Учебные приемы на уроках географии.
Картотека учебных форм и видов учебной работы для использования в технологии «ИСУД»
ИСУД индивидуальный стиль учебной деятельности Скачать
- Активное слушание.
1а. Активное слушание с опорой на визуальный ряд.
16. Активное слушание с опорой на визуальный ряд и с предварительно сформулированным заданием по излагаемому материалу и последующим обсуждением результатов.
- «Мозговой штурм».
Прием учебной работы, требующий высокого уровня управленческих навыков от учителя и достаточного уровня коммуникативных и организационных общеучебных навыков от учащихся. Наиболее эффективен при выдвижении гипотез и предположений. Обязателен «договор на берегу»: некий свод правил для предотвращения превращения урока в беспорядочную перепалку, а учителя — в смотрителя за порядком. Но, востребуя эти навыки, данный вид работы одновременно их развивает.
Правила участия в «мозговом штурме». Памятка для учащихся
- Формулируйте свои мысли точно, но кратко.
- Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.
- Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения.
- Запрещаются критические замечания и промежуточные оценки — это мешает формулировать новые идеи.
- Чем больше выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые, ценные идеи.
- Приветствуются все дополнения и уточнения.
- Разрешается задавать вопросы, если они не содержат оценки высказываний предыдущих ораторов.
Планирование порядка и сроков изучения разделов – как коллективная работа в начале изучения раздела.
За. Составление плана изучения темы с поддержкой в виде алгоритма (работа в индивидуальном режиме):
Изучение объектов:
- Внешний вид
- Состав и структура
- Функции
- Процессы, влияющие на проявление функций
- Объект как подсистема, связи с другими системами
Изучение процессов:
- Доказательства и/или проявления процесса
- Условия и факторы
- Направления
- Результаты
4. Практическая групповая работа на единую цель.
Такая форма работы очень эффективна при уяснении закономерностей сложного процесса, например, при изучении понятия «климат», или для обеспечения статистически достоверных результатов, например, при построении демографических диаграмм, или при изучении одного и того же объекта в разных аспектах, с разных точек зрения.
Пример: Изучение материалов учебного модуля «Австралия» в курсе изучения материков и океанов.
«Путешествие по Австралии в составе одной из поисковых групп»
1 группа
Карточка-задание геоморфологов
Геоморфология — наука о рельефе. Она изучает историю развития, происхождение, возраст, формы рельефа. Данные геоморфологии используют при поиске полезных ископаемых.
- Что лежит в основе материка?
- Главные черты рельефа. Основные формы рельефа.
- Какими породами сложена поверхность материка?
- Полезные ископаемые Австралии. Их размещение.
2 группа
Карточка-задание гидрологов
Гидрология — наука, занимающаяся изучением природных вод; морей, рек, озер, болот, подземных и других вод. Гидрология составляет прогноз будущего состояния вод, решает вопросы разумного использования вод.
- Чем объяснить, что в Австралии мало рек, озер?
- Почему велика территория внутреннего стока?
- Что такое «крики»?
- Охарактеризуйте речную систему Муррей-Дарлинг.
- Озеро Эйр — «мертвое сердце» Австралии. Почему его так называют?
- Подземные воды.
3 группа
Карточка-задание зоогеографов
Зоогеография изучает распространение животных по земному шару, закономерности их размещения.
- В Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках. Чем это можно объяснить?
- Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира Австралии.
4 группа
Карточка-задание экологов
- Что такое экология?
- Как влияет деятельность людей на природу в Австралии?
- Что можно сделать для спасения уникальной природы?
4а. Тоже самое с компьютерной поддержкой, когда данные, полученные каждым участником, вводятся в специальную программу, позволяющую произвести общие расчеты, заполнить единую схему и т.д.
Просмотр видеофрагмента по изучаемой теме без специальных заданий.
5а. Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания до просмотра. 56. Просмотр видеофрагмента с предъявлением задания по видеоматериалу после просмотра.
Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специа- листа-географа.
Пример 1
… «Подъем был едва заметен. Около 11 часов утра пришлось обогнуть небольшое озеро… Над этим озером поднимались в гору льяносы — обширные, поросшие злаковыми растениями пространства, где пасся скот индейцев. Вскоре отряд наткнулся на болото, тянувшееся к югу и северу. Дорога становилась круче и каменистее; камни шумным каскадом скатывались из-под мулов… Дальше дорога стала не только трудной, но и даже опасной. Подъемы сделались более крутыми, пропасти угрожающе глубокими, тропинки по их краю становились все уже и уже. Здесь трава еще боролась с камнями, но уже чувствовалась победа минерального царства над растительным.»
(Жюль Берн «Дети капитана Гранта») Ответ: В отрывке описана высотная поясность в Андах.
Пример 2
Ветер с моря дул,
Разгонял беду. И сказал ты мне:
Больше не приду!
— В какое время суток он это сказал?
Ответ: Днем, т.к. бриз дует в дневное время с моря на сушу.
Пример 3
- Австралия — страна наоборот.
- Она располагается под нами.
- Там, очевидно, ходят вверх ногами,
- Там наизнанку вывернутый год.
- Там расцветают в октябре сады,
- Там в январе, а не в июле лето.
- Там протекают реки без воды,
- Они в пустыне пропадают где-то.
- Там в зарослях следы бескрылых птиц,
- Там кошкам в пищу достаются змеи,
11. Рождаются зверята из яиц,
12. И там собаки лаять не умеют.
13.Деревья сами лезут из коры,
- Там кролики страшней, чем наводненье,
15.Спасает юг от северной жары,
16. В столице там не много населенья…
«Географический разбор»:
1—3. Австралия располагается не «под нами» — антиподы Австралии находятся в северной тропической области Атлантического океана.
4—5. Год там действительно «вывернут наизнанку», весна в октябре, лето в январе, Южное полушарие.
7—8. Реки без воды, которые «в пустыне пропадают где-то», носят английское название крик (creek), например Куперс-Крик; вода во многих из них бывает лишь в дождливый сезон.
9. Насчет «бескрылых птиц» не совсем точно: нелетающие птицы есть, например страус эму, но крылья есть у всех, даже у киви (который, кстати, живет не в Австралии, а в Новой Зеландии).
11. Эта строка о яйцекладущих млекопитающих — утконосе и ехидне.
12.Собаки динго, действительно, «лаять не умеют», а только тявкают и воют.
- Это описание относится к некоторым из более чем пяти сотен видов рода эвкалипт; в пору наиболее интенсивного роста они сбрасывают кору.
- Кролики, которых завезли европейцы, невероятно размножились и уничтожили значительную часть естественного корма для скота.
15. Южное полушарие.
- Столицу государства Канберру по числу жителей перегнали по меньшей мере 5 городов: Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт и Аделаида.