По какому учебнику географии учить детей!?

4802_3998и8Уважаемые коллеги! У инициативной группы методистов по географии по поводу нового ФПУ возникло предложение обратиться с открытым письмом в ряд инстанций. И в первую очередь к Президенту РГО Шойгу С.К. Был подготовлен текст письма. Высылаю вариант текста письма. Если у Вас есть замечания, сделайте, пожалуйста, Ваши  пометки и уточнения и пришлите их мне. Если есть еще коллеги, готовые поставить свою подпись, внесите их данные.   С уважением, Наталья Евгеньевна Смирнова,  главный методист по географии  Корпорация «Российский учебник» 

 

 

 

Уважаемый Сергей Кужугетович!

Мы, председатели региональных отделений РАУГ, методисты, преподаватели региональных институтов повышения квалификации, институтов развития образования, учителя и преподаватели географии, представители общественности, кому не безразлична судьба географической науки и школьной географии, как одной из ступенек в познании мира, его закономерностей и перспектив развития обращаемся в вашем лице к Русскому географическому обществу, его Президенту и Попечительскому совету.

Вы, как Президент Русского географического общества, понимаете роль географических знаний не только в формировании мировоззрения и общекультурного уровня и патриотизма подрастающего поколения, но важность их для социально- экономического развития России.

Нам небезразлична судьба школьной географии! Причиной нашего всеобщего обращения стал факт публикации Министерством просвещения России  Приказа № 345 от 28.12.2018 г.  (Федеральный перечень учебников), основанного на проведённой в 2018 г. так называемой дополнительной педагогической экспертизы, вызвавшей большой общественный резонанс как среди авторов, так и учителей, учёных и издателей. Прозрачность проведения этой экспертизы была поставлена под сомнение даже в Российской академии образования. Изначально сам формат проведения дополнительной экспертизы создал такие условия, что в результате из формируемого федерального перечня были исключены линии, учебники которых получили положительные отзывы на дополнительной  экспертизе.

Из семи УМК, включенных в предыдущий Федеральный перечень (2014 г.) в  новом ФП представлены только два УМК по географии!

Первые нападки на учебники, а по-другому невозможно сказать, произошли в июле 2017 года, когда на фоне разговоров о том, что ФП «раздут», надо сокращать количество учебников. Тогда появился Приказ № 629 от 05.07.2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников….». Этим приказом было включено 14 учебников, а исключено 3 учебника. И все исключенные учебники по ГЕОГРАФИИ!!! Не мало важно что это были учебники для 9 класса. Это все равно, что подрезать верхушку растущего дерева, взращенного в определённых условиях. В результате возникло большое количество проблем в учебном процессе, учителям пришлось подбирать учебники из других УМК (часто отличающихся не только по стилю изложения учебного материала, но и методическими подходами). Все это в значительной степени усложнило работу педагогов.

Ситуация после публикации Приказа № 345 от 28.12.2018 г.  (Федеральный перечень учебников) ещё абсурдней.

В новый ФП авторы документа включили только две и не самые «популярные» линейки учебников. Они не самые «популярные»  не потому что плохие. Скорее это было связано с тем, что у учителя был широкий выбор. В России большое количество разнопрофильных школ – общеобразовательные в городах и сельской местности, с углублённым изучением естественно-научных дисциплин, малочисленные школы. Разные методики преподавания используют и учителя. УМК является одной из основ вариативности и эффективности школьного образования.

Опираясь на личный многолетний опыт работы в школе, считаем, что все линии учебников географии, представленных в прежнем федеральном перечне (2014 г.) являются хорошо и достаточно глубоко проработанными, с собственными отличительными чертами и ярко выраженными преимуществами. Авторы всех УМК – это профессионалы своего дела, специалисты в области географии и методики преподавания учебного предмета, с безграничной любовью к предмету. Каждый из действующих, до принятия нового ФП (2018 г.), УМК отличался своей логикой структурирования и изложения материала, технологией освоения содержания учебника. И мы, педагоги, считаем себя причастными к созданию этих учебников, потому что наши рекомендации использовались авторами при их доработке. По этим учебникам учились победители и призёры Всероссийских и международных олимпиад по географии – гордость нашей страны. Поэтому сказать, что среди 7 существовавших линий, были заведомо плохие УМК невозможно. Они основа географического образования в нашей стране. По многим из них училось не одно поколение школьников на протяжении более 20 лет (некоторые, например, учебники Т.П. Герасимовой, И.В. Душиной и др. со времён СССР).  Каждый учитель, реально на практике мог выбрать из достойных, то, что ближе ему по мироощущению, пониманию, используемой технологии.

Потеря в качестве школьного географического образования с принятием нового ФП очевидна. Обе оставленные в ФП линии УМК являются представителями академической географии. Вместе с тем из ФП ушли УМК с ярко выраженным уклоном в деятельностную парадигму преподавания, направленные на самостоятельную прикладную исследовательскую деятельность учащихся; ушли так называемые «классические» УМК, основанные на предметных знаниях и современных педагогических технологиях, максимально соответствующие позициям федерального государственного образовательного стандарта – будущего отечественного образования.

С точки зрения разумного хозяина эта ситуация абсурдна.

Неужели Министерству просвещения при формировании перечня трудно было обратить внимание на то какие УМК в значительных объёмах и давно используются в регионах?! Почему не был учтен выбор учителей-практиков?

Кроме того, после принятия нового ФП  вся страна поставлена перед необходимостью потратить миллионы рублей на закупку одного из представленных в ФП УМК по географии, которые до этого времени в регионах использовались в небольших количествах.

В связи с вышеизложенным, и не желая уничтожить столь важное для страны школьное географическое образование, мы предлагаем (и просим Русское географическое общество оказать содействие):

  1. Вернуться к составу УМК по географии ФП 2014 года как минимум до разработки новой, прозрачной и объективной процедуры включения школьных учебников в ФП.
  2. Разрешить школам в 2019-2020 учебном году использовать учебники из ФП 2014 г.
  3. Провести экспертизу учебников на соответствие Концепции развития географического образования в РФ, примерной программе, новой редакции ФГОС осенью 2020 года с последующим формированием нового перечня зимой 2021 года с началом использования включенных в него учебников в 2021-2022 учебном году.

 

Открытое письмо. Скачать

 

 

Подписаться можно здесь https://goo.gl/erzppj

 

 

 

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

Комментарии к «По какому учебнику географии учить детей!?»
  • Ольга, 30.01.2019 в 18:00

    Согласна. Жалею «Сферы» и классическую линию. Но, не забудем, что 3 годы мы имеем право использовать наши любимые линии. Тем более, что в ФПУ есть фактические ошибки. Туда вошли учебники, имеющие отрицательное заключение, а с положительным не вошедшие. 8.02. будет еще заседание , может, после него что-то изменится. Надо чуть обдуманнее отнестись к заказам. Помним про три года

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru