Влияние человека на рельеф территории Воронежской области
Урока 10. Влияние человека на рельеф территории Воронежской области. Цели и задачи урока: Закрепить знания учащихся о рельефе Воронежской области и рельефообразующих факторах. На примере Воронежской области показать влияние человека на рельеф.
Геологические памятники природы. Скачать урок Урока 10
Сформировать понятие о рекультивации. Прививать чувство любви к родному краю, повышать интерес к изучению предмета и получению научных знаний о своей Родине.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: атласы Воронежской области, компьютер, проектор, слайд-презентация «Антропогенные формы рельефа Воронежской области»
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
1) Заслушать и обсудить 3-4 работы по описанию рельефа своей местности.
2) Обсудить результаты проверки контурных карт и попутно вспомнить основные формы рельефа области.
2. Изучение нового материала.
Фронтальная беседа по вопросам:
Назовите основные рельефообразующие факторы?
Ответ — внутренние и внешние силы Земли.
Перечислите, какие процессы относятся к внутренним силам?
Ответ — движение литосферных плит, вулканизм, землетрясения, медленные вертикальные колебания.
Какие формы рельефа создаются под влиянием внутренних сил?
Ответ — горы и равнины.
Правильно, о них мы с вами говорили на прошлом уроке, а какие существуют внешние силы?
Ответ — водная, ветровая, химическая, биологическая эрозии; деятельность человека или антропогенный фактор.
Учитель.
Именно антропогенному фактору мы и посвятим сегодняшний урок (учитель показывает слайды)
Итак, мы посмотрели с вами различные формы рельефа: карьеры, дорожные насыпи и выемки, горы-свалки, и даже насыпной пляж. Какие из увиденных вами форм есть в Воронежской области? Там, где во время Великой Отечественной войны велись боевые действия, до сих пор сохранились оборонительные сооружения в виде оплывших окопов, противотанковых рвов, воронок, образовавшихся после взрывов.
Есть ли такие формы рельефа в нашем крае?
Все это создал человек для себя, а не для природы, а какие же из этих форм наиболее вредны природе?
Ответ — карьеры и свалки.
Есть ли такие формы у нас в Воронежской области?
Вопрос.
Как эти формы рельефа человек может улучшить?
Ответ. Например, засыпать карьеры мусором, создать пруд.
Учитель.
Рассказ о способах рекультивации: противоэрозионные пруды, лесонасаждения, горизонтальная распашка склонов и т.д.
(Возможен вариант подготовки сообщения о работе воронежских ученых).
Учитель подводит учеников к понятию — рекультиваця.
Определение записывается в тетрадь.
Рекультивация — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности земель.
3. Работа с картой
Задание: открыть карты атласа, используя условные обозначения, установить какие районы области нуждаются в восстановлении поверхности. Ученики выписываю районы в тетрадь.
4. Домашнее задание.
1. Выучить виды антропогенных форм рельефа. Способы восстановления природы.
2. Составить 5 вопросов о влиянии человека на рельеф и о влиянии рельефа на хозяйственную деятельность человека.