Население воронежской области

народУрок 26. Население воронежской области Тип урока: изучение нового материала Цель урока: Знакомство с особенностями заселения Воронежской области, данными о плотности, численности и структуре населения Воронежской области; формирование понимания особенностей заселения и тенденций развития населения Воронежской  области. Задачи:

 ученик на уроке

Население Воронежской области Скачать Урок 26

-знать: понятия: плотность и численность населения, национальный и половозрастной состав населения Воронежской области и их основные особенности и закономерности.

-уметь: определять плотность населения по карте, анализировать статистические данные.

N п/п Этап Методы и формы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный момент Диалог:

учитель — класс

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места Готовят рабочее место.

 

2 Проверка выполнения д/з Индивидуальный опрос,

фронтальный опрос.

Выявляет уровень знаний по д/з. Определяет типичные недостатки Мобилизуют внимание, отвечают на вопросы учителя.
3 Установка познавательной задачи Устное сообщение учителя Заселение территории современной Воронежской области, формирование сети ее городских и сельских поселений прошли длительный и сложный исторический путь. Он самым тесным образом связан с общим ходом социально-экономического развития Черноземного Центра и всего Русского государства. Воронежская область — самая многолюдная в Центрально-Черноземном регионе. Как вы думаете почему? Действительно, Воронежский край — один из коренных районов земли Русской. Плодороднейшие черноземные земли, леса, реки, теплый климат края издавна создавали благоприятные условия для его заселения и хозяйственного освоения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают варианты ответов

4 Целеполагание Диалог

 

Сообщает тему урока: Население воронежской области.

Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока:

познакомиться понятиями плотность и численность населения, ее половозрастной и национальной структурой в Воронежской области;

проследить закономерности заселения и изменения численности населения, соотношений половозрастного и национального состава, количества городского и сельского населения;

выявить основные причины этих закономерностей.

записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

 

5 Изучение нового материала Рассказ

 

 

Анализ карт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснительно – иллюстративный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая

беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ

Воронежская область — одна из густонаселенных, имеет плотность населения более 45 человек на 1 км², что в 5 с лишним раз превосходит среднюю по стране. Предлагает определить плотность населения в различных населенных пунктах области. Высокая плотность населения области в значительной степени отражает длительный стаж ее хозяйственного развития и то ключевое положение, которое она исторически занимает на юге Европейского Центра страны, во всей его черноземной полосе.

Исконное население этих земель — свободолюбивые казаки, доставившие немало хлопот Московскому царю. Воевали они и с татарами, защищая южные границы русских земель. Постепенно казачьи полки переходят на службу к русскому царю, став грозной силой в составе русской армии. Сейчас население области составляет 2335 тыс. человек, 91% населения — русские. Вторая по численности национальность — украинцы (1,84%). Рассмотрим соотношение национальностей в таблице 1. За межпереписной период число национальностей, численность населения которых превышала 500 человек, увеличилось в Воронежской области с 21 до 25. Сюда вошли корейцы, курды, киргизы, казахи и аварцы; а выбыли — поляки. По данным переписи, численность восьми национальностей, проживающих в Воронежской области, превысила три тысячи человек.

Давайте проследим тенденции и проанализируем данные численности таблица 2.

Городские жители составляют 2/3 населения области. В Воронежской области продолжается отток населения из сельской местности в города, которые являются более привлекательными для проживания в силу своей развитости. Численность городского населения продолжает расти.

Анализ таблица 3.

В регионе по-прежнему сохраняется высокая смертность и низкая рождаемость. Естественная убыль населения составляет 4,9 чел. на каждую 1000. Ожидаемая продолжительность жизни — 69,5лет. Население области стареет, 40% его — это люди от 30 до 59 лет, а 23,4% — старше 60 лет.

Соотношение мужчин и женщин в данных переписи показывает, что женщин в регионе на 19% больше, чем мужчин. Статистика показала, что диспропорция в сторону увеличения количества женщин в регионе сохраняется много лет.

 

Определяют плотность населения по карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют табличные данные соотношения национальностей, делают предположения о причинах выявленных закономерностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ данных численности населения, городского и сельского; предполагают причины.

 

 

 

 

 

 

 

Анализ возрастного состава населения, выявление закономерностей и тенденций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь основные данные, определения и закономерности.

6 Первичная проверка понимания Фронтальный опрос Задает вопросы:

-какими величинами мы оперируем, когда речь идет о населении(численность, плоность);

-какие характеристики берут за основу для описания населения (национальность, возраст/пол, городские/сельские)

Отвечают на вопросы учителя
7 Закрепление знаний Работа по группам. Организует деятельность по применению новых знаний:

— определить плотность населения по карте в заданном населенном пункте;

-провести анализ «населения класса», взяв за основу различные характеристики (пол, возраст, цвет волос, итд.) результаты оформить в таблицу, сделать вывод.

Выполняют работу.
8 Домашнее задание Инструктаж Повторить тему население воронежской области по учебнику, составить 7 вопросов к ней. Записывают задание в дневник.
9 Рефлексия Беседа Предлагает ученикам высказаться по вопросам (закончить предложение):

1)я сегодня узнал о…

2)для меня было неожиданным, что…

3)мне было сложно понять/сделать…

4)я научился…

Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

 

Приложение

Таблица 1

  Данные переписи населения, тысяч человек.
  2010 год 2002 год
Русские 2124,59 90,97% 2239,5 94,1%
Украинцы 43,05 1,84% 73,7 3,1%
Армяне 10,37 0,44% 8,8  
Цыгане 5,15 0,22% 4,8  
Азербайджанцы 5,085 0,22% 4,2  
Турки 4,21 0,18% 3,4  
Татары 3,34 0,14% 3,5  
Белорусы 3,26 0,14% 5,0  

 

Таблица 2

 

 

Таблица 3

 

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:

© 2024 , Уроки географии — Географический портал MyGeograph.ru