Реки Воронежской области
Урок 22. Реки Воронежской области Цель урока: Сформировать представление о реках Воронежской области. Развивать умения называть, показывать реки области. Воспитывать любовь и красоту к рекам, бережное отношение к воде, к чистоте. Продолжить формировать навыки работы с картами атласа Воронежской
Реки Воронежской области Скачать Урок 22
области. Оборудование: рабочая тетрадь, карты атласа Воронежской области, раздаточный материал (шаблоны). Ход урока Организационный момент
Учитель проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.
Актуализация опорных знаний:
— Что такое гидросфера?
– Что входит в состав гидросферы?
– Где содержится основные запасы воды
Спасибо, молодцы.
Изучение нового материала:
Тема сегодняшнего урока: «Реки области».
Вспомним определения:
Река – это водный поток, текущий в углублении, называемым руслом.
Части реки – исток (начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле).
Устье – место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море, озеро, водохранилище.
Приток – водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.
Речная долина – узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды.
Русло – самая низкая часть речной долины.
Пойма – нижняя часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье.
Терраса – естественная горизонтальная площадка, остатки старого днища реки.
Рассказ учителя.
Реки Воронежской области, относятся к бассейну Дона. 233 реки длиной свыше 10 км. Реки равнинные, течение медленное (скорость течения не превышает 0,5 м/с). Русла извилистые, наличие отмелей и затонов.
Питание рек смешанное ( снеговое, дождевое и подземное). Преобладает снеговое. На река области ярко выражено весенние половодье. Высота половодья на крупных реках достигает 6-8 метров. Летом и зимой реки маловодны. Режим питания рек зависит от величины поверхностного и подземного стоков, которые в свою очередь зависят от климатических условий ( от количества выпавших и испарившихся осадков).
Заслушивание доклада ученика : «Дон – главная водная артерия нашей области».
Самостоятельная работа. – Работа с картами атласа Воронежской области.
— Найти и записать крупные реки области. ( Дон, Тихая Сосна, Девица, Потудань, Черная Калитва, Хворостань, Икорец, Битюг, Осередь, Толучеевка, Ведуга).
— Заполнить таблицу:
Главная река | Правые притоки | Левые притоки |
Дон | Ведуга, Девица, Потудань, Тихая Сосна, Черная Калитва. | Хворостань, Икорец, Битюг, Осередь, Толучеевка. |
— Отметить главную реку и ее притоки на шаблоне.
Значение и проблемы рек.
Реки имеют огромное значение в жизни человека и других живых организмов. Обсуждение проблемы загрязнение рек ядохимикатами, сточными водами, мусором, мытьем машин, стиркой ковров.
-Что нужно делать, чтобы сохранить чистоту рек? (мнения детей).
4. Закрепление:
— Главная река области?
— Перечислите правые притоки реки.
— Перечислите левые притоки реки.
— Перечислите питание рек, назовите преобладающее.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Какую новую информацию получили о реках области. Что для вас было трудно? В чем преуспели?
Домашнее задание: Составить кроссворд «Реки Воронежской области». Представить себя водой и написать обращение к человеку. Конспект урока.