Традиции и быт народов Воронежской области
Урок 26. Тема: «Традиции и быт народов Воронежской области»Цель: сформировать представление у учащихся о народах, которые проживали на территории Воронежской области, познакомиться с особенностями их жилища, одежды, быта.
Традиции и быт. Скачать урок
Задачи: 1. Показать взаимосвязь быта крестьян с окружающей природой. 2. Развивать познавательный интерес к предмету, творческие умения. 3. Воспитывать у детей любознательность, расширять и систематизировать знания детей об историческом прошлом нашего края.
Тип урока: урок- практикум.
Урок проведён в краеведческом музее.
Структура урока:
1.Оргмомент
2.Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Прямо сейчас мы отправимся в путешествие, в котором нам предстоит узнать много нового о жизни и быте наших предков, а помогут нам экспонаты музея.
Предшествующие поколения донесли до нас и сделали понятными многие обычаи, однако многое было и забыто. Надеюсь, что некоторые тайны мы сможем открыть сегодня.
Когда мы задаем себе вопрос, что такое семья в нашем представлении, согласитесь, чаще всего возникает образ Дома, в котором живут папа, мама, каждый из нас, наши братья, сестры, а, может быть, и дедушка с бабушкой.
— В каком доме вы живете?
— В каменном или деревянном?
— Сколько окон в доме? Куда они смотрят?
— Является ли ваша квартира угловой?
Все это я спрашиваю не просто так, за каждым из вопросов, если задуматься, скрывается немало тайн. Хорошо ли вы знаете свой дом? Чем был дом для наших предков?
На эти вопросы мы попытаемся дать ответ.
Учитель: Дом для русского человека — это счастье, достаток, единство семьи и рода. Дом — защита, крепость. Это граница между внешним миром, который был враждебен человеку. Поэтому покупка, а чаще постройка дома, было большим событием в жизни русского человека. Дома строили разные: избы, пятистенки, крестовики, но основа строительства была единой.
А теперь приглашаю всех заглянуть внутрь дома. (Крестьянская комната)
— Знаете ли вы, как выглядело русское жилище?
— Какие части дома считались главными?
— Какие предметы особенно ценились нашими предками?
(учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя)
Учитель: Одними из главных частей дома были: красный угол, матица, наиболее почитаемыми предметами — стол и печь.
— Почему эти места в доме и эти предметы были наиболее почитаемые?
(учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя)
Учитель: Красный угол — это священное место в доме. В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась культурная высшая ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами
Учитель: Как же нужно было входить в дом, сразу обращаться к хозяину или существовали какие-то правила?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
Учитель: Оказывается, что человек, входящий в дом, прежде всего, крестился, глядя на иконы, а уже потом обращался к хозяевам дома.
Учитель: Посмотрите, какой предмет располагается рядом с красным углом?
Учащиеся: Стол.
Учитель: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска» — так говорили наши предки. И действительно, у них всегда на столе находились хлеб и соль.
«Без соли стол кривой», «Без соли хлеб не еда».
Ни в коем случае нельзя было стучать по столу, так как стол — ладонь Бога, протянутая людям.
Очень важным было размещение за столом во время еды. Наиболее почетным местом было место во главе стола, под иконами. Там должен был сидеть мужчина — глава семьи. Далее по сторонам от хозяина садились старшие мужчины, за ними — младшие; на самом нижнем конце сидели женщины. Но могло быть и по-другому: с одной стороны по старшинству садились мужчины, напротив — женщины.
Учитель: Но прежде, чем сесть за стол, еду нужно было приготовить.
— Посмотрите, где располагается печь в русском доме?
Учащиеся: По диагонали от красного угла.
Учитель: С незапамятных времен люди связывали печь с понятием «дом». Появилось и понятие «домашний очаг», да и само название русского жилища — изба — связано с печью: изба — истьба — истопка, то есть отапливаемый дом. Печь грела, кормила, лечила, мыла и спать укладывала. На ней спали старики, грели косточки. А если не было бани, то в печи и мылись. Уважительное отношение к печи нашло отражение во множестве поверий, примет, обрядов, поговорок.
— Какие пословицы и поговорки о печи вы знаете?
(проводится конкурс «Кто больше?» на знание пословиц и поговорок о печи)
«Хлебом не корми, только с печи не гони»;
«Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть»;
«Как ни мечи, а лучше на печи».
Есть калачи…(не сидеть на печи)
Без работы и…(печь холодна)
Кабы мужик на печи не лежал…(корабли бы за море снаряжал)
Пошла по масло, а …(в печи погасло)
Садит в печь пирожки, а вынимает…(покрышки на горшки)
Хорошо на печи пахать, да (заворачивать круто)
Не печь кормит, а …(руки)
Сижу на печи, да слушаю…(людские речи)
Учитель: С печью связано много поверий и запретов: большим грехом, например, считалось плевать на печь или огонь. А один из обрядов, связанный с печью, мы знаем с детства. Какой?
Учащиеся: Прятать в печи или за печью молочные зубы.
Учитель: Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Фактически утварь — это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей. В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь.
Назовите предметы обихода, которыми пользовались наши предки (учащиеся называют предметы домашней утвари, представленные в крестьянской комнате: горшок, самовар, кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело)
А сейчас мы познакомимся с одеждой, которую носили жители Воронежской губернии. (Учащиеся переходят в зал музея, где представлен народный костюм)
Воронежские крестьянки носили понёвный тип одежды. Что он означал?
Полный набор этого костюма состоит из следующих элементов:
понёва- юбка
рубаха- блуза;
запан- фартук, передник;
покромка- пояс;
кокошник, сорока или кичка- головной убор.
Обратите внимание на цвета деталей одежды, орнамент. Оказывается одежда, также может многое рассказать о жизни наших предков, о связи их с окружающей средой. Например, основное поле понёвы было чёрным и разбивалось на квадраты красными полосками шириной 0,5-1 сантиметр. Чёрные «окна» квадратов символизировали участки чернозёмного поля, а полосы означали овраги, дороги, тропы, межи и реки на земле. В каждом селе такие квадраты- клетки были разных размеров. По легенде, размер клеток указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе. По нижнему краю понёвы проходила полоса шириной от 10 до 25 сантиметров, которая сплошь заполнялась тканым и вышитым пышным геометрическим орнаментом. Детали орнамента символически изображали то, что растёт на земле. Названия головных уборов произошли от названия птиц: сорока, кика.
Красный цвет символизировал связь с небом, радость, возрождение. Это цвет плодородия, могущества, власти. Синий — символизировал воду, небо. Зелёный цвет символизировал растительный мир: зелёные посевы на крестьянских полях и огородах, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а так же изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. Умело вышитые на одежде «островки» зелёного цвета вызывают ассоциации с лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами Воронежской земли.
Учитель: Итак, ребята, наше путешествие в далёкое прошлое наших предков подходит к концу. Надеюсь, что сегодня вам удалось узнать многое о жизни, культуре, быте жителей Воронежского края. А домашним заданием вам будет следующее:
Практическая работа
«Особенности жилища, одежды, быта крестьян и их связь с окружающей средой»
Задание:
Используя полученные знания, а так же материалы других источников географической информации, выполните следующую работу:
а) опишите жильё наших предков: русскую избу, крестьянскую комнату, быт крестьян;
б) нарисуйте костюм Воронежской крестьянки.
в) На конкретных примерах покажите взаимосвязь наших предков с окружающей средой.