Игрушка родного края

История изготовления деревянных птиц на Руси идет из глубины веков. В языческой мифологии фигурирует «утица». По легенде именно она достала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь. В форме древней птицы заложено много символики: круг, который она образует своим вращением, — символ вечности и возрождения.

 

Когда готовилась к закладке верфь в Воронеже, обученных в Голландии архангельских кораблестроителей вместе с семьями Петр 1 селил в Бутурлиновском крае. Первое, что делали переселенцы – они «селили» в доме птицу счастья – свой оберег.
Игрушки  предназначались не только для утехи маленьких детей.  В Воронежской области делали кукол из золы. Вплоть до 30-х годов прошлого столетия подобными куклами одаривали молодоженов во время свадебных обрядов. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из просеянной, а затем смоченной и спрессованной золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Плотное, толстое туловище сворачивали из ткани и набивали соломенными отходами, пришивали юбку, собирая ее на завязке.
При кукле находился маленький кукленок. Его  завертывали в пеленку и свивальник. И кукла, и кукленок изготовливались с «пустым» лицом. Для взрослых зольная кукла имела символический смысл. Зола издавна означала домашний, а изначально родовой очаг. Деревенские жители, почитающие сложившиеся обычаи, не разбрасывают золу, где попало, а ссыпают ее в укромное место неподалеку от своего жилья. Постепенно холм нарастает все выше и выше, чем выше холм, тем сильнее, богаче и благополучнее считался род.
Именно поэтому кукла, изготовленная из золы своего домашнего очага, имела ритуальное, магическое значение. Являясь частицей родового зольника, она несла в себе идею сохранения рода, умножения потомства. Подрастая, дети начинали играть с зольной куклой и ее кукленком. Взрослея, они постигали магический смысл простой игрушки, осознавали свою связь с окружающим миром.
Тряпичные куклы из Богучара вызывают искренний восторг у маленьких и взрослых почитателей народной игрушки. Они во многом сходны со своими аналогами, создававшимися на рубеже XIX — XX веков. Такие творения создает Валентина Яковлевна Горбачева, ею создан частный музей «Старинушка».
В Воронеже местная матрешка зародилась значительно позже, чем в других регионах, во второй половине 60-х годов прошлого столетия. Это, очевидно, объясняется относительно небольшими запасами древесины липы в Черноземье — традиционного сырья для изготовления куклы.
Яйцеобразная деревянная кукла Елены Матвеевой скрывает внутри подобное себе существо, отражая бесконечность рода человеческого.
Роспись игрушки художница строит на тактичной интерпретации праздничного народного женского костюма. Поэтому на голове ее матрешки  красный платок с синими цветами, словно излучающий жар. Такие платки производились в прошлом веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского уезда Воронежской губернии. Они были доступны простым людям и поэтому успешно конкурировали с прославленными павловопосадскими изделиями. В росписи матрешки платок символизирует связь с небом,  орнаментальные мотивы рубахи, завески (передника), покромки (пояса), бусы  служили своеобразными оберегами, охраняющими женщину от злых сил и недобрых напастей, окружавших ее в земной жизни.
Считается, что черный цвет поневы означает чернозем, а клетки — земельные наделы. Полоски между клетками показывают границы земельных участков. Если в красные или желтые нити, означающие границы земельных владений, попадает синяя нить или совсем вытесняет их, это означает, что в данной местности много водоемов.
Готовя поневу для замужней женщины, наши предки полагали, что она сохранит свой род, найдет силы для рождения многочисленного потомства, подобно тому, как находит силы воронежский чернозем, для того чтобы щедро питать произрастающую на нем растительность.



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru