Урок географии в 8 классе по теме «Расселение и урбанизация»
Решаемые учебные проблемы: Что такое «расселение», «поселение» и «расселение»? Какие населенные пункты в России считаются городами и ПГТ? В чем причина роста городов? Что такое «урбанизация»? Что такое «агломерация»? Сколько агломераций в России? Чем отличаются «сельский» и «городской» образ жизни? Основные понятия, изучаемые на уроке: Расселение, поселение, заселение; город и ПГТ; урбанизация и агломерация; городской и сельский образ жизни.
Ход урока
1 ЭТАП 1. ОПРОС (1 – 3 слайд) – 4 минуты
- Что такое «плотность населения»? Как определить «платность населения»?
- Для чего нужно знать «плотность населения»?
- Равномерно ли распределено население по территории России? От каких факторов это зависит?
- Как называется территория, на которой проживает более 90% населения России?
- Как называется территория с неблагоприятными природными условиями, на которой проживает около 10% населения нашей страны?
- Какая информация на карте плотности населения передается с помощью цвета?
- Как по карте плотности населения узнать об особенностях размещения городского населения страны?
(Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на слайды презентации)
2 ЭТАП. Создание проблемной ситуации (3-й слайд – вторая часть) – 1 минута
Деятельность учителя
- Можете ли вы теперь ответить на вопрос: от каких факторов зависят особенности размещения населения по территории страны помимо климата?
(Слайд 4 – тема урока)
Слайд 5 – содержание (Ход урока) – 1 минута
3 ЭТАП. «Открытие» нового знания (целеполагание) – слайд 5 – 6 – 1 минута
Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть целый ряд вопросов:
- Выяснить, чем различаются понятия «расселение», «поселение» и «заселение».
- Узнать, какие существуют типы заселения территории России?
- Какие населенные пункты в России считаются «городом» и ПГТ?
- Что такое «урбанизация»? Как связано с урбанизацией такое понятие, как «агломерация»?
- Чем отличаются «городской» и «сельский» образ жизни.
4 ЭТАП. Учебные действия по реализации плана – (слайд 6) – 12-14 минут
Учитель объясняет, что результатом работы учащихся на уроке должна стать заполненная страница с печатной основой (А4). Для выполнения этой задачи, для реализации цели урока и получения информации на перечисленные вопросы класс делится на пять групп по пять человек в каждой.
Каждому члену группы присваиваются номера, от 1 до 5. Для того, чтобы ученики не спорили друг с другом, номера может присвоить учитель с помощью бумажных карточек или бейджиков (их можно использовать регулярно). Лучший вариант, если группы будут сформированы самим учителем. Или хотя бы одна из таких групп. В эту группу имеет смысл включить самых подготовленных, способных к самостоятельной работе учеников. Учитель объясняет, что по его команде учащиеся меняются местами. В одну группу собираются все ученики под номером 1, во вторую – под номером 2 и т.д. образуется пять новых групп. Эти группы получают инструктивные карточки для работы. На выполнение заданий группам дается 10 минут. (см. слайд № 7)
Инструктивные карточки для групп представлены в папке «Инструктивные карточки»
Образец листа с печатной основой представлен в Приложениях
5 ЭТАП. Применение нового знания. (слайд № 8) – 14-12 минут
По команде учителя ребята возвращаются в свои первоначальные группы (прием «зигзаг»)
Каждый «номер» информирует остальных участников группы по результатам работы со своей инструктивной карточкой и руководит заполнением листа с печатной основой. (слайд № 8)
ПРИМЕЧАНИЕ: если у вас в классе более 25 учащихся (оптимальное число для другого варианта – 30) – можно применить известную технологию (прием) – «хождение в гости». В таком случае вам придется придумать задание для шестой группы. В каждую группу будет по-прежнему входить по пять человек. Только группы сразу получают задания. Через семь минут члены группы № 1 идут по одному человеку во все другие группы и рассказывают содержание своего задания. Потом члены первой группы возвращаются на свои места, а члены группы № 2 идут «в гости» в другие группы со своей информацией и т.д. Важно следить за временем, заранее учтя, сколько времени потребуется ученикам для высказывания по теме, а остальным для воспроизведения информации в листе с печатной основой.
6 ЭТАП. Закрепление учебного материала.
= работа со слайдами 9 – 14 (часть «ПРЕЗЕНТАЦИЯ») – 3 минуты
= для проверки (закрепления) знаний по изученной теме предусмотрен кроссворд, который используется на следующем уроке. При желании закрепление учебного материала можно провести через работу с кроссвордом на данном уроке, пропустив слайды 9 – 14.
ВЕРНЕМСЯ к нашей проблеме урока (слайд 3-й):
- от каких факторов зависят особенности размещения населения по территории страны помимо климата?
Беседа с учащимися по вопросу – слайд № 15
7 ЭТАП. Рефлексия (итог урока) – 2 минуты
Предлагаю два варианта рефлексии урока
1-й вариант (см. слайд 22)
По пятибалльной системе оцени свою работу на уроке (можно на обратной стороне листа с печатной основой):
- «5» — если ты полностью справился со своим заданием и сумел доступно объяснить его членам своей группы
- «4» — если ты выполнил задание, но недостаточно понятно объяснял его своим одноклассникам
- «4» — если ты смог понять, как выполнять задание только с помощью руководителя своей группы, но сумел пересказать его суть своим товарищам.
- «3» — если ты плохо справлялся с выполнением задания и плохо объяснил своим одноклассникам результат его выполнения.
- «2» — если ты не сумел даже пересказать задание, выполненное другими участниками группы, в которой работал.
2-й вариант (см. слайд 16)
В приложениях к уроку есть материал для распечатки данного текста на каждого ученика:
Оцени свою деятельность и деятельность других на уроке
Упражнение «На какой я ступеньке»
Размести «себя» на ту ступеньку, которую достиг в результате работы на уроке, т.е. напишите свое имя.
Рекомендации:
Если все удалось, все было понятно – 4-5 ступенька. Если встречались затруднения – 3-2 ступенька
Если все было не понятно – 1 ступенька
Любым способом отметь своё отношение к происходившему на уроке
?— трудно, неинтересно !— легко, интересно ??— трудно и неинтересно
!!— легко и интересно ?!— неинтересно, но легко !?— интересно, но трудно
Оцени работу своей исследовательской группы по пятибалльной системе
8 ЭТАП. Домашнее задание. (Слайд 17) – 1 минута
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация PowerPoint – 22 слайда.
Методические рекомендации для учителя
Сценарий (конспект) урока Расселение и урбанизация. Скачать
Печатная основа для заполнения всеми учениками
Задания для учащихся № 1 и № 2
Задания для учащихся № 3 и № 4
Приложение для группы № 5
Инструкции всем группам
Рефлексия
Кроссворд
Презентация к уроку Расселение и урбанизация Скачать
Основные элементы работы/содержание презентации | Управление презентацией | |||
Слайд № 1 – 3На слайде три вопроса по материалу прошлого урока. Выслушать ответ ученика на первый вопрос и кликнуть по номеру вопроса – откроется правильный вариант ответа, подтверждающий или опровергающий ответ ученика. При наличии интерактивной приставки или И/доски это может делать сам ученик, отвечающий у доски, с помощью стилуса. | Слайд 1. Используются гиперссылки и триггеры. Переход на следующий слайд щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке «далее».При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима. | |||
Слайд № 3Завершающий вопрос № 7. Ответ открывается с помощью щелчка мышкой.При следующем щелчке мыши поле ответа очищается и открывается проблемный вопрос урока, который учитель предлагает обсудить, познакомившись с темой урока и ходом его проведения. Переход к слайду № 4 | Слайд 3. Используются гиперссылки и триггеры. Переход на следующий слайд щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима. | |||
Слайд № 4Ученики знакомятся с темой урока. Эпиграф не зачитывается (индивидуально) | Слайд 4.Переход на следующий слайд щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима. | |||
Слайд № 5Ход урока:Кликнуть на один из пунктов плана, например на – откроется слайд соответствующего содержания – этап урока.Вернувшись на слайд № 3 с «постановкой проблемы», возврат к плану (ходу) урока произведите с помощью кнопки «ход урока» | Слайд 5. Используются гиперссылки.Переход на слайд с ресурсами щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима. | |||
Слайд № 6Кликнуть на верхнюю стрелку – откроется цель урока. Кликнуть на последующие стрелки – откроются задачи урока | Слайд 5.Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима. | |||
Слайды № 7План реализации намеченных целей. Учитель доводит до учащихся следующую информацию:У нас скомплектовано пять групп для работы на уроке. Каждому из вас присвоен номер с 1 по 5-й (на экране это цветные смайлики).На партах стоят номера от 1 до 5.По моему сигналу учащиеся с № 1 пересаживаются за стол под № 1; учащиеся с № 2 за стол под № 2 и т.д. | Слайд 6. При щелчке ЛК мыши на слайде происходит перестройка смайликов – учеников (как произойдет переход в новые группы)Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима. | |||
Слайд № 8 – Исследование или работа в группах.Слайд со следующим сожержанием:Каждая из вновь сформированных групп, получает задание. На выполнение задания дается 7 минут. По окончанию этого времени все учащиеся возвращаются в свою первоначальную группу.После перемещения смайликов щелкните ЛК мыши — откроется текст:Вернувшись в свою первоначальную группу, каждый учащийся, начиная с № 1 и заканчивая №5, сообщает своим одноклассникам результаты работы своей исследовательской группы и руководит заполнением листа с печатной основой | Слайд 8.Щелчком ЛК мыши учитель показывает, как произойдет возврат учащихся в свои первоначальные группы после выполнения задания (смайлики перемещаются)Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима. | |||
Слайд № 9Главный слайд, открывающий переход по гиперссылкам к слайдам, подтверждающим или опровергающим результаты работы групп.Если Вы решили провести проверку результативности работы групп с помощью кроссворда – измените гиперссылку на слайд № 20 и выдайте учащимся раздаточный материал – кроссворд.Щелкните по центральной картинке 9-го слайда – произойдет переход на слайд № 15 – обсуждение проблемного вопроса урока. | Слайд 9.Используются гиперссылки и триггеры. При нажатии на картинку с номером группы открывается слайд, информирующий о предполагаемом результате работы соответствующей группы.При демонстрации слайда № 12 (прогнозируемые результаты работы учащихся с №3) автоматически звучит отрывок из песни В. Токарева «Небоскребы, небоскребы…»При демонстрации слайда № 14 звучит песня «от людей на деревне не спрячешься…»Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима. | |||
Слайды № 15Выслушиваем мнение учащихся.На слайде использована анимационная картинка — «Ученик поднимает руку». Если она не срабатывает, то перед началом демонстрации рекомендуется её обновить (см. в папке). | Слайды 15.При щелчке ЛК мыши открывается иллюстрация, обобщающая ответы учеников.Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима. | |||
Слайд № 16 – рефлексия (Оценивание своей работы)Предусмотрено два варианта. На слайде № 16 представлен второй (ученикам для этого выдается распечатанный текст). Если времени мало – воспользуйтесь первым вариантом – слайд № 22 (оценку ученики пишут на оборотной стороне листа с печатной основой) – щелкните по кружку справа на слайде № 5 | Слайд 16. Используются гиперссылки и триггеры.Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима. | |||
Слайд № 17Домашнее задание. Если кроссворд на уроке не использовался, можно щелкнув по картинке (ученик решает кроссворд за ПК) продемонстрировать вариант кроссворда, который ученикам можно составить дома (слайд № 20). Или использовать этот слайд на следующем уроке. Кроссворд решается на бумаге (см. раздаточный материал) (на слайде № 21 решенный кроссворд) | Слайд 17. Используются гиперссылки и триггеры.Возврат на слайд №5 щелчком ЛК мыши по управляющей кнопке.При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.Переход на слайд № 20 и № 21 осуществляется по управляющей кнопке. Нажав ЛК мыши на управляющую кнопку «назад», возвращаемся на слайд № 5 | |||
Слайд № 18Если Вы на слайде № 5 щелкнете ЛК мыши по картинке (ученик с поднятой рукой) – откроется слайд № 18 «Спасибо за урок!» Замените фотографию на свою. | Слайд 18. При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима.При нажатии ЛК мыши на кнопку «ресурсы» — переход на слайд № 19 | |||
Слайд № 19Интернет – ресурсыБез анимации. | Слайд 19. При нажатии на стрелку слева внизу завершение демонстрационного режима. |
Отлично, спасибо!