Ученый лес

Жизнь наших предков – в лесу ли, в степном ли краю – всюду неизбежно приводила их к познанию природы, своей родины. Наши предки были замечательными краеведами.  Они читали книгу природы, и  знания окружающего мира их были велики.

И там, где бы современный человек погиб  от голода и холода, наши предки знали как найти воду, пищу скрыться от хищника и спастись от холода.
Каждое поколение по крупицам набиралось опыта, знаний об окружающей природе и передавало это потомкам. В любом знании, приобретенном нашими предками, началом служили наблюдения в природе, опыт общения с нею. В зимнее время человек перебирался в землянки, чтобы около очага пережить холодное время. Не у норных ли животных человек перенял этот способ? А летом строил шалаши. Сколько полезного люди могли перенять у бобров. Как человек додумался использовать глину при строительстве жилья, сейчас трудно сказать. Но может быть ему в этом помог опыт ласточек, «строивших» свои гнезда.
Наблюдения за животными помогли человеку составить  список съедобных растений, найти растения для лечения. Животные научили человека заготавливать впрок семена и плоды, устраивать «зернохранилища».
На основе наблюдений и опыта  человек отмечал особенные явления, сравнивал их и делал выводы. Так возникли приметы, облегчающие ему жизнь. Но многое было не понятно и страшило человека. Так от незнания  возникли ложные представления о неразгаданных тайнах мира.  Солнце, луна, гром и молния представлялись древним людям как особые существа, которых надо ублажать.
У всех древних народов есть сказание об исполинском мировом дереве, дающем начало богатству и благополучию: «Древо то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет те же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание, а от корня его текут млеком и медом 12 источников». Эти предания пришли от древних славян и связывались, как правило, с дубом. Не только славяне связывали поверья с дубом.  Древние греки приходили к дубу слушать разговор его листьев и разгадывать в этих звуках указания. Под сенью старых дубов творили суд и расправу, а вынесенные приговоры считали священными.
В Германии по старому обычаю во дворе замков сажали липу, чтобы под нею чинить суд, проводить совещания старейших.
С деревом и лесом наши предки связывали всю свою жизнь. Было в обычае при рождении ребенка сажать дерево.  Культ деревьев можно встретить у всех народов. Это было связано с тем, что лес для человека было все:  еда,  кров, и тепло. Невозможно не поклоняться дереву!
Чем больше  непонятного встречал человек в лесу, тем сказочнее становилось объяснение причин. Поваленные бурей деревья он объяснял тем, что дрались здесь лешие, лесовики. В лесу заблудился — леший повеселился. Эхо услышал — лесовик забавляется. Много лесных чудес живет в поверьях старых людей, а начало этим легендам надо искать тысячи лет назад.
Дуб  — герой сказок и легенд. Дуб, воспетый А.С. Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый…»,  все еще растет в бывшем имении Ганнибала и ему почти 700 лет.
Короленко В.Г. рассказывает о старом леснике, который говорит о лешем, называя его «хозяином».  Отношение  людей к непонятным явлениям, представлявшихся как очеловеченные существа однозначное – уважать и ублажать.    На Украине существует обычай призывать весну вокруг «игорного» дуба. Встреча весны, праздника в честь оживающей природы – Троица, встреча плодородного лета – Ивана Купала отмечаются в наши дни.
Ивушка зеленая встречала человека при рождении (из нее делали колыбельки для ребенка, погремушки) и оставалась верной спутницей в течение всей его жизни. Ива – вестник весны, пробуждения природы, первый медонос. Раньше, чем у других деревьев, ее ветви покрываются душистыми соцветиями, привлекая пчел, раньше всех она начинает зеленеть. Ветви с листьями сушили и скармливали козам и овцам. Кору многих видов ив употребляли для дубления кож, а некоторые – в лекарственных целях. Ивы укрепляют пески, берега и откосы. По всей Руси из гибкой лозы ивы мастерили корзины и коробы, а крупные и прочные вещи делали из лозы черемухи. Большой церковный праздник Вход Господень в Иерусалим имеет и другое название — Вербное воскресение. Отмечается он верующими на шестой недели Великого поста.
Хороводы, песни, украшенные березки – это отзвуки древних времен, когда наши предки справляли праздники во славу языческих богов. Главный – во славу  Ярилы, дающего солнце, тепло, жизнь. Ярило и мать сыра земля произвели бесчисленное множество растений и животных. Самым любимым их детищем был человек. Но вот настала зима, горько заплакала мать сыра земля о бедных своих детях и больше всего печалилась о судьбе человека. Тогда Ярило подарил ему огонь: «Тот огонь – дар мой любимому сыну. Всей живой твари он будет на страх и ужас, ему одному — на службу», — так рассказывали древние славяне.
Давно забыты языческие боги, забыто значение обрядов, посвященных им, но сами обряды живут как игры, как обычай. Вспомним наши новогодние елки и  желания, которые мы загадываем,  украшая их.
Задания:

  1. Какие обряды, связанные с природой и природными явлениями встречаются в настоящее время.
  2. Какие растения называют священными? Почему?
  3. Объясните, почему говорят о березе, что она мир освещает, крик утешает, больных исцеляет, помогает чистоту соблюдать.


Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru