Рельеф и полезные ископаемые материка Северная Америка

Тип урока: комбинированный. Цель: Изучить особенности рельефа материка   Северная Америка. Задачи: Помочь обучающимся целостно представить основные черты рельефа материка Северная Америка. Организовать деятельность по выявлению основных черт рельефа, причин, определяющих особенности рельефа. Развивать умения самостоятельно извлекать информацию из разных источников, выделять главное, выявлять причину и следствие, сопоставляя информацию из атласа, видео, текста.

 

 

 

Оборудование:  Компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта  Северная Америка, учебник, географический атлас для 7 класса, раздаточный материал ( технологическая карта обучающихся). Планируемые результаты:

 

Рельеф и полезные ископаемые материка Северная Америка. Урок скачать

 

На прошлом уроке мы начали путешествие по Северной Америке и узнали географическое положение материка.
Давайте вспомним, что вы уже знаете об этом материке?
Одни ребята будут работать индивидуально по карточкам, остальные вместе со мной.
Раздать индивидуальные задания.
1. Слабым ученикам: работа с картой.
2. Сильным ученикам: тест.
Фронтальный опрос на знание номенклатуры:
1. Какими океанами омывается материк Северная Америка? (СЛО, Атлантический и Тихий океаны);
2. Назовите крайние точки материка (.северная — м. Мерчисон, восточная — м. Сент -Чарльз , южная — м. Марьято, Западная — м. Принца Уэльского)
3. Чему равна площадь материка? (24,2 млн. км²)
4. В каком полушарии находится Северная Америка относительно экватора? (в северном)
5. В каком полушарии находится Северная Америка относительно начального меридиана? (в западном)
6. Самый крупный остров? (о. Гренландия)
7. Какой канал соединяет Северную и Южную Америку? (Панамский)
8. Какой пролив отделяет Северную Америку от Евразии? (Берингов)
9. Назовите самый большой по площади полуостров Северной Америки. (Лабрадор)
10. Назовите самый залив, расположенный на юге Северной Америки. (Мексиканский)
11. Назовите полуостров, расположенный на юго-западе Северной Америки. (Калифорния)
12. Назовите остров, расположенный к востоку от материка. (Ньюфаундленд)
13. Назовите географические объекты, названные именем исследователя? (Гудзонов залив, р. Маккензи, Берингов пролив, Берингово море, море Бофорта,о. Баффинова Земля, море Баффина, залив Амудсена, о. Чирикова)

Вы молодцы! С заданиями справились хорошо. Оценки за ответы …
Посмотрите видео снятое туристами. Внимание на экран.
— как вы думаете, в какой части Северной Америки находятся туристы?
— где можно встретить такой объект?
— почему вы так думаете?
Совершенно верно. Это Гранд-Каньон на реке Колорадо.
Самый глубокий каньон, каньон Колорадо.
Это огромное ущелье глубиной до 1800 метров, прорытое рекой Колорадо. По разным оценкам реке понадобилось от 2 до 9 миллионов лет, что бы создать это ущелье.

Как выдумаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
— правильно о рельефе Северной Америки.
А какие цели и задачи можно поставить для нашего урока? О чем мы будем говорить?
Правильно. Наши задачи сегодня.
1. Определить формы рельефа на территории материка.
2. Выявить связь между тектонической структурой и формой рельефа.
3. Объяснить связь между формой рельефа и размещением полезных ископаемых на них.
— Давайте вспомним, что называют рельефом?
(Рельеф — совокупность неровностей земной коры, различающихся по размерам, происхождению и возрасту)
2. Какие формы рельефа Вы знаете? (горы и равнины)
3. По физической карте Северной Америки (в атласах стр. 34) определите, какие формы рельефа преобладают на материке — горы или равнины? Где размещаются? (Равнины занимают большую часть площади материка и размещаются в центре. Горы занимают 1\3 материка и располагаются на западном и восточном побережье).
4. У какого материка очень похожий рельеф?
Северная Америка схожа по строению рельефа с материком Южная Америка.
5. От чего в первую очередь зависит рельеф? Как связано размещение крупных форм рельефа и строением земной коры. (от тектонической структуры. Если в основании земной коры располагается платформа – рельеф равнинный, если складчатая область – лежат горы).
СЛАЙД!
6. Давайте откроем карту «Строение земной коры» (стр. 4-5 в атласах) скажите, на какой литосферной плите находится наш материк? (Северная Америка находится на Североамериканской литосферной плите).
7. Итак, весь материк по геологическому строению (по цвету на карте) можно условно разделить на три части: кто догадается какие? (Западную, Центральную и Восточную).
Так и мы с вами разделимся на группы. Каждая группа изучит одну часть материка и расскажет результаты своей работы другим группам. У вас на столе лежит конверт с заданиями и набор условных знаков. На выполнение работы у вас есть 5 минут.
взять песочные часы.
Ваше время истекло. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Один представитель от команды выходит к доске размещает объекты, а второй объясняет. Остальные группы заносят эту информацию в контурные карты на страницу 50.
СЛАЙД!
Начнем с группы, которая рассматривала западную часть.
Ребята показывают на карте, а вы отмечаете эти объекты себе в контурной карте.
Ученики представляют результат работы группы. Если ученики не справляются, то подсказать наводящими вопросами.
Какие формы рельефа вам встретились? Назовите их? (Кордильеры, Скалистые горы, Сьерра- Невада)
Команда №3 какие объекты вы вынесли себе на карту?
Горы Кордильеры. С испанского переводится как шнур, цепь, протяженностью 7000 км. Вершины остроконечные, покрыты снегами. В системе хребтов выделяется две ветви: сами Кордильеры и Скалистые горы. Горы расчленены каньонами.
К какой складчатости относится западная часть материка? (западная часть материка относится к средней и новой складчатости).
Что это значит? (эта область находится на границе двух литосферных плит, а значит, она подвижна. Здесь часты землетрясения и много вулканов). Их формирование еще продолжается. Они необычно красивы.
Найдите самую высокую точку Кордильер? Гора Мак-Кинли (6194 м.).
Полезные ископаемые: В западной части, где горный рельеф будут рудные полезные ископаемые: железные, урановые, медные, никелевые руды, серебро, золото.
Предложить выступающим задать один вопрос любой из команд слушателей, чтобы проверить, как они поняли
Следующая группа рассматривала центральную часть. Прошу к доске. Не забывайте отмечать объекты на контурной карте.
Ученики представляют результат работы группы. Если ученики не справляются, то подсказать наводящими вопросами.
Какие формы рельефа вам встретились? Назовите их? (Великие равнины, Центральные равнины, Миссисипская низменность, Примексиканская низменность, Приатлантическая низменность)
Команда №5 какие объекты вы вынесли себе на карту?
Центральные равнины – холмистые равнины, сглаженные формы рельефа поэтому кругом раскинуты валуны.
Что лежит в основании равнины? Североамериканская платформа.
Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение, как вы думаете, ребята? (Не может) Почему не может? (платформа – устойчивый участок земной коры).
Полезные ископаемые: Низменности материка богаты нефтью, газом, фосфоритами..
Предложить выступающим задать один вопрос любой из команд слушателей, чтобы проверить, как они поняли
Следующая группа рассматривала восточную часть. Прошу к доске.
Ученики представляют результат работы группы. Если ученики не справляются, то подсказать наводящими вопросами.
Какие формы рельефа вам встретились? Назовите их? (горы Аппалачи) Горы Аппалачи. Они сильно разрушены, склоны гор пологие, вершины округлые. Свое название получили от названия племени индейцев, проживающих на полуострове Флорида.
Отметьте горы Аппалачи в контурной карте.
Какая самая высокая точка? Гора Митчел (2037 м.).
А восточная окраина Северной Америки к чему относится? (к области древней складчатости).
Полезные ископаемые: Аппалачи богаты каменным углем.
Предложить выступающим задать один вопрос любой из команд слушателей, чтобы проверить, как они поняли
А сейчас мы проверим на сколько вы были внимательны. Перед вами задание «Третий лишний». Выберите лишний объект и объясните свой выбор. Команды по очереди отвечют. Остальные команды если согласны поднимают зеленый сигнал, если не согласны – красный.
СЛАЙД!
Карточки «Третий лишний»
1. Кордильеры — Аконкагуа –вершина Анд – Аппалачи
2. Примексиканская — Миссисипская — Амазонская – Южная Америка
3. Великие — Скалистые – горы – Центральные
4. Кордильеры — Анды – горы в Южной Америке -Аппалачи
5. Митчелл — Аляска – полуостров — Мак-Кинли

Физкультминутка:
Найдите глазками на карте Северной Америки
1. Северный Ледовитый океан
2. Атлантический
3. Тихий
4. Обведите по береговой линии материк
5. От мыса Мерчесон до мыса Марьято
6. Найдите Аляску — моргните три раза
7. Увидив Гудзон – топните ногой.

Рельеф Северной Америки уникален и разнообразен.
В опорных листах задание №3 «Уникальные объекты». Ваша задача выбрать тот объект, который можно встретить в вашей части Америки. Уметь показать его на карте. Сократить текст так, чтобы двумя предложениями рассказать об этом объекте.
Итак команды готовы рассказать об уникальном объекте? Тогда начнем! Ребята показывают на карте, а вы отмечаете эти объекты себе в контурной карте.
Долина смерти.
На юго-западе США находится огромная долина, названная Долиной Смерти. Такое название закрепилось за долиной после того, как здесь погибли несколько золотоискателей. Они плохо ориентировались, не знали местности и не смогли отыскать выход из Долины.
Мамонтова пещера
В Северной Америке находится Мамонтова пещера – самая длинная пещера в мире. Образовалась в пласте известняка под хребтом Флинт в западных предгорьях Аппалачей. Здесь были найдены скелеты вымершей расы, когда-то населявшей эти пещеры.
Йеллоустонский национальный парк
Вокруг парка расположены горы Медвежьего зуба и Скалистые горы. Главной достопримечательностью Йеллоустонского парка являются горячие источники и гейзеры, в том числе самым крупным гейзером Эксельсиор. Столб кипятка и пара этого гейзера с оглушительным ревом вырывается из озера. Вода поднимается на высоту более 100 метров, а пар поднимается еще выше – до 300 метров. Как неожиданно появляется грохот и столб кипятка, так и внезапно исчезает. Всего в парке находится около 10 тысяч горячих источников.



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru