познавательной деятельности обучающихся – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения географии, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков, развитию личности учащихся.
Формы нестандартных уроков разнообразны – это уроки-ярмарки, пресс-конференции, уроки-соревнования, и т.п.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти задачи обостряет мыслительную деятельность играющих.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
— дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
— учебная деятельность подчиняется правилам игры;
— учебный материал используется в качестве ее средства;
— в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
— обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
— познавательные, воспитательные, развивающие;
— репродуктивные, продуктивные, творческие;
— коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Содержание игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
— дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность;
— формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
— развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
— воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
— социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Следует помнить о том, что развивающие игры могут быть разнообразны по содержанию, но, как и любые игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Важен и этап анализа, обсуждения оценки результатов игры. Обмен мнениями, защита обучающимися своих решений и выводов.
Австралия открытый урок
«АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ»
брейн-ринг
Учебно-воспитательные цели: развитие кругозора обучающихся, логического мышления; пробуждение интереса к изучаемой стране.
Методы и формы учебной деятельности: урок в виде брейн-ринга.
Организация работы.
- Создание соревнующихся команд, групп поддержки, группы организаторов.
- Организация оформления (презентация)
- Выработка условий игры.
- Выбор жюри и наблюдателей.
Ход игры
- I. 1. Вступительное слово преподавателя.
- Фрагмент фильма об Австралии.
- II. Объявление условий игры.
- Команды приступают к обсуждению вопроса после удара в гонг.
- Время обсуждения – 1 минута.
- Если кто-то из членов команды знает ответ на вопрос, — сообщает об этом капитану.
- Капитан принимает решение о подаче ответа или о досрочном ответе.
- Капитан подает сигнал (флажок) – команда готова дать ответ.
- Чей капитан быстрее подал сигнал, та команда и отвечает первой.
- Капитан может ответить на вопрос сам или передать право ответа одному из игроков команды.
- Если капитан подал сигнал, а его команда не готова к ответу или кто-то из членов команды выкрикнул ответ до того, как их капитан сигнализировал о готовности к ответу, то команда теряет право на участие в разыгрываемом гейме. Даже если был дан правильный ответ, команде, нарушившей правило, очко не присуждается.
- Максимальное количество очков за ответ – 5 баллов.
III. Представление жюри и наблюдателей.
- IV. Проведение игры.
- V. Подведение итогов игры. Награждение команд.
Материальное обеспечение:
Фильм об Австралии и презентация с вопросами..
Проектор, экран или телевизор. Ноутбук.
Флажки по числу команд на стол.
Политическая карта мира, социально-экономическая карта Австралии.
Фото: ехидна; выхухоль; горилла; броненосец; вапити; скунс;
дромадер; вомбат; коала; опоссум; динго; муравьед, овца,
овца-меринос.
Фрукты: сахарный тростник; кокос; бананы; ананас.
Рефераты студентов.
Выставка книг и журналов по Австралии.
Песочные часы, гонг.
Мягкие игрушки кенгуру, страуса эму или сделанные из картона (для группы поддержки).
Музыкальные паузы между геймами.
Расчет времени: (45 мин.)
Вступительное слово преподавателя — 5 мин.
Просмотр кадров фильма — 5 мин.
Объявление условий игры — 3 мин.
Представление жюри и наблюдателей — 2 мин.
Проведение игры — 25 мин.
Подведение итогов игры. Награждение — 5 мин.
УЧАСТНИКИ
1 команда — 5 чел.
2 команда — 5 чел.
3 команда — 5 чел.
4 команда — 5 чел.
Итого: 20 чел.
Призы
I—е место — бананы (5 штук), грамота
II-е место – ананасовый сок, грамота
III-е место – конфеты леденцы с кокосом, грамота
IV-е место – тростниковый сахар, грамота
Каждому участнику — вымпел.
ВОПРОСЫ БРЕЙН-РИНГА
Вопрос | Ответ |
1 | 2 |
1 гейм
Вопросы из серии: ЭГП. Государственный строй. |
|
1. Австралия в прошлом была колонией:
· Великобритании; · Германии; · Франции; · Голландии. |
Великобритании |
Вопрос-шутка:
2. Какой остров Южной Австралии своих жителей «носит в сумке»?
|
Кенгуру
|
3. Перечислите штаты Австралии | Шесть штатов: Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Западная Австралия, Тасмания. |
4. Какие животные изображены на государственном гербе страны? | Страус эму и кенгуру
|
5. Какие животные изображены на австралийских монетах? | Ехидна на монете достоинством 5 центов, птица лирохвост – 10 центов, утконос – 20 центов. |
6. Какому животному установлен памятник в городе Голберне? | Овце – так называемый Большой Меринос (овцы-мериносы – австралийская, тонкорунная порода овец, дающих шерсть самого высокого качества) (фото) |
2 гейм
Вопросы из серии: История исследования |
|
1. Одним из исследователей Австралии был:
· Витус Беринг; · Джеймс Кук; · Америго Веспуччи; · Васко да Гама. |
Джеймс Кук (англ.)
|
2. Джеймс Кук исследовал:
· берега Австралии; · остров Мадагаскар; · Юго-Восточную Азию; · берега Африки. |
берега Австралии (в 1770 г. открыл восточный берег Австралии)
|
3 гейм
Вопросы из серии: Природные условия и ресурсы Австралии и Океании |
|
1. Выделенная на карте штриховкой территория Австралии находится в пределах природной зоны:
· экваториальных лесов; · полупустынь и пустынь; · широколиственных лесов; · саванны и редколесья. |
саванны и редколесья
|
2. Выберите из списка животных – эндемиков Австралии (и близ лежащих островов):
· ехидна; ● выхухоль; · горилла; ● броненосец; · вапити; ● скунс; · дромадер; ● вомбат; · коала; ● опоссум; · динго; ● муравьед. |
ехидна; динго; вомбат; коала.
эндемики (с греч.- местные)- виды животных ограниченные в своем распространении относительно небольшой областью.
|
|
3. Какими природными ресурсами Австралия выгодно отличается от других материков? (Дайте один ответ).
· железные руды; · руды цветных металлов; · гидроэнергоресурсы; · артезианские воды; · лесные ресурсы. |
артезианские воды |
|
4. Какими ресурсами мирового значения располагает Австралия? (Дайте развернутый ответ) | Уголь — 4-е место в мире (116 млрд.т.);
Нефть, природный газ — шельф пролива Басса (300 млн. т.; 6 690 млрд. м3); Уран – 1-е место в мире – бассейн реки Аллигейтер на полуострове Арнемленд (911 млн.т); Железная руда – 3-е место в мире (15,8 млрд.т); Бокситы – 2-е место в мире – близ Перта на юго-западе страны и на побережье полуострова Кейп-Йорк (6 млрд.т.) Медные, свинцово-цинковые, никелевые и титановые руды – Квинсленд; Золото – Калгурли, юго-запад страны; Алмазы – шахта Арджайл на северо-западе.
|
|
5. Почему Австралия – самый сухой материк Земли? (Докажите ответ). | Большая её часть лежит в тропичес-ком поясе. На значительной части материка осадков выпадает всего от 250 до 500 мм в год, а в центральной части – менее 250 мм в год. Почти половину материка занимает зона тропических пустынь, Очень мало рек, да и то почти все пересыхающие. Мало озер, в основном солёные. | |
6. Выберите реки, относящиеся к бассейну внутреннего стока:
· Шари; ● Раздан; · Каира; ● Колорадо; · Унжа; ● Дарлинг; · Волхов; ● Куперс-Крик; · Нева; ● Вахш.
|
Шари; Унжа; Раздан; Куперс-Крик; Вахш |
|
7. Назовите разновидности почв, распространенных в Австралии:
● черноземы; ● красно-желтые ферраллитные; ● бурые лесные; ● дерново-подзолистые; ● коричневые; ● бурые полупустынные; ● красно-бурые. |
красно-желтые ферраллитные; бурые лесные; коричневые; красно-бурые |
|
8. На какой высоте находится уровень воды озера Эйр? (Дайте полный ответ). | Озеро Эйр хотели совсем убрать с карты, потому что оно было безводным с 1840 года. Однако летом 1949 года наступила перемена. В Австралии привыкли к катастрофическим наводнениям, но такого обилия воды в Квинсленде никогда не видели. Все сухие русла на западных склонах приморских гор заполнились могучими потоками. Несколько месяцев лил дождь, реки пробились сквозь высокие дюны и дошли до озера Эйр. В августе 1950 года двое географов совершили разведочный полет и увидели синее море, окруженное зеленым лугом, с миллионами чудесных цветов. Вдоль берега кишели чайки, утки, пеликаны, лебеди и др. водные
птицы. Глубина озера была 4 м. Однако сильный зной вызвал бурное испарение, и озеро начало быстро высыхать. Травы, цветы, птицы исчезли, и в оставшемся ложе озера была вода, содержавшая 23% соли. Не успело озеро пересохнуть опять, как в январе 1953 года его заполнил новый рекордный ливень. |
|
4 гейм
Вопросы из серии: Население Австралии |
||
1. К странам «переселенческого» типа относят:
· Россию; · Украину; · Австралию; · Китай. |
Австралию |
|
2. Наибольшая доля населения Австралии проживает:
· в городах; · городских агломерациях; · фермах; · поселках городского типа. |
в городах |
|
3. В каком году и кем был принят закон, уравнивающий аборигенов во всех правах? | В 1967 году голосами подавляющего большинства населения страны | |
4. В какой части Австралии наиболее высока плотность населения, сосредоточены крупнейшие города, развита обрабатывающая промышленность:
· северо-восток; · юго-восток; · северо-запад; · юго-запад; · центральные районы. |
юго-восток |
|
5. Верно ли следующее утверждение (да или нет): общей чертой Канады и Австралии является крайне неравномерное распределение населения? |
Конечно, да. |
|
5 гейм
Вопросы из серии: Экономика Австралии |
||
1. К каким странам, по уровню социально-экономического развития, относят Австралию? (Дайте развернутый ответ) | В Австралии сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, страна относится к наиболее развитым в экономическом отношении, с другой стороны, имеет признаки развивающихся стран: сырьевые продукты составляют главную статью её экспорта, продукция обрабатывающей промышленности не выдерживает конкуренции с соответствующими товарами ведущих стран, а в важнейших отраслях господствует иностранный капитал. Доли страны в 2000 году в мировой экономике составляли: в ВВП – 1,1%; в промышленности – около 1%; в с/х – около 1%; в экспорте – 1,1%. | |
Промышленность | ||
1. В структуре промышленности Австралии наиболее велика доля:
· добывающей; · обрабатывающей; |
добывающей |
|
2. Какой фактор оказал влияние на размещение металлургии свинца и цинка на острове Тасмания (Австралийский союз)?
· сырьевой; · водный; · транспортный; · экологический. |
сырьевой
|
|
Сельское хозяйство | ||
1. Почему в 50-е годы ХХ века говорили, что экономика Австралии «едет на овце»?
|
Австралия занимает первое место в мире по экспорту шерсти. | |
2. Крупнейшими районами овцеводства в Австралии являются:
· саванна и полупустынные территории; · прерии; · пустынные территории; · пампа и горы. |
саванна и полупустынные территории |
|
3. Какие культуры выращивают современные жители Океании (укажите четыре наиболее важных):
· пшеница; · кофе; · какао-бобы; · сахарный тростник; · рис; · кокосовая пальма; · бананы; · ананасы; |
сахарный тростник; кокосовая пальма; бананы; ананасы;
(черный ящик)
|
|
4. Какое животное можно изобразить на гербе Австралии, поскольку оно в немалой степени определяет экономическое положение страны:
· корову; · медведя коала; · свинью; · кенгуру; · овцу; · курицу? |
овцу
|
|
Вопрос-шутка:
5. Какой город в Австралии «дает молоко»? |
Корова |
|
6 гейм
Вопросы из серии: Внешнеэкономические связи |
||
1. Какие страны являются основными торговыми партнерами Австралии? | Япония, США, Страны ЕС, АСЕАН, Новая Зеландия, Тайвань, Южная Корея | |
2. Объясните, почему Австралия является одним из крупных экспортеров угля (доля Австралии в мировом экспорте -2/5). Укажите не менее двух причин. | 1) Наличие в Австралии крупных месторождений угля.
2) Низкая себестоимость добычи угля (месторождения недалеко от побережья, удобные условия разработки, добыча открытым способом) |
|