Природные ресурсы России, их использование и охрана

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки суши или водной поверхности, которые в силу своего природоохранного и иного значения полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны.

 

 

Природные ресурсы, их использование и охрана. Скачать

Выделяют следующие ООПТ:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады.

 Национальные парки – это относительно большие природные территории и акватории, где обеспечивается выполнение трёх основных целей: экологической (поддержание экологического баланса и сохранение природных экосистем), рекреационной (регулируемый туризм и отдых людей) и научный (разработка и внедрение методов сохранения природного комплекса в условиях массового допуска посетителей). Самые известные национальные парки: это «Лосиный остров» (район Санкт-Петербурга), «Сочинский», «Приэльбрусье», «Валдайский», «Русский Север».

Природные парки – территории, отличающиеся особой экологической и эстетической ценностью, с относительно мягким охранным режимом и используемые преимущественно для организованного отдыха населения. Самые известные – «Русский лес» в Подмосковье; «Тургояк» в Челябинской области, на берегу озера Тургояк. Именно на это озеро мы с друзьями ездили отдыхать прошлым летом, и посещали природный парк. Там развит палаточный туризм, велотуризм, экскурсии на остров «Святой Елены». Кругом сосновый лес, чистый воздух. Очень понравилось.

Следующая категория – государственные природные заказники – это территории, созданные на определённый срок (в ряде случаев постоянно) для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Сохраняют и восстанавливают плотность популяций одного или нескольких видов животных или растений, а также природные ландшафты, водные объекты и др. Пример: заказник «Венский лес» в Тихвинском районе Ленинградской области.

Памятники природы – уникальные, невоспроизводимые природные объекты, имеющие научную, экологическую, культурную и эстетическую ценность (пещеры, небольшие урочища, вековые деревья, скалы, водопады и т.д.). Примером служат: водопад «Кивач» на р. Суне (Карелия); скала «Братья» (Горный Алтай); темнокорая берёза (в Лебяжьевском районе); Скальные останцы (Северный Урал).

  • За­по­вед­ник на ост­ро­ве Вран­ге­ля. В гра­ни­цах за­по­вед­ни­ка рас­по­ло­же­ны ро­диль­ные бер­ло­ги бе­ло­го мед­ве­дя. Для ак­кли­ма­ти­за­ции на ост­ров были за­ве­зе­ны се­вер­ный олень и ов­це­бык.
  • Командорский — уни­каль­ные леж­би­ща мор­ских мле­ко­пи­та­ю­щих (котиков)можно на­блю­дать в за­по­вед­ни­ках Даль­не­го Во­сто­ка. Ильменский – минералы – Урал.
  • Кро­ноц­кий — тер­маль­ные ис­точ­ни­ки и гей­зе­ры (Камчатка). Курильский– вулканы.
  • Тай­мыр­ский, Большой Арктический, Ненецкий, Гыданский, Кандалакшский — тунд­ра.
  • Лапландский —горно-тундровые экосистемы дикого северного оленя
  • Кан­да­лакш­ский, Костомукшский, Тунгусский, Верхне-Тазовский, Центрально-Сибирский, Магаданский — тайга.
  • Бар­гу­зин­ский — ос­но­ван на Бай­ка­ле, соболь.Усть — Ленский – дельта р. Лена, арктический климат.
  • При­ок­ско-Тер­рас­ный— сме­шан­ный и ши­ро­ко­лист­вен­ный лес, рас­по­ло­жен в южной части Мос­ков­ской об­ла­сти на левом бе­ре­гу Оки. Ос­нов­ная часть тер­ри­то­рии — леса, глав­ным об­ра­зом сос­но­вые и сме­шан­ные с бе­ре­зой, елью, дубом и липой. + Окский
  • Ростовский, Воронежский, Орен­бург­скийХоперский – степь,лесостепь.
  • Аст­ра­хан­ский— в дель­те р. Волга, лотос, степи, полупустыни. Алтайский – Телецкое озеро, горы.
  • Уссурийский, Сихотэ-Алинский – амурский тигр. Те­бер­дин­ский, Кабардино-Балкарский — в горах Кав­ка­за.
  • Зейский — елово-лиственничных лесов с элементами маньчжурской флоры. Катунский – г. Алтай.
  • Богдинско — Баскунчакский – полупустыня, соленое озеро.
  • Выполните самостоятельно задания.
    1. Группа студентов из Воронежа занимается изучением естественных равнинных и горных тундровых экосистем. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?

    1) Ростовский;    2) Окский;   3) Таймырский;   4) Тунгусский.

     

    1. Группа студентов-биологов из Санкт-Петербурга планирует исследовать уникальную флору и фауну дельты крупнейшей реки Европейской части России. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы? 1) Байкальский;   2) Астраханский;   3) Окский;   4) Тебердинский.

     

    1. Студенты-экологи изучают растения, типичные для смешанных и широколиственных лесов и степей. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?

    1) Кандалакшский;   2) Приокско-Террасный;   3) Кивач;   4) Черные Земли.

     

    1. Группа студентов из Волгограда занимается изучением малонарушенных горных экосистем во всем их многообразии на стыке природных зон, а также редких видов фауны: гималайского медведя и амурского тигра. Какой из перечисленных биосферных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?                                                                                                            1) Астраханский;   2) Магаданский;   3) Уссурийский;   4) Таймырский.

     

    1. Учёные-биологи должны исследовать места обитания популяций овцебыков, белых медведей, некоторых видов птиц. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить для проведения исследовательской работы?             1) «Остров Врангеля»;   2) Магаданский;   3) Командорский;   4) Печоро-Илычский.

     

    1. Группа студентов из Санкт-Петербурга хочет посетить уникальные лежбища морских млекопитающих. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?                                                                                         1) Тебердинский;   2) Командорский;   3) Тунгусский;   4) Печоро-Илычский.

     

    1. Группа студентов из Санкт-Петербурга проводит исследования ненарушенных северо-таёжных горных ландшафтов и прибрежных экосистем одного из морей, омывающих территорию России. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?

    1) Тунгусский;   2) Магаданский;   3) Байкальский;   4) Большой Арктический.

     

    1. Группа студентов из Ростова-на-Дону занимается изучением природы таёжной зоны, где животный и растительный мир представлен европейскими и азиатскими видами. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы? 1) Печоро-Илычский;   2) Командорский;   3) Воронежский;   4) Большой Арктический.

     

    1. Учёные-биологи занимаются исследованием северо-тихоокеанских морских экосистем, гнездовий редких видов птиц и уникальных лежбищ морских млекопитающих. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить для проведения исследовательской работы? 1) Ненецкий;   2) Усть-Ленский;   3) Командорский;   4) Печоро-Илычский.

     

    1. Студенты естественно-географического факультета изучают уникальные вулканические ландшафты и гейзеры. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить?                      1) Баргузинский;   2) Большой Арктический;   3) Гыданский;   4) Кроноцкий.

     

     

     

     

     

    • Многочисленные народы России: русские, татары. — Народы на Европейском Севере: ненцы, коми, карелы
    • Оле­не­вод­ство и ры­бо­лов­ство, резьба по кости — тра­ди­ци­он­ные за­ня­тия жи­те­лей Се­ве­ра — эвены, эвенки, чукчи, ненцы, энцы, коряки, эскимосы, алеуты (чум)
    • Па­шен­ное зем­ле­де­лие, вы­шив­ка, резь­ба по де­ре­ву, из­го­тов­ле­ние ме­тал­ли­че­ских укра­ше­ний – мордва, чуваши, марийцы.
    • Паст­бищ­ное ов­це­вод­ство, ко­не­вод­ство и вер­блю­до­вод­ство — кал­мы­ки (юрта)
    • Раз­ве­де­ние овец и коз — тра­ди­ци­он­ное за­ня­тие жи­те­лей гор­ных и по­лу­пу­стын­ных паст­бищ – карачаевцы, народы Дагестана

     

    Выполните самостоятельно задания.

    Задание 1. К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится оленеводство?

    1) ненцы

    2) чуваши

    3) башкиры

    4) кабардинцы

    Задание 2. К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится оленеводство и рыболовство?

    1) башкиры

    2) ненцы

    3) чуваши

    4) калмыки

    Задание 3. К традиционным занятиям каких из перечисленных народов России относится промысел морского зверя и рыболовство?

    1) чуваши и марийцы

    2) калмыки и буряты

    3) эскимосы и чукчи

    4) карелы и коми

    Задание 4. Чум — конический шатёр, обтянутый покрывалами, сшитыми из оленьих шкур. Чум приспособлен к кочевому образу жизни в суровых климатических условиях. У какого из перечисленных народов чум является традиционным жилищем?

    1) марийцы

    2) башкиры

    3) эвены

    4) калмыки

    Задание 5. К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относится пастбищное животноводство (овцеводство, коневодство и верблюдоводство)?

    1) карелы

    2) марийцы

    3) коми

    4) калмыки

    Задание 6. К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относятся пашенное земледелие, вышивка, резьба по дереву, изготовление металлических украшений?

    1) чукчи

    2) коряки

    3) ненцы

    4) мордва



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

Комментарии к «Природные ресурсы России, их использование и охрана»
  • Руфина, 02.10.2023 в 08:21

    Спасибо большое за содержательную информацию.

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru