Охрана природы Воронежской области. Поурочная разработа

Знай и люби свой край Урок 24. Тема урока: Охрана природы Воронежской области. Цели и задачи: расширить и углубить знания об охране природы Воронежской области. Формировать представления о заповедниках, заказчиках, национальных парках, памятниках природы. Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию.

Знай и люби свой край

Охрана природы Воронежской области. Скачать урок

Оборудование: презентация к уроку «Охрана природы и охраняемые территории Воронежской области», презентации учащихся “Заповедники Воронежской области”, «Национальные парки Воронежской области», физическая карта Воронежской области, использование видеофрагментов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Сегодня урок мы начнем с высказывания русского писателя М. М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».

Как вы понимаете эти слова?

Вы видите, какая тесная взаимосвязь между понятиями природа и Родина.

Тема урока «Охрана природы Воронежской области».

Учитель. Как вы полагаете, зачем нужно охранять природу?

Сообщение ученика.

Борьба с загрязнениями. Для предотвращения загрязнения окружающей среды в области принимаются различные меры. Предприятия устанавливают новые системы очистки воды и воздуха, переводят котельные с угля и мазута на природный газ, выделяющий меньше загрязняющих веществ при горении. Но, к сожалению, такими устройствами оборудованы не все предприятия. Охране природы способствуют массовая газификация районов области, перевод автомобилей на газовое топливо.

Для очистки воздуха в городах проводят озеленение. На каждого жителя Воронежа приходится 7 м2 зелёных насаждений (парков, скверов, бульваров) при норме 10 м2. Следовательно, озеленение Воронежа недостаточно. В новых районах города, например, в Северном, эти показатели еще ниже. Леса вокруг Воронежа вырубают, чтобы освободить участки под строительство. Это также ухудшает экологическую ситуацию в городе.

В крупных городах для уменьшения загрязнения атмосферы рекомендуется использовать электротранспорт, не дающий выхлопов. К сожалению, в Воронеже к 2009 году целенаправленно уничтожен трамвайный транспорт. Протяжённость трамвайных путей в городе до демонтажа составляла 79 км. Троллейбусных маршрутов в городе осталось немного.

В населённых пунктах области ведётся борьба с загрязнением вод. Ремонтируются действующие и строятся новые очистные сооружения сточных вод, водопроводы. Эти работы ведутся медленно и в недостаточном объёме, в том числе из-за нехватки средств.

В области восстанавливаются почво — и водоохранные леса и лесополосы, в том числе пострадавшие от пожаров. До 2016 года их площадь увеличится на 750 гектаров.

В области пытаются справиться с утилизацией мусора. Новый полигон бытовых отходов в Семилукском районе, постро­енный в 2011 году, соответствует экологическим требованиям.

Он принимает отходы правобережной части Воронежа. Крупные полигоны бытовых отходов есть в Новоусманском, Россошанском, Лискинском, Павловском районах, в Нововоронеже. В области проводятся мероприятия по очистке от мусора лесов и берегов рек.

Учитель. Какие охраняемые территории есть у нас в Воронежском крае.

Сообщение ученика.

Охраняемые территории. Охрана растений, животных и природных комплексов в целом наиболее действенна в заповедниках и на других охраняемых территориях. Здесь отсутствует или сильно уменьшена охота, сохраняются места обитания растений и животных, почва не распахивается, нет предприятий.

В области 2 заповедника федерального значения, в которых запрещена всякая хозяйственная деятельность, и 21 заказник, где охраняют только растения или животных.

Наиболее ценные участки территории области объявлены памятниками природы. В Воронежской области находится 163 памятника природы. Гидрологическими памятниками объявлены некоторые пойменные озёра, участки долины Дона, Воронежа, Битюга, Икорца. Геологические памятники — наиболее ценные обнажения горных пород, в том числе богатые остатками древней фауны и флоры, источники минеральной воды. Лесные — наиболее ценные участки лесов области. Степные памятники природы — сохранившиеся участки степей в Богучарском, Кантемировской, Лискинском, Новоусманском, Новохопёрском и других районах. Дендрологические памятники — это сохранившиеся старинные парки, скверы, дендрарии. К ландшафтным памятникам природы относят редкие по красоте и ценности места. Такие памятники также называют комплексными.

Учитель. Теперь выделим основные принципы охраны природы:

1. Сохранить разнообразие и красоту природы.

2. Предусмотреть значение и место каждого организма в будущем.

3. Помнить о существующих в природе взаимосвязей.

Не случайно день 22 апреля объявлен Днем охраны природы. Приоритетное место в системе мер по охране природы отводится охраняемым природным территориям.

Что значит особо охраняемая территория? (ответ учащиеся: участки земли, где расположены природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, эстетическое значение, они изъяты из хозяйственной деятельности, установлен режим особой охраны.)

Учитель рассаживает учащихся по группам.

Учитель. Какие вы уже знаете охраняемые территории?

Ученики. Заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, памятники природы, парки, санаторно-курортные зоны.

Учитель. Остановимся на трех охраняемых территориях. Посмотрите на карту «Особо охраняемые природные территории Воронежской области». Вспомним, что такое заповедник.

Ученики. Заповедник – главный вид охраняемых территорий, наиболее надежно обеспечивающий охрану природы, полностью запрещена любая хозяйственная деятельность человека.

Заповедники. На севере области расположен Воронежский государственный биосферный заповедник. Он занимает часть крупного леса — Усманского бора. Здесь встречаются дубравы, сосновые боры, участки пойменных лугов. Площадь заповедни­ка — около 31 тыс. га. Он был создан в 1927 году для изучения и охраны бобров, которые в начале XX века считались в России полностью вымершими. В заповеднике обитает 334 вида позво­ночных животных: лоси, кабаны, олени, косули, бобры, волки, лисы, редкие птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Здесь произрастает более 300 видов грибов, 151 вид лишайни­ков, 134 вида мхов, хвощей, плаунов, папоротников, 10 видов голосеменных и 991 вид покрытосеменных растений.

Хопёрский государственный природный заповедник создан в 1935 году для охраны экосистем в долине Хопра и сохранения популяции русской выхухоли. Его площадь 16,2 тыс. га. Дубравами, черноолышаниками, сосновыми и другими лесами покрыто около 80% территории заповедника. Здесь произрастает более 1260 видов растений, обитает 312 видов млекопитающих: пятнистый олень, кабан, волк, барсук, лесная куница, выхухоль, 326 видов птиц. В настоящее время большую озабоченность вызывают планы добычи вблизи заповедника никелевых руд.

Кроме названных, большой интерес представляет музей-заповедник Дивногорьев Лискинском районе. Здесь находятся уникальные для области меловые останцы — Дивы. Сохранились участки со степной растительностью, редкими реликтовыми рас­тениями и насекомыми. Дивногорье не только природный, но и археологический музей: здесь находятся остатки средневековой хазарской крепости — Маяцкого городища.

Учитель. Одним из видов охраняемых природных территорий являются заказники. Чем отличаются заказники от заповедника?

Ученики. На этой территории менее строгий режим и разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности, если они не наносят ущерб охраняемым территориям.

Учитель. А что вы знаете о национальных парках. Чем отличается национальный парк от заповедников и заказников?

Ученики. Здесь характерно сочетание задач охраны природы с использованием земель для контролируемого массового отдыха и туризма.

Закрепление. Тест.

Правила поведения туристов во время экскурсий, походов и путешествий.

1. Захочешь развести в лесу костер, найди старое кострище. (ДА)

2. Для костра наломай веток с ближайших деревьев. (НЕТ)

3. Гулять в лесу лучше по тропинкам. (ДА)

4. Если хочешь сделать девушке приятное, собери букет из лесных цветов. (НЕТ)

5. Шум – враг лесным жителям. (ДА)

6. Редкие растения и животных охранять нет смысла, ведь они все равно вымрут. (НЕТ)

7. В местах, где живут редкие растения и животные, можно создать заповедник. (ДА)

Вопросы

1. Какие мероприятия по охране окружающей среды проводятся в Воронежской области?

2. Какие охраняемые территории есть в области?

3. Какой заповедник в области самый крупный? Расскажите о нём.

4. Какой заповедник находится на востоке Воронежской области? Для охраны какого животного он был создан?

5.Чем интересен музей-заповедник Дивногорье?

Заключительное слово учителя.

Закончим урок стихотворением Виктора Бокова

Откуда начинается Россия?

С Курил, Камчатки, с Командор?

О чем грустят глаза ее степные.

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья.

К труду, терпению, к правде, доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней –

Россия не с гор берет начало, а с тебя!

Итог.

Не сомневалась я, что все у нас получится.

Все знают, как природу охранять,

И кто особенно старался,

В журнал получит «хорошо» и «пять».

Домашнее задание. 1. Есть ли памятники природы в окрестностях вашего населенного пункта, школы? Соберите о них информацию.

2. Какие интересные объекты в окрестностях вашей школы можно отнести к памятникам природы? Можно ли проложить здесь экологическую тропу?

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru