Климат Воронежской области
Цель урока: познакомить с особенностями климата Воронежской области. Задачи урока: Выявить закономерности формирования и распределения элементов климата по территории области; Развивать умение работать с картой, дополнительной литературой; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, родному краю. Тип урока: комбинированный. Оборудование: иллюстрации, карта Воронежской области, атлас Воронежской области, рабочая тетрадь, учебник «География Воронежской области»
Климат Воронежской области. Скачать урок бесплатно
Ход урока:
- Орг. момент.
- Актуализация знаний: Вопрос учащимся: Какие компоненты природы Воронежской области мы изучили на прошлых уроках? (Географическое положение, геологическое строение и полезные ископаемые, рельеф)
- Проверка д/з
- Изучение новой темы
- Общая характеристика рельефа Воронежской области (ответ у доски).
- Характеристика объектов рельефа на территории области (по карте).
Какой компонент природы изучаем после рельефа?
Следовательно, тема нашего урока – Климат Воронежской области
Целеполагание:
Перед Вами на парте листы с тестовыми вопросами по данной теме (приложение 2). Просмотрите их и ответьте на вопрос: Что вы уже знаете о климате нашей области (знаком «+»), в чем сомневаетесь (знаком «?»), чего не знаете (знаком «-»)
- Озвучить цель урока: конкретизировать знания о климате Воронежской области, объяснить особенности его формирования.
К вопросам теста вернемся в конце урока.
Изучение темы:
Что называют климатом?
Чтобы характеризовать климат на территории области уже в течение 90 лет ведутся систематические наблюдения за погодой на метеостанции. Данные таких наблюдений за много лет позволяет характеризовать климат.
Давайте вспомним: От чего зависит климат любой территории?
Климатообразующие факторы
Географическая широта Циркуляция воздушных масс
Подстилающая поверхность
Рассмотрим их влияние на климат Воронежской области
- Солнечная радиация, умеренные широты
- Равнинность территории (Восточно-Европейская равнина)
- ВМ — тип погод: мУВМ — осадки, зимой потепление, летом похолодание
кУВМ — сухо, зимой похолодание, летом потепление
АВМ — холодную и сухую погоду
ТВМ — теплую и сухую погоду.
Смена ВМ – атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Вспомним, какую погоду они приносят?
Вывод: т.о. формируется умеренно- континентальный климат
ЗАДАНИЕ: по атласу Воронежской области (с. 14-15) и справочным материалам дайте характеристику умеренно-континентального климата нашего края (Т января- — 11 С, умеренно-холодная, Т июля — + 22 С, лето умеренно-теплое, осадков 450 — 600 мм, преимущественно летом, зимой — снег, преобладающие ветры – Ю-З, Ю, С-З, С направлений).
ЗАДАНИЕ: Используя карты атласа (с. 14 — 15) выясним различия в климате по территории области. Для этого заполним таблицу:
Воронеж |
Борисоглебск |
Богучар |
|
Годовое кол-во осадков |
600 мм |
450 — 500 мм |
500 мм |
Средняя температура января |
-10 |
-10 |
-8, 5 |
Средняя температура июля |
+20 |
+20 |
+22 |
Делаем вывод: Различия в климате невелики, но климат изменяется с севера на юг, увеличивается его континентальность — холоднее зимой, теплее летом, осадков меньше.
Ребята, нам с вами повезло. Живя в умеренно-континентальном климате, мы имеем четко выраженные 4 сезона года, поэтому можем радоваться и снегу и теплу. Сейчас вам предстоит охарактеризовать сезоны года, работая в группах.
Одной группе было дано секретное задание. Они определяли влияние природных условий области на жизнь и хозяйственной деятельности человека. Ответ группы.
- Закрепление. Обратимся к тестам. Какие вопросы еще остались? Подведение итогов
- Выводы. Выполните задания в рабочей тетради на с. 10-17
Домашнее задание: выпишите климатические рекорды Воронежской области