Проектно-исследовательская деятельность учащихся

МикроскопВ данном материале вы найдете презентацию и текстовый материал о проектной и исследовательский деятельности учащихся. Узнаете Что такое учебный проект, исследовательский проект, виды самостоятельной творческой работы учащихся, проект как метод обучения, игровые и ролевые проекты, информационный проект. 

проект_2

Что такое проект и как его осуществить Презентация Скачать бесплатно

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. Презентация Скачать бесплатно

Научно-исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся. Скачать

Исследовательская деятельность. Скачать

Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии.

     С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — “исследовательское обучение”. Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

 

Цели научно- исследовательского обучения:

  1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
  2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
  3. Способствовать развитию компьютерной грамотности учащихся.
  4. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
  5. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
  6. Способствовать  развитию интегрированного подхода к решению проблем.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

 

Задачи научно- исследовательской деятельности:

  1. Познакомить учащихся  теоретическими основами научно- исследовательской деятельности.
  2. Научить учащихся работать с различными источниками информации.
  3. Ознакомление учащихся с возможностями использования персональных компьютеров для решения практических задач.
  4. Отработать навыки публичного выступления,  защиты своей работы перед аудиторией.
  5. Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.

Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

 

Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.

         Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях. Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий, внеклассной  работой. Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой её защиты и т.д.

Таким образом, понимание научного учебного исследования как образовательной технологии общего образования, способствующего развитию личности, повышению ее творческого потенциала, самоидентификации и самоопределения, задает современный контекст ее рассмотрения как эффективного способа общего образования.

Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Перечислим их:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • овладение методикой исследования;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
  • создание конечного продукта исследования.

Что должен знать учитель, который руководит научной деятельностью учащихся

          Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию. Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель. Существуют определённые требования к учителю, реализующему  научно- иссле­довательский подход к обучению Учитель, руководящий исследовательской деятельно­стью учащихся, должен:

  • Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с ко­торыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить пе­ред учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
  • Выполнять функцию координатора исследова­тельской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
  • Стараться увлечь учащихся проблемой и процес­сом ее глубокого исследования, стимулировать твор­ческое мышление при помощи поставленных вопросов.
  • Проявлять терпимость к ошибкам учеников, пред­лагать свою помощь или адресовать к нужным источ­никам информации.
  • Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специ­алистами по исследуемой проблематике.
  • Предоставлять возможность для регулярных от­четов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
  • Заканчивать процесс исследовательской дея­тельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.

Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.                

        Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.       

         Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, знакомится с литературой по данной проблеме, анализирует собранный материал, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения

Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Суть этого подхода состоит в том, что цели обучения представляют собой триаду — «умение действовать», «умение быть» и «умение жить». Одна из основных идей компетентностного подхода заключается в том, что компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности. Формирование исследовательских компетенций происходит в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.

Важным условием для развития исследовательских компетенций  является создание развивающей среды, способствующей формированию у учащегося внутренней мотивации деятельности по решению проблем как  с научной, так и житейской точки зрения.

Определяя понятие исследовательской деятельности, следует рассматривать его как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн СЛ., Врушлинский А.В.).

Как показывает практика, в условиях образовательного учреждения все решает не направление науки, а личность педагога, его обаяние, талант, открытость для детей, личная увлечённость данной наукой и многие другие включительно личностные характеристики. Так как преподаю несколько дисциплин (математику, информатику, географию, химию), стараюсь рассмотреть предмет исследования с точки зрения нескольких наук. Например, изучая приметы предсказания погоды по Народному земледельческому календарю, говорю с учащимися о географических закономерностях изменения погоды. По наблюдениям, они вносят данные в календарь погоды, обрабатывают полученные данные методами математической статистики, оформляют результаты с использованием офисных программ.

На уроках географии учащиеся 8 класса при изучении темы «Циркуляция воздушных масс» по материалам сайтов «Прогноз погоды» определяют  установление циклонов и антициклонов, описывают характерные для них типы погоды.

Учащиеся 8 – 9-х классов выполняют исследовательские задания творческого характера. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Стараюсь выбрать такие темы, которые будут подразумевать поиск ответов в сфере межпредметных знаний.

Такие исследования целесообразно проводить во внеурочное время, индивидуально или в группе. Работая в малокомплектной школе, организую исследование по индивидуальным траекториям с одаренными детьми.

Работа над исследованием  включает в себя насколько этапов:

•  подготовительный;

•  непосредственная работа над исследованием;

•  подведение итогов, оформление результатов;

•  презентация результатов исследования.

  1. 1.      Подготовительный этап

Начиная работу над исследованием, следует ответить не только на вопрос «Как мы это делаем», но и «Почему мы это делаем?». Важно, чтобы каждый участник исследования был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?».

Развитие исследовательских компетенций происходит посредством выполнения учащимися серии заданий.  Например:

Задание №1. Из учебника географии выпишите определение циклона, урагана, заморозка. Укажите название учебника и номер страницы, где можно найти каждое определение.

Задание №2. Опишите изменения светового режима на планете Земля в течение суток.

Задание №3. Объясните смену дня и ночи на планете Земля.

Задание №4. Обобщите: смерч, ураган, тайфун – это…

Задание №5. В Internet найдите информацию о биосферных заповедниках, целях и задачах их создания. Укажите сайт, на котором найдена данная информация.

Также на подготовительном этапе предполагается формирование и развитие у учащихся навыков осуществления научного исследования.

 



Оставьте свой комментарий, спасибо!
Ваше имя:
E-mail:
© 2021 , Уроки географии