Взаимосвязи между компонентами природы
Урок 27: «Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах». Цели урока: сформировать понятия о природных компонентах, их взаимосвязи. Задачи урока: продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации. Тип урока: комбинированный.
Взаимосвязи между компонентами природы. Скачать урок
Оборудование: карта Воронежской области, атлас Воронежской области, рабочие тетради.
Ход урока:
Орг. момент.
Проверка знаний и умений.
Эту истину знаю от роду,
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою…
Мы продолжаем изучать природу родного края. Тему урока вы узнаете, ответив на вопросы кроссворда.
Природная зона с преобладанием травянистой растительностью (степь)
Неровности земной поверхности (рельеф)
Совокупности погод, характерные для данной местности (климат)
« Царь почв» (чернозем)
Регулярно повторяющийся разлив реки (половодье)
Главная река области(Дон)
Областной центр (Воронеж)
Новохоперский заповедник-животное (выхухоль)
Символ России (береза)
Древняя стоянка человека (Костенки)
Воронежский заповедник-животное (бобер)
Создатель винтовки-трехлинейки (Мосин)
Верхний плодородный слой Земли (почва)
Враг полей (овраг)
Шкурлатовское месторождение (гранит)
Чем пишут на доске (мел)
Место выхода грунтовых вод (родник)
Любимое время года школьников (лето)
Серая, грызун, многие девочки боятся (мышь)
Изучение нового материала:
Итак, тема урока: Природные компоненты, а точнее — взаимосвязь природных компонентов.
ПК — взаимосвязь природных компонентов на определенной территории (запись в тетрадь)
А что же такое природные компоненты?
Как вы думаете? Вспомните вопросы кроссворда и темы, которые мы изучали раньше.
Это- рельеф, климат, воды, растения, животные, почвы.
Существуют зональные и азональные природные компоненты — а, значит, зональные и азональные природные комплексы. Мы будем характеризовать зональные природные компоненты и природные комплексы.
Как вы думаете — что относится к зональным природным компонентам?
Зональными природными комплексами являются природные зоны.
Их характеризуют по плану ( запись в тетрадь).
1.Географическое положение.
2.Климат.
3.Воды.
4.Растительность и животный мир.
5.Почвы.
Главная особенность природных зон — это взаимосвязь природных компонентов.
Составьте схему взаимосвязь природных компонентов (запись в тетрадь).
Учитель: Как вы думаете, какой компонент является главным? (климат)
В пределах области выделяют два природных комплекса.
Какие? (лесостепь и степь)
Работа в группах. (5 -7 минут)
1 группа — картографы.
2 группа — климатологи.
3 группа — гидрологи.
4 группа — биологи.
5 группа — почвоведы.
Вопросы:
1 группа.
— положение по отношению к морям;
— положение на территории России (климатические и тепловые пояса).
2 группа.
— тип климата;
— средняя температура января, июля, ГКО.
Учитель: Как климат зависит от ГП?
3 группа.
— виды вод области;
— обеспеченность водами.
Учитель: Показать влияние климата на воды.
4 группа.
— сообщение о типичной растительности области;
— сообщение о типичных животных области.
Учитель: Почему в степях не растут деревья?
5 группа.
— почему чернозем называют «царем почв»;
— какие почвы еще встречаются на территории области.
Учитель: Назвать причины плодородия почв области.
Большое влияние на ПК оказывает человек. Из-за благоприятных природных условий и плодородных почв почти все земли распаханы и естественные ландшафты сохранились на незначительной территории.
Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки -это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна, наша русская природа, полная поэзии прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.
Закрепление изученного материала.
Подведем итоги: (закончить предложения)
Природные компоненты – это…
Главный природный компонент – это…
На территории области выделяют ПК: … и …
Большую часть области занимает природная зона…
«Царем почвы» называют…
На следующем уроке мы дадим характеристику природных комплексов.
Домашнее задание: Параграф 5,6, вопросы. Подобрать стихи, высказывания известных людей, репродукции, посвященные ПК области. Составить кроссворд на тему: «Природные зоны области»