Растительный мир Воронежской обрасти. Урок 6 класс

Дубрава Урок 20. Растительный мир своей местности. Цели и задачи урока. 1. Дать характеристику растительного состава природных зон на территории Воронежской области, выделив особенности растительных сообществ каждой природной зоны. 2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать, обобщать и делать выводы, умение работать с атласами и другими источниками информации. 3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Дубрава

Растительный мир Воронежской области. Скачать урок

 

Оборудование: карты атласа Воронежской области, раздаточный материал (текст приложений 1 и 2), наглядные пособия «Растительный мир Воронежской области», образцы гербарных растений.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Изучение нового материала.

Актуализация ранее полученных знаний.

1. Какие царства живой природы вы знаете? (Царства растений, животных, бактерий и грибов)

2. Вспомните отличительные признаки царства растений? (Имеют хлорофилл, с помощью которого образуют органические вещества, из почвы всасывают воду и минеральные вещества, почти неподвижны).

3. Чем древесные растения отличаются от кустарников и трав? (Имеют ствол, высокие, многолетние).

Все растения Земли можно назвать одним словом — «флора». В географии этот термин употребляется сравнительно редко, а чаще говорят «растительность» или «растительный покров».

Растительный покров — совокупность растений какой-либо территории. (Определение записывают в тетрадь)

В Воронежской области произрастает 1932 вида высших растений, более 200 видов мхов, 203 вида лишайников. Многие растения обладают пищевыми, медоносными, лекарственными, декоративными и другими полезными свойствами.

В области произрастает около 200 видов съедобных грибов. Также имеются условно съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы.

Постановка проблемы: Каким образом и почему проявляется разнообразие растительности Воронежской области?

 

Работа с текстом и картой.

Используя текст приложения 1 и карты атласа Воронежской области, дополните предложения.

1. На территории Воронежской области располагаются природные зоны…….(лесостепь и степь)

2. Большую часть территории занимает природная зона (лесостепей)

3. Зона лесостепей расположена (на Окско-Донской низменности, в северных частях Среднерусской и Калачской возвышенностей)

4. Зона степей расположена (на юге Среднерусской и Калачской возвышенностей)

5. Крупные лесные массивы, это (дубравы и сосновые боры)

6. Заполнить пропуски в таблице:

 

Дубрава

Сосновый бор

Занимаемая площадь 25%
Видовой состав леса Дуб, липа, клён, ясень, вяз. Много кустарников — орешника, бересклета, жимолости.
Количество ярусов и их отличительные особенности 1-й ярус – сосна меловая, сосна обыкновенная.2 – подлесок:  брусника, черника, вереск, клюква, можжевельник,  ракитник, вишня, таволга, ковыль и типчак
Примеры отдельных участков леса
Почвы Разновидности черноземов, серая лесная

Ответ:

Дубрава

Сосновый бор

Занимаемая площадь 49,7% 25%
Видовой состав леса Дуб, липа, клён, ясень, вяз. Много кустарников — орешника, бересклета, жимолости. В естественном виде имеют примесь дуба, осины, берёзы.
Количество ярусов и их отличительные особенности 1-й ярус — преобладают дуб, ясень, липа. 2 — клены, липы, березы, вязы. 3 — низкорослые деревья — яблоня, груша, 4 -подлесок из кустарников. Ниже находится несколько ярусов трав. 1-й ярус – сосна меловая, сосна обыкновенная.2 – подлесок:  брусника, черника, вереск, клюква, можжевельник,  ракитник, вишня, таволга, ковыль и типчак
Примеры отдельных участков леса Теллермановский и Шипов леса Усманский и  Хреновской  бор
Почвы Разновидности черноземов, серая лесная Песчаные, меловые

 

Какие еще можно выделить разновидности лесной растительности? (Ольшаники, березняки, осинники).

Вывод: На территории области лесные массивы неоднородны. Причина: разнообразие климатических условий, форм рельефа и видов почв.

Фронтальная беседа.

1. Почему леса занимают лишь часть территории области?

(А) Климатические особенности —  недостаток влаги,  Б) воздействие человека, В) пожары).

2. Приведите примеры воздействия человека на лесные территории Воронежской области. (Вырубка лесов во время освоения территории и строительства флота, для промышленного применения).

3. Как Вы думаете, есть ли необходимость восстанавливать леса, настолько велика роль леса для природы области?

(Восстанавливать нужно: лес укрепляет почву, вырабатывает кислород, очищает воздух, способствует снегозадержанию, место отдыха и т.д.).

4. Каким образом человек может восстановить леса?

(Искусственные лесонасаждения  — 30% территории).

Составление вопросов по тексту.

Вспомните, какая еще природная зона располагается на территории области?

Изучив текст «Степные растения» в приложении 2, придумайте 2 вопроса, которые могли бы начинаться со слов: какие особенности, почему, сравните, выделит и т. д.

(Составляют вопросы, например, 1. Почему степных участков осталось мало?, 2. Сравните северные и южные степи области, 3. Выделите разновидности степей и т. д.).

В нашей области встречается более 60  реликтовых видов растений.

Реликтовые виды — это растения, в прошлом более многочисленные или широко распространенные, а в настоящее время ставшие редкими. (Записывают определение в тетрадь).

Изучив текст «Реликтовые растения» в приложении 2., ответьте на следующий вопрос:

Как Вы считаете, почему эти виды растений сохранились в области?

Необходимо учащихся подвести к ответу о отдельных участках местности, незначительно изменившихся в последние несколько тысяч лет.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с разнообразием растительности Воронежской области и объяснили причины такого разнообразия.

Теперь давайте вернемся к нашей проблеме.

1. Каким образом проявляется разнообразие растительности Воронежской области?

2. Почему мы наблюдаем разнообразие растительности Воронежской области?

Закрепление материала.

1. Ответить на вопросы (Приложение 3).

2. В рабочей тетради по краеведению выполнить задания № 2, 3 стр. 45

4. Домашнее задание: на контурную карту нанести: 1. природные зоны Воронежской области, 2) уникальные участки леса и степи, 3) 4-5 примеров реликтовых растений

Рефлексия.

Дайте оценку прошедшему уроку и результативности своего участия в нем. На столе у вас лежат красные, зеленые и синие карточки. Поднимите карточку того цвета, который соответствует вашему впечатлению от прошедшего урока.

Приложение 1.

Растительный мир области определяется двумя природными зонами: лесостепной и степной. Лесостепь занимает большую часть территории. Это Окско-Донская низменность, северные части Среднерусской и Калачской возвышенностей. Степная зона находится на юге Среднерусской и Калачской возвышенностей.

Крупные лесные массивы, в основном дубравы (49,7% площади лесов) и сосновые боры (25% площади лесов), занимают около 8,4% площади области, из них более 30% приходится на искусственные лесонасаждения. Еще 200 — 300 лет назад их площадь достигала 50%. Уменьшение площади лесов связано с хозяйственной деятельностью человека.

В дубравах возрастом менее 300 лет преобладают дуб черешчатый с примесью липы мелколистной, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз шершавый и гладкий. Много кустарников — орешника, бересклета, жимолости. Среди трав многочисленны подснежники: пролеска сибирская, хохлатка Галлера, ветреница лютиковая. Есть осока, сныть, копытень и другие растения. В дубравах хорошо выражена ярусность. В первом, самом высоком ярусе преобладают дуб, ясень, липа. Во втором — клены, липы, березы, вязы. В третьем ярусе господствуют низкорослые деревья — яблоня, груша. В четвертом — подлесок из кустарников. Ниже находится несколько ярусов трав.

В своё время дубравы в области существовали повсеместно: в долинах рек пойменные, в балках байрачные, на водоразделах нагорные и плакорные. К настоящему времени они сохранились слабо. Несколько раз, начиная со строительства Белгородской черты и петровского флота (с 1696 года), их рубили, они страдали от пожаров. В мире известны экземпляры дубов, возраст которых достигает 800-1000 лет. В нашей области исключительно редко встречаются деревья, достигающие 300-летнего возраста.

Самые крупные из дубрав Воронежской области — Теллермановский и Шипов леса. Площадь Теллермановского леса около 40 тыс. га. Он расположен по правобережью рек Хопра и Вороны между Новохоперском и Борисоглебском. Шипов лес занимает примерно 30 тыс. га и находится между Бутурлиновкой и Павловском по правобережью реки Осередь. Это зрелые, многоярусные дубравы.

Второе место по распространению в области занимают сосновые леса (боры). Они занимают около 25% площади лесов. В области есть естественные боры на террасах рек Воронеж, Хопёр, Битюг.

В подлеске сосновых лесов встречается много таежных и тундровых видов растений: брусника, черника, вереск, клюква, можжевельник. Нередки там и степные растения: ракитник, вишня, таволга, ковыль и типчак. Крупнейшие в области — Усманский бор на террасах рек Воронеж и Усмань и Хреновской бор, расположенный на террасах Битюга. Очень редки в последнее время стали участки меловых боров из сосны меловой, подвида обыкновенной сосны. Раньше они были распространены на крутых склонах речных долин, сложенных писчим мелом.

Много в области искусственных сосновых насаждений. Сосной с послевоенного времени активно закрепляли развеваемые пески. Основная часть таких лесов высаживалась в поймах и на террасах рек. К сожалению, летом 2010 года во время пожаров сгорело более 20 тыс. гектаров леса. Основная их часть — сосновые посадки.

На Окско-Донской низменности нередко встречаются осиновые леса, или «осиновые кусты». Кроме осины, для них характерны дуб, ива. Также осиновые леса встречаются у рек и на месте гарей.

В поймах рек произрастают леса из чёрной ольхи (черноольшаники), тополя и других деревьев. Небольшие леса (березняки) могут образовать березы бородавчатая и пушистая.

Уникальными лесами в области были участки плодовых лесов, преимущественно из диких яблони и груши. В подлеске встречаются лещина, шиповник, боярышник, терн. Крупнейший из таких лесов сохранился в Острогожском районе. В прошлом подобные леса занимали значительно большую площадь. Об этом можно судить по топонимам области. Так вблизи современного села Терновое Острогожского района в летописях XVII века упомянуты огромные заросли терна, представлявшие собой настоящий лес.

Приложение 2.

Степные растения.

Помимо лесов, в области встречаются участки степей и лугов. В прошлом они были распространены повсеместно, но в наши дни сохранились в основном на склоновых участках. Настоящих целинных степей в области вообще не осталось. Есть участки степи в Таловском районе (Каменная степь), в Бобровском районе (Хреновская степь), Богучарском районе (Хрипунская степь). В основном это или многолетние залежи, или степь, сильно пострадавшая от выпаса скота.

Степные участки существенно различаются между собой по видовому составу растительности. На севере области господствуют разнотравно-луговые степи. Здесь преобладают костёр, тимофеевка, овсяница, мятлик, лапчатка, шалфей, колокольчики, незабудки и многие другие травы. В злаковых степях (на юге) доминируют ковыли, костёр, типчак. По сравнению с разнотравными степями в злаковых травостой более разрежен. Здесь часто видны участки голой почвы. Беднее в них и травостой. В разнотравных степях встречается до 40-45 видов растений на 1м2, а в злаковых 10-15.

Интересная особенность степи — постоянная смена красок. Степь — то лиловая от цветущего шалфея, то нежно-голубая от незабудки, то жёлтая от лапчатки.

Около 3% территории области занимают пойменные и водораздельные луга. Всего у нас произрастает около 200 видов луговых растений. К ним нередко примешиваются степные, лесные или болотные. На лугах преобладают бобовые (мышиный горошек, клевер), злаки (костёр, лисохвост, полевица, вейник), разнотравье (одуванчик, таволга). Луга в основном косятся или служат пастбищами. Нередко поименные луга распахивают, но такие поля, особенно на поймах крупных рек, активно эродируют (разрушаются) во время половодья. Подобное использование поименных земель нежелательно.

Водные растения.

В водоемах области произрастают многие виды растений. Некоторые из них находятся в прибрежной не, возвышаясь над водой, — это сусак, стрелолист, калужница болотная, камыши, тростники, рогозы. На поверхности рек можно увидеть кувшинки и кубышки, рдесты, водяной орех (чилим), ряску. Встречаются в водоемах и разнообразные водоросли: харовые, зелёные, сине-зеленые, диатомовые (преимущественно на глубине 5 метров и более).

Реликтовые растения.

В области встречается более 60 видов реликтовых видов — это растения, в прошлом более многочисленные или широко распространенные, а в настоящее время ставшие редкими.

Произрастающие в области реликты обычно делят на три группы.

1) Доледниковые реликты: шеверекия подольская, чилим, береза Литвинова, проломник Козо-Полянского.

2) Реликты ледникового времени: бурачок ленский, лапчатка донская, полынь шелковистая.

3) К реликтам послеледникового времени относятся брусника, клюква, черника, иссоп меловой, тимьян. Эти растения попали в нашу область из различных регионов Евразии: от гор Средней Азии и Средиземноморья до тайги и тундры севера Евразии.

В настоящее время растительность существенно преобразована в результате хозяйственной деятельности человека. Большая часть естественных растительных группировок исчезла и была замещена сельскохозяйственными угодьями.

Приложение 3.

Вопросы для закрепления материала.

1. Какой уникальный природный объект расположен в пяти км от села Хрипун Воронежской области?

а) Хрипунский лес;

б) Хрипунская степь;

в) Хрипунская пещера;

г) Хрипунское озеро.

(Крохотный островок, около 80 га, никогда не паханной степной целины. 8 видов ковылей, половина из которых включена в Красную книгу России.)

2. Назовите самое распространённое дерево Воронежских лесов.

а) Сосна;

б) Берёза;

в) Дуб;

г) Липа.

3. Дубрава состоит из:

а) трех ярусов

б) двух ярусов

в) четырех ярусов

г) пяти ярусов.

4. Причина разнообразия лесной растительности области:

а) разнообразие климатических условий,

б) разнообразие форм рельефа

в) разнообразие видов почв

г) все перечисленное верно.

5. Почему в области много искусственных сосновых насаждений?

а) сосны сохраняют чистоту воздуха

б) сосновые леса используют как зоны отдыха и лечения

в) сосной с послевоенного времени активно закрепляли развеваемые пески

г) сосна быстрее растет и устойчива к загрязнению воздуха.

6. Реликтовые растения, это растения:

а) степей и лугов

б) в настоящее время ставшие редкими

в) вымершие

г) искусственно посаженные.



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru